Все люди – творения Всевышнего Создателя, и в этом мире мы находимся временно. У каждого человека за это короткое время, которое мы называем жизнью на земле, бывают печали и радости, подъёмы и провалы, поражения и победы, которые периодически сменяют друг друга. Так Всевышний Творец устроил нашу жизнь.
Каждый верующий понимает, что вся жизнь на этой Земле является для него испытанием от Всевышнего. Милости и блага Всевышнего, которым мы часто радуемся, и беды, постигающие нас, из-за которых мы печалимся – всё это является испытанием.
Однако при правильном восприятии и соответствующем поведении в любых жизненных ситуациях не только блага, но и беды могут стать для верующего милостью Всевышнего Аллаха. Вы всё правильно прочитали – беды, постигающие человека, при правильном подходе могут стать для него милостью и наградой.
Ведь если человек, которого постигло горе, не жалуется на него, проявляет стойкость и терпение и благодарит Всевышнего за то, что его не постигли ещё более тяжкие беды, оно станет для него милостью Аллаха. Более того, за стойкость и терпение он получит большое вознаграждение.
Как видите, и блага, и беды – это испытание для человека. Тот, кто не способен выдержать испытание горем, не выдержит испытания благами. А тот, кто уверовал в могущество и милость Всевышнего Аллаха, выдерживает любые испытания, и даже при больших бедах, которые его постигают, он благодарит Создателя. Ведь любое испытание в жизни можно превратить в милость Всевышнего Аллаха.
Поэтому верующий никогда не впадёт в отчаяние, ибо любая неприятность, которая постигает его, может стать для него подарком от Аллаха, ведь за это с него списываются грехи. Если же он вдобавок проявит стойкость и терпение, это послужит причиной прощения множества его грехов и получения огромного вознаграждения.
От Абу Яхьи Сухайба бин Синана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
عَجَباً لأمْرِ المُؤمنِ إنَّ أمْرَهُ كُلَّهُ لَهُ خيرٌ ولَيسَ ذلِكَ لأَحَدٍ إلاَّ للمُؤْمِن : إنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكانَ خَيراً لَهُ ، وإنْ أصَابَتْهُ ضرَاءُ صَبَرَ فَكانَ خَيْراً لَهُ
«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим, 2999)
Вся наша жизнь – испытание как для верующего, так и для неверующего. Это испытание как для грешников, так и для праведников. Каждый человек подвергается испытаниям, пока находится на этом свете, но, если при этом он вспомнит о Всевышнем Аллахе и обратится к нему, Аллах не оставит его.
Больше всего неприятностей в жизни человека случается из-за различных болезней и недугов. Он сам или его близкий может заболеть, в любом случае, это очень тяжкое испытание для человека. Но если человек представит себе, какие блага ему уготованы за это в Судный День, и осознаёт, что именно Всевышний Аллах выбрал для него эту болезнь, какие у него могут быть ощущения?
Если человек действительно верующий, он воспрянет духом и будет готов не то что решить, а порвать любую проблему. Он от радости может обнять эту проблему так, что после объятия она упадёт и уже не поднимется. Ведь болезни, несмотря на физические и душевные страдания, приносят и много радости.
Человеку записывается такая же награда, как за совершение благого деяния, которое он обычно совершал, будучи здоровым, если он в результате болезни лишается возможности его совершения.
От Абу Мусы Аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا مَرِضَ العَبْدُ أَوْ سَافَرَ كُتِبَ لَهُ مِثْلُ مَا كَانَ يَعْمَلُ مُقِيماً صَحِيحاً
«Когда раб Аллаха болеет или находится в пути, ему записывается совершение того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым». (Бухари, 2996; Абу Дауд, 3091)
Чтобы человек мог стойко переносить тяготы болезни и проявлять терпение, он должен знать следующее:
1. эта болезнь предопределена Всевышним Создателем, и без воли Творца её бы не было.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
قُلْ لَنْ يُصِيبَنَا إِلَّا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَنَا هُوَ مَوْلَانَا ۚ وَعَلَى اللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ
(смысл): «Скажи (о Пророк): "Не постигнет нас ничто, кроме того, что предначертал нам Аллах (в Хранимой Скрижали). Он – наш Покровитель (помощник и хранитель). И пусть (только) на Аллаха полагаются верующие (во всех своих делах)"» (Сура Ат-Тавба: 51);
2. Всевышний Аллах милостивее к нему, чем сам он и все люди мира.
