Болезнь и жизненные трудности – не причина для отчаяния

1 Август 2021
25612

Все люди – творения Всевышнего Создателя, и в этом мире мы находимся временно. У каждого человека за это короткое время, которое мы называем жизнью на земле, бывают печали и радости, подъёмы и провалы, поражения и победы, которые периодически сменяют друг друга. Так Всевышний Творец устроил нашу жизнь.

Каждый верующий понимает, что вся жизнь на этой Земле является для него испытанием от Всевышнего. Милости и блага Всевышнего, которым мы часто радуемся, и беды, постигающие нас, из-за которых мы печалимся – всё это является испытанием.

Однако при правильном восприятии и соответствующем поведении в любых жизненных ситуациях не только блага, но и беды могут стать для верующего милостью Всевышнего Аллаха. Вы всё правильно прочитали – беды, постигающие человека, при правильном подходе могут стать для него милостью и наградой.

Ведь если человек, которого постигло горе, не жалуется на него, проявляет стойкость и терпение и благодарит Всевышнего за то, что его не постигли ещё более тяжкие беды, оно станет для него милостью Аллаха. Более того, за стойкость и терпение он получит большое вознаграждение.

Как видите, и блага, и беды – это испытание для человека. Тот, кто не способен выдержать испытание горем, не выдержит испытания благами. А тот, кто уверовал в могущество и милость Всевышнего Аллаха, выдерживает любые испытания, и даже при больших бедах, которые его постигают, он благодарит Создателя. Ведь любое испытание в жизни можно превратить в милость Всевышнего Аллаха.

Поэтому верующий никогда не впадёт в отчаяние, ибо любая неприятность, которая постигает его, может стать для него подарком от Аллаха, ведь за это с него списываются грехи. Если же он вдобавок проявит стойкость и терпение, это послужит причиной прощения множества его грехов и получения огромного вознаграждения.

От Абу Яхьи Сухайба бин Синана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عَجَباً لأمْرِ المُؤمنِ إنَّ أمْرَهُ كُلَّهُ لَهُ خيرٌ ولَيسَ ذلِكَ لأَحَدٍ إلاَّ للمُؤْمِن : إنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكانَ خَيراً لَهُ ، وإنْ أصَابَتْهُ ضرَاءُ صَبَرَ فَكانَ خَيْراً لَهُ

«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим, 2999)

Вся наша жизнь – испытание как для верующего, так и для неверующего. Это испытание как для грешников, так и для праведников. Каждый человек подвергается испытаниям, пока находится на этом свете, но, если при этом он вспомнит о Всевышнем Аллахе и обратится к нему, Аллах не оставит его.

Больше всего неприятностей в жизни человека случается из-за различных болезней и недугов. Он сам или его близкий может заболеть, в любом случае, это очень тяжкое испытание для человека. Но если человек представит себе, какие блага ему уготованы за это в Судный День, и осознаёт, что именно Всевышний Аллах выбрал для него эту болезнь, какие у него могут быть ощущения?

Если человек действительно верующий, он воспрянет духом и будет готов не то что решить, а порвать любую проблему. Он от радости может обнять эту проблему так, что после объятия она упадёт и уже не поднимется. Ведь болезни, несмотря на физические и душевные страдания, приносят и много радости.

Человеку записывается такая же награда, как за совершение благого деяния, которое он обычно совершал, будучи здоровым, если он в результате болезни лишается возможности его совершения.

От Абу Мусы Аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

إِذَا مَرِضَ العَبْدُ أَوْ سَافَرَ كُتِبَ لَهُ مِثْلُ مَا كَانَ يَعْمَلُ مُقِيماً صَحِيحاً

«Когда раб Аллаха болеет или находится в пути, ему записывается совершение того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым». (Бухари, 2996; Абу Дауд, 3091)

Чтобы человек мог стойко переносить тяготы болезни и проявлять терпение, он должен знать следующее:

1. эта болезнь предопределена Всевышним Создателем, и без воли Творца её бы не было.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

قُلْ لَنْ يُصِيبَنَا إِلَّا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَنَا هُوَ مَوْلَانَا ۚ وَعَلَى اللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ

(смысл): «Скажи (о Пророк): "Не постигнет нас ничто, кроме того, что предначертал нам Аллах (в Хранимой Скрижали). Он – наш Покровитель (помощник и хранитель). И пусть (только) на Аллаха полагаются верующие (во всех своих делах)"» (Сура Ат-Тавба: 51);

2. Всевышний Аллах милостивее к нему, чем сам он и все люди мира.

