Большинство мусульман знают слова Пророка ﷺ о том, что за знанием следует идти даже в Китай. Некоторые добавляют «в далёкий» Китай. Давайте разберёмся, почему же именно в Китай?
Если говорить о том, что Китай (который ближе к родине Пророка ﷺ, чем арабское государство Марокко, например) – это просто символ отдалённости, то возникает вопрос: для чего ему было нужно выделять какое-то географическое название, если можно было просто сказать: «Хоть на край света» или «На край земли» и т. п.? Да ещё дать впоследствии повод спорам, связанным с этим названием страны Знания?
Прежде чем углубляться в территориальный вопрос, следует разобраться – а за каким знанием он посылал? Мы ведь знаем, что Всевышний создал всё в паре, и эта пара противоположностей в отношении знания чаще всего выглядит так: «знание религиозное» и «знание светское».
Любой мало-мальски грамотный мусульманин знает, что за религиозным знанием ни в Китай, ни куда-то ещё Пророк ﷺ никого не посылал, так как сам принёс нам всё знание о религии, от а до я. Ведь именно ему Всевышний поручил донести до нас Свою религию, и направление людей куда-либо за этим стало бы его ослушанием перед Своим Творцом, от чего лучшие из людей ограждены Господом миров. Остаётся знание научное (светское).
Какой-нибудь недалёкий читатель может возмутиться: «А зачем нам светское знание? Мы мусульмане, нам следует изучать религиозные науки, а всё остальное оставим неверным!». Но давайте вспомним, чем возвысил Творец первого человека, Адама (мир ему) над ангелами и джиннами настолько, что повелел им совершить поклон нашему праотцу? Разве религиозным знанием? Ведь ангелы созданы исключительно для поклонения, и с точки зрения религии они совершенны. Напротив, Адам превзошёл их совсем в другом – в том самом «светском» знании, сумев назвать все окружающие его вещи. Так что с этим всё понятно.
А куда ещё мог послать за знанием о природе вещей наш пророк, если не в Китай? В погрязшую в невежестве средневековую Европу? К папуасам? К африканским туземцам? К чукчам или алеутам? В языческую Индию?
Может возникнуть встречный вопрос: а чем китайцы были лучше папуасов или викингов в плане научных знаний?
По счастью, сподвижники Мухаммада ﷺ и их последователи обладали большей верой, чем мы с вами – если он сказал «в Китай», то значит в Китай, без лишних вопросов! И благодаря этой своей вере арабы сумели вырвать человечество из тьмы языческого мракобесия и привести в нынешний мир космические и цифровые технологии, зародившиеся благодаря знаниям, дожидавшимся в Поднебесной Империи прихода любознательных арабов, вдохновлённых Пророком ﷺ на поиск знаний.
Учёные часто называют Китай «заспиртованным младенцем» за то, что в недрах этой древней цивилизации тысячелетиями хранятся знания, дожидаясь того времени, когда человечество дорастёт до уровня их понимания и практического использования.
Это как морозильная камера в холодильнике – мясо в ней может храниться сколь угодно долго, но в пищу такой каменный монолит не годится – его надо обработать до состояния, в котором оно становится приятным и вкусным блюдом.
Роль этих самых своеобразных «поваров» взяли на себя современники Пророка ﷺ и их последователи из числа следующих поколений.
Вот некоторые из «блюд», которыми арабы «накормили» нуждающееся в свете знаний человечество, воспользовавшись указанной нашим пророком страной Знания.
Бумага
Само понятие «Писание», «Книга» было бы немыслимо без этого изобретения из Поднебесной. Благодаря бумаге каждый из нас имеет возможность приобрести и иметь у себя книги о религии и светских науках, художественную литературу.
Каждый разумный человек понимает значимость книг, можно написать огромный труд о значении бумаги и книгопечатания для человечества, но тогда мы не успеем рассказать о других китайских изобретениях.
Компас и магнит
Компас – это мореплавание, навигация, великие географические открытия. Магнит – это электромагнитные приборы, вся электротехника, все бытовые электроприборы, акустические системы (микрофоны, наушники, аудиоколонки и т. п.), радио, телевидение, телефония – да целой книги не хватит, чтобы рассказать о значении этого китайского открытия!
Химия
Китайские учёные, правда, больше были заинтересованы в получении золота из других металлов и создании снадобий для продления жизни и омоложения, однако их алхимические опыты (от арабского «Аль-кимия») положили начало целой науке, без которой немыслимо существование нашей цивилизации.