От ‘Умара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды к Посланнику Аллаха ﷺ привели пленных женщин и детей, среди которых была женщина, искавшая кого-то, и когда она нашла среди пленных ребёнка, то взяла его, прижала к себе и накормила грудью. Увидев это, Посланник Аллаха, спросил:
أتَرَوْنَ هذِهِ المَرْأةَ طَارِحَةً وَلَدَها في النَّارِ ؟ قُلْنَا : لاَ وَاللهِ . فَقَالَ: لَلَّهُ أرْحَمُ بِعِبَادِهِ مِنْ هذِهِ بِوَلَدِهَا
«Как вы думаете, способна ли эта женщина бросить в огонь своего ребёнка?». Мы сказали: «Клянёмся Аллахом, нет». Тогда он сказал: «А Аллах милостив к Своим рабам больше, чем эта женщина к своему ребёнку» (Бухари, 5999; Муслим, 2754);
3. Всевышний Создатель избрал именно для него эту болезнь, и Аллах больше него самого знает, что ему лучше.
Всевышний Создатель – Мудрейший, и ему известно, как и что надо делать в соответствующей ситуации. Беда, постигшая человека – будь то болезнь или другое горе, заключает в себе мудрость Всевышнего, в ней есть милость для человека;
4. Всевышний Аллах, ниспосылая человеку эту болезнь, желает ему только добра.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ يُرِدِ اللهُ بِهِ خَيْراً يُصِبْ مِنْهُ
«Того, кому Аллах желает добра, Он подвергает испытаниям». (Бухари, 5645; Ибн Хиббан, 2907)
Чем труднее испытание, тем больше награда за него. Однако эту награду получает только тот, кто не роптал на свою судьбу, терпеливо переносил испытания, был доволен решениями Аллаха и не выражал своё негодование;
5. испытание болезнью является признаком любви Аллаха к своему рабу.
От Анаса (да будет доволен им Аллах), передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إنَّ عِظَمَ الجَزَاءِ مَعَ عِظَمِ البَلاَءِ ، وَإنَّ اللهَ تَعَالَى إِذَا أَحَبَّ قَوْماً ابْتَلاَهُمْ ، فَمَنْ رَضِيَ فَلَهُ الرِّضَا ، وَمَنْ سَخِطَ فَلَهُ السُّخْطُ
«Поистине, великое воздаяние полагается за великое испытание, и, поистине, если Всевышний Аллах любит людей, Он подвергает их испытаниям, после чего довольствовавшиеся снискают благоволение Аллаха, а негодовавшие — гнев Его» (Тирмизи, 2396);
6. этот мир не вечен, а вечный Мир, куда мы все перейдём, более достоин внимания и усилий.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
قَالَ اللَّهُ: أَعْدَدْتُ لِعِبَادِى الصَّالِحِينَ مَا لاَ عَيْنَ رَأَتْ ، وَلاَ أُذُنَ سَمِعَتْ ، وَلاَ خَطَرَ عَلَى قَلْبِ بَشَرٍ
«Всевышний Аллах сказал: "Для Моих праведных рабов Я приготовил то, чего не видел глаз, о чём не слышало ухо и чего даже не представляло себе сердце человека"». (Бухари, 3244, Муслим, 2824; Тирмизи, 3197).
Если больной человек желает для себя успокоения и утешения, пусть смотрит на тех, кто хуже него положением, а не на тех, у кого положение лучше. Также ему следует вспомнить положение пророков (мир им), сахабов, табиинов и других праведников (да будет доволен им Аллах), которых Аллах испытывал куда более тяжкими бедствиями.
Прежде всего мы должны вспомнить, какие испытания были ниспосланы любимцу Аллаха Пророку Мухаммаду ﷺ, как он страдал от вреда мекканских мушриков, как он был ранен в день битвы при Ухуде и так далее.
Всевышний Аллах также испытывал сподвижников Пророка ﷺ и других праведников, имамов и учёных. Чем тяжелее испытания раба, тем больше Аллах любит его. Поэтому не стоит отчаиваться по причине болезней и других трудностей – поистине, это всё пройдёт.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا إِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا
(смысл): «Ведь, поистине, за каждой тягостью наступит облегчение. Поистине, за каждой тягостью настанет облегчение». (сура Аль-Инширах: 5-6)
Нурмухаммад Изудинов