От ‘Умара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды к Посланнику Аллаха привели пленных женщин и детей, среди которых была женщина, искавшая кого-то, и когда она нашла среди пленных ребёнка, то взяла его, прижала к себе и накормила грудью. Увидев это, Посланник Аллаха, спросил:

أتَرَوْنَ هذِهِ المَرْأةَ طَارِحَةً وَلَدَها في النَّارِ ؟ قُلْنَا : لاَ وَاللهِ . فَقَالَ: لَلَّهُ أرْحَمُ بِعِبَادِهِ مِنْ هذِهِ بِوَلَدِهَا

«Как вы думаете, способна ли эта женщина бросить в огонь своего ребёнка?». Мы сказали: «Клянёмся Аллахом, нет». Тогда он сказал: «А Аллах милостив к Своим рабам больше, чем эта женщина к своему ребёнку» (Бухари, 5999; Муслим, 2754);

3. Всевышний Создатель избрал именно для него эту болезнь, и Аллах больше него самого знает, что ему лучше.

Всевышний Создатель – Мудрейший, и ему известно, как и что надо делать в соответствующей ситуации. Беда, постигшая человека – будь то болезнь или другое горе, заключает в себе мудрость Всевышнего, в ней есть милость для человека;

4. Всевышний Аллах, ниспосылая человеку эту болезнь, желает ему только добра.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

مَنْ يُرِدِ اللهُ بِهِ خَيْراً يُصِبْ مِنْهُ

«Того, кому Аллах желает добра, Он подвергает испытаниям». (Бухари, 5645; Ибн Хиббан, 2907)

Чем труднее испытание, тем больше награда за него. Однако эту награду получает только тот, кто не роптал на свою судьбу, терпеливо переносил испытания, был доволен решениями Аллаха и не выражал своё негодование;

5. испытание болезнью является признаком любви Аллаха к своему рабу.

От Анаса (да будет доволен им Аллах), передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

 إنَّ عِظَمَ الجَزَاءِ مَعَ عِظَمِ البَلاَءِ ، وَإنَّ اللهَ تَعَالَى إِذَا أَحَبَّ قَوْماً ابْتَلاَهُمْ ، فَمَنْ رَضِيَ فَلَهُ الرِّضَا ، وَمَنْ سَخِطَ فَلَهُ السُّخْطُ

«Поистине, великое воздаяние полагается за великое испытание, и, поистине, если Всевышний Аллах любит людей, Он подвергает их испытаниям, после чего довольствовавшиеся снискают благоволение Аллаха, а негодовавшие — гнев Его» (Тирмизи, 2396);

6. этот мир не вечен, а вечный Мир, куда мы все перейдём, более достоин внимания и усилий.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

قَالَ اللَّهُ: أَعْدَدْتُ لِعِبَادِى الصَّالِحِينَ مَا لاَ عَيْنَ رَأَتْ ، وَلاَ أُذُنَ سَمِعَتْ ، وَلاَ خَطَرَ عَلَى قَلْبِ بَشَرٍ

«Всевышний Аллах сказал: "Для Моих праведных рабов Я приготовил то, чего не видел глаз, о чём не слышало ухо и чего даже не представляло себе сердце человека"». (Бухари, 3244, Муслим, 2824; Тирмизи, 3197).

Если больной человек желает для себя успокоения и утешения, пусть смотрит на тех, кто хуже него положением, а не на тех, у кого положение лучше. Также ему следует вспомнить положение пророков (мир им), сахабов, табиинов и других праведников (да будет доволен им Аллах), которых Аллах испытывал куда более тяжкими бедствиями.

Прежде всего мы должны вспомнить, какие испытания были ниспосланы любимцу Аллаха Пророку Мухаммаду , как он страдал от вреда мекканских мушриков, как он был ранен в день битвы при Ухуде и так далее.

Всевышний Аллах также испытывал сподвижников Пророка и других праведников, имамов и учёных. Чем тяжелее испытания раба, тем больше Аллах любит его. Поэтому не стоит отчаиваться по причине болезней и других трудностей – поистине, это всё пройдёт.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا إِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا

(смысл): «Ведь, поистине, за каждой тягостью наступит облегчение. Поистине, за каждой тягостью настанет облегчение». (сура Аль-Инширах: 5-6)

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.