Снимай. Выкладывай. Обсуждай…

17 Октябрь 2019 1403

«Неважно, что я там вижу и говорю,

Важно лишь, смогу ли я на этом хайпануТЬ.

Плевать, устраню ли я зло или спасу жизнь кому-то,

Главное, чтобы пробила, наконец, моей славы минута».

Консервативный горец

Несомненно, в жизни каждого из нас случаются время от времени моменты, когда со скрежетом зубов и паром из ноздрей приходиться делать выбор. Так сказать, момент истины, который может рассказать о нас намного больше, чем трёхтомники, которые мы пишем о себе в социальных сетях. Ну, например, когда мы оказываемся перед дилеммой: сожрать кусочек тирамису (который так и тянет к себе) или и дальше следовать диете, оставаясь стройным, но злым. Или, к примеру, когда в компании знакомых кто-то начинает приписывать тебе мегасмелый поступок, а ты сидишь и мечешься между угрызениями совести и тщеславием.

А ещё нередко мы становимся очевидцами ситуации, когда кому-то нужна помощь, и тут нас колбасят сомнения: броситься и постараться чем-то помочь или… достать телефон и стать автором очередной «сенсации». Знакомо? Если да, то предлагаю об этом немного подумать.

Глухой звонарь

Cо слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха сказал:

حَقُّ المُسْلِمِ عَلَى المُسْلِمِ خَمْسٌ: رَدُّ السَّلاَمِ، وَعِيَادَةُ المَرِيضِ، وَاتِّبَاعُ الجَنَائِزِ، وَإِجَابَةُ الدَّعْوَةِ، وَتَشْمِيتُ العَاطِسِ

«Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, участвовать в похоронах, принимать приглашение и желать блага чихнувшему». (Бухари, 1240; Муслим, 2162; Абу Дауд, 5030; Тирмизи, 2737)

Вообще, «сенсаций» вокруг нас пруд пруди. И все – как по ГОСТу: жестокие, шокирующие или аморальные. Основные критерии тут – хайп и скандальность (оставьте себе благородство и высокие устремления).

И такой контент ежедневно поставляется десятками (а то и более) в паблики, в том числе в наши, дагестанские. Ну а там, минуя несуществующие этические фильтры, прямиком влетают в ТОП и создают вокруг себя недетскую шумиху.

И бесполезно в очередной раз костерить админов групп, тех самых, что своей «деятельностью» давно уже опустошили сокровищницы нашей нравственности. Эти люди знают, что для того чтобы пахнуть скунсом, есть множество способов, главное при этом – постоянно менять образ и вовремя отключать комментарии.

Дым города и огонь Геенны

Поистине, цифровой век и нанотехнологии раскрыли наше общество с другого ракурса, обозначив болевые точки. Если, к примеру, раньше статус человека напрямую определялся тем, насколько он человечен (сорри за тавтологию) (это когда это были такие дивные времена? Ох уж это золотое прошлое, которого никогда не было), то сегодня табель о рангах строится по критериям фейма (известности, славы) и скандальности.

И вот ради этой сиюминутной и вычурной популярности человек, как оказалось, готов на многое. Например, многие готовы оставаться равнодушными в те моменты, когда медлительность и желание всё заснять может стоить кому-то жизни. Таких случаев просто чёртова туча!

Сегодня среди нас есть те, кто будет снимать загоревшийся автомобиль вместо того, чтобы помочь его потушить. Другие стримят тонущих детей или кровавое месиво после столкновения двух автомобилей и многое другое.

Понятное дело, всем хочется урвать кусок славы и хайпануть. Но, чёрт возьми, ребята, должны же быть какие-то рамки разумного, за которыми заканчивается адекватность. Или их уже на самом деле нет?

Абсурд порой доходит до того, что некоторые паблики выставляют у себя в ленте символический прайс, где отправленные материалы тарифицируются по степени жести…

Лучший из худших

От Абу Мас‘уда Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

مَنْ دَلَّ عَلَى خَيْرٍ فَلَهُ مِثْلُ أَجْرِ فَاعِلِهِ

«Указавшему на благое (полагается) такая же награда, как и совершившему его». (Муслим, 1893; Абу Дауд, 5129; Тирмизи, 2671)

Возможно (Хотя кого я пытаюсь обмануть? Не возможно, а стопудово!), наши праведные предки отличались от нас именно этим. Состраданием. Которое у них было в крови, а до нас практически не дошло (Вот опять – «раньше-было-лучше». Откуда эти фантазии? Он жил тогда? Родную историю надо изучать. По книгам. Раньше тоже было вот это всё гадкое, просто не было телефонов, чтобы заснять. Если бы были, то, поверьте, нашлись бы среди «праведных» предков те, кто заснял бы и выложил).