Двоичное исчисление (инь-ян)
Так как мир полярен, то естественно, что лучшим языком для описания Творения является двоичный код. Математик Лейбниц, изучая символику китайской «Книги Перемен», обнаружил в ней этот язык и предложил для облегчения его использования заменить сплошные (ян) и прерывистые (инь) чёрточки на математические символы 1 и 0. То, что вся цифровая техника работает на двоичном коде 1-0; и что все компьютеры, большая часть аудио-видеотехники, сотовая связь и многое-многое другое – просто мёртвые железки без двоичного языка китайской «Книги Перемен» («И Цзин»), думаю, объяснять не нужно.
Порох
Это огнестрельное оружие, потом артиллерия, потом ракетостроение, потом космонавтика. Это китайское изобретение вывело человечество в космос.
Ярмо
До того, как арабы привезли в Европу ярмо из Китая, в сельском хозяйстве для использования плуга применялись постромки – пахотное животное стягивалось в районе грудной клетки верёвками и из-за этого задыхалось при работе, демонстрируя чрезвычайно низкую работоспособность – земледельческое население Старого света с трудом могло прокормиться, ни о каком избыточном продукте не могло быть и речи!
Ярмо дало возможность резко увеличить урожаи зерновых культур, заметно снизив проблему голода, и поспособствовало росту населения, в первую очередь на Европейском континенте, который вскоре стал центром современной цивилизации, восприняв от арабов те знания и науки, которые они принесли из Китая, а затем и развив их.
Можно было рассказать и о других изобретениях китайской цивилизации, сыгравших или играющих большую роль в жизни современной цивилизации – китайской медицине, в которой нет такого понятия, как неизлечимая болезнь; шёлке, который впоследствии привёл к изобретению ткацкого станка и бурному росту промышленного производства и урбанизации Европы, и о многом, многом другом, но всё это имеет отношение лишь к материальному развитию человечества.
Однако есть в Китае сокровище, за которым в первую очередь посылал наш Пророк ﷺ –искусство размышления. Он сказал: «Один час размышления приближает к Всевышнему больше, чем 60 лет поклонения!». Вот этому Знанию человечество не уделило ещё должного внимания, а ведь тот, кто сумеет обуздать свой ум, сможет подчинить своему разуму и свой нафс (эго), и своё тело.
Искусство размышления, приводящее к умению полностью контролировать свой ум, эмоции и тело, по-научному носит название «медитация» (что в переводе с латыни, да и с английского означает «размышление»). Конечно же, многие горячие головы кинутся возражать, что размышлять надо о Всевышнем, а что знали об Аллахе какие-то китайцы во времена Пророка ﷺ, до которых тогда и Ислам ещё не дошёл?!
Но соль именно в том, что наш Пророк запретил размышлять о Всевышнем, чтобы не приписывать Ему того, что подскажет воображение, и от неверия, связанного с этим, спасёт именно медитация, то есть размышление о творении, а не его Творце!
Некоторые могут сказать: «Как же так? Где авторитетные мусульманские источники, подтверждающие, что Пророк ﷺ имел в виду именно Китай? Какой мусульманский учёный это сказал? Нет, так не пойдёт, всё это выдумки!» – не подозревая, что этим самым противоречат Корану, в котором Всевышний сказал (Коран, 6-67):
لِكُلِّ نَبَإٍ مُسْتَقَرٌّ ۚ وَسَوْفَ تَعْلَمُونَ
«У каждого события, о котором сообщил Аллах, есть установленное время, когда оно точно произойдёт, и вскоре вы узнаете правдивость этих сообщений, когда они сбудутся». (сура Аль-Ан'ам: 67)
Это означает, что события будущего не были известны мусульманским учёным до того, как они сбывались – и, следовательно, до открытия представленных выше доказательств того, что Пророк ﷺ посылал за Знанием именно в Китай, ни один мусульманский учёный не мог этого знать и не мог ничего об этом написать, ведь для этого следовало исполнить это поручение – поехать за Знанием в Китай.
Далеко за доказательством сказанного ходить не надо, достаточно примера сегодняшних дней – слов Гагарина в тот момент, когда он взглянул на нашу планету из Космоса: «Что я вижу? Я во сне, или глаза мои очарованы?».
До того, как эти слова были произнесены советским космонавтом, ни один мусульманский учёный не мог увязать их с развитием космонавтики, сообщить, чьи это будут слова и в каком году будут произнесены, и только после того, как это сбылось, появилось достоверное знание.
В заключение хочется сказать, что Последнее Откровение, Последний Завет – книга Аллаха, в которой заключена бесконечная мудрость, и лишь малая часть её доступна человеческому разуму, но именно поэтому она так манит и притягивает пытливые умы, ведь процесс познания неукротим, и самый ценный дар нашему праотцу Адаму (мир ему) от нашего Творца – разум – на то и дан, чтобы мы стремились раздвинуть границы нашего познания, потому что знания – сила!
Руслан Исаев
Смотрите также:
Всевышний Аллах определил знание как средство достижения любых ценностей