Как по мне, именно сострадание заставляет человека вопреки инстинкту самосохранения ломиться в горящие дома и бросаться в воду в попытке спасти чью-то жизнь ценой своей. И когда-то ведь это было нормальным и вовсе не считалось героическим. Но то ли дело мы… Мы-то знаем, что если, к примеру, под окнами нашего дома развязался кровавый конфликт (в котором вот-вот кого-то «замочат»), то наш святой долг – не вызывать полицию или пытаться сделать маслиат, а вовремя достать смартфон и всё «зафиксировать».

Ну а если мы замечаем курящую девушку или целующуюся в общественном месте парочку, то согласно непоколебимому кодексу горца, нельзя подходить и указывать людям на ошибки. В таких случаях мы должны (нет, «обязаны»!) как можно чётче «застримить», как люди «делают грязь» и, указав геолокацию, скинуть своё добро во всевозможные паблики. О дальнейшей судьбе ролика можете не переживать – он в надёжных руках.

Попав в группы, такой контент мигом собирает вокруг себя праведников местного разлива, которые на серьёзных щщах будут обсуждать, каким образом лучше казнить нечестивцев, глумящихся над их обычаями и традициями. В общем, привет мифы и легенды Древней Греции, написанные под спайсом братьями Гримм!

Удивительно, что банальная с виду «схема» (снял, выложил, обсудил) неубиваема и остаётся на плаву уже долгое время. И порой задаёшься вопросом: ну неужели мы настолько тупы и примитивны, что кроме как кого-то палить и что-то снимать нам больше заняться-то нечем?

Пессимист в комнате смеха

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ أَكْثَرِ مَا يُدْخِلُ النَّاسَ الْجَنَّةَ فَقَالَ تَقْوَى اللَّهِ وَحُسْنُ الْخُلُقِ

«Однажды Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о том, что чаще всего будет помогать людям попасть в Рай, и он сказал: "Богобоязненность и благонравие"». (Ибн Маджах, Тирмизи)

На самом деле при некоторой комичности вопроса в этом мало что смешного. Потому что рано или поздно этот снежный ком, со свистом летящий с вершины горы, достигнет гигантских размеров и попросту снесёт нашу крепость под названием «Горцы».

Блага цивилизации, как мы видим, могут выйти нам боком, и тут уже не разберёшь, что хуже: жить в дискомфорте или в деревне дураков. Самое интересное, что родившиеся в конце девяностых – начале нулевых, скорее всего, даже не поймут, о чём я говорю. Начало их осознанной жизни пришлось на время, когда люд уже плотно сидел на игле социального одобрения и когда жить «с камерой наготове» было уже не зашквар.

Однако мы, дети 70-х и 80-х, так остро реагируем на то, как на наших глазах рушатся столпы человечности, просто потому, что это, возможно, уже то звено, которое станет последним в разорвавшейся цепочке, связывающей нас с нашим прошлым. Прошлым, в котором не было стремления хайпануть на чужих косяках и набрать подписчиков на аморальном контенте.

В такие моменты чувствуешь себя немым калекой, ставшим свидетелем чужого пожара. Нелепо размахивая культями и беззвучно крича о помощи, мы вынуждены наблюдать, как пламя охватывает дом и пожирает находящихся в нём людей, не желавших прислушаться к предостережениям инвалида.

Не молчи!

«Чума была не в чемоданах из Бангладеш,

Она была не в дальних странах. Что ей рубеж?

Она была в молчанье сытом отёчных глаз...

Так равнодушие – визитом, коснулось нас.

Чума бездушия свой вирус роняет в кровь.

И я из лап её не вырвусь, не вспыхну вновь» ... (Глеб Горбовский, 1971)

Несомненно, об этом должен думать каждый. Ведь зачастую всё зло, которое творится на наших глазах, происходит из-за банального и холодного, как железо, равнодушия. Когда, не желая впрягаться, человек предпочитает оставаться свидетелем, или, что ещё хуже, «очевидцем». Тем самым «очевидцем», который, видя, как маньяк в переулке насилует девушку, не побежит к ней, чтобы отбить её, но побежит прочь, чтобы рассказать об этом.

Говоря о тех, кто привык всё снимать на камеру, паразитируя на чужом горе, хотелось бы кое-что напомнить. Знайте, люди в основном делятся на две категории: на тех, кто, видя избиение человека, попытается помочь, и тех, кто пройдёт мимо. Так вот, вы в этой ситуации – это тот, кто бьёт.

Понравилась статья?

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Камаль Магомедов

 

 

Смотрите также:

Распространение скверных фото видео

Я памятник себе воздвиг... виртуальный

Социальные сети в копилке грехов

«Мелочи жизни», а стоит задуматься

Мы утопаем в «счастье» виртуального мира, разрушая реальную жизнь…

Что случилось с людьми?

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.