В добрый путь. Адабы выхода в путь.

Человек в своей жизни попадает в различные ситуации. Одной из таких ситуаций является путь (сафар), особенно в последнее время, когда транспорт стал доступен для всех и каждого, и люди очень часто выходят в сафар.

Любой человек в ходе сафара терпит определённые трудности. Поэтому Всевышний Аллах сделал путнику много послаблений: сокращение и перенос намаза, разрешение не соблюдать пост и другие.

Однако и путнику желательно совершать дополнительные поклонения и читать те же азкары, которые он читал дома. Наряду с этим путнику желательно читать азкары сафара и соблюдать его адабы.

Перед тем как отправиться в путь, человеку желательно обратиться за советом к праведному и опытному человеку, на религиозность и знания которого можно положиться.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: 

وَشَاوِرْهُمْ فِي الْأَمْرِ

(смысл): «И советуйся с ними во всех своих делах...». (сура Али ‘Имрана: 159)

Поэтому и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто советовался со своими сподвижниками (да будет доволен ими всеми Аллах). Следуя его примеру, и нам желательно советоваться во всех делах.

Далее, если выяснится, что сафар будет благим и может принести пользу, человеку следует обратиться к Аллаху с просьбой о благословении (истихара). Потом желательно совершить дополнительный двухрака‘атный суннат-намаз – истихару – и обратиться к Аллаху с мольбой о даровании ему того, чего он желает.

От Джабира бин ‘Абдуллаха (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) учил сахабов, как испрашивать благословения Аллаха во всех делах, подобно тому, как он учил нас той или иной суре Корана. И он говорил:

إِذَا هَمَّ بِالأَمْرِ فَلْيَرْكَعْ رَكْعَتَيْنِ ثُمَّ يَقُولُ: اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْتَخِيرُكَ بِعِلْمِكَ، وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ، وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ العَظِيمِ، فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلاَ أَقْدِرُ، وَتَعْلَمُ وَلاَ أَعْلَمُ، وَأَنْتَ عَلَّامُ الغُيُوبِ، اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الأَمْرَ خَيْرٌ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي - أَوْ قَالَ: فِي عَاجِلِ أَمْرِي وَآجِلِهِ - فَاقْدُرْهُ لِي، وَإِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الأَمْرَ شَرٌّ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي - أَوْ قَالَ: فِي عَاجِلِ أَمْرِي وَآجِلِهِ - فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَاصْرِفْنِي عَنْهُ، وَاقْدُرْ لِي الخَيْرَ حَيْثُ كَانَ، ثُمَّ رَضِّنِي بِهِ، وَيُسَمِّي حَاجَتَهُ

«Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительный суннат-намаз в два раката, а потом скажет: "Аллахумма, инни астахиру-ка би-‘ильми-ка, ва астакдиру-ка би-кудрати-ка, ва асъалю-ка мин фазли-ка-ль-‘азим, фа-инна-ка такдиру ва ля акдиру, ва та‘ляму ва ля а‘ляму, ва Анта ‘Алляму-ль-гуйуб. Аллахумма, ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма‘аши, ва ‘акыбати амри (фи ‘аджили амри ва аджили-хи), фа-кдур-ху ли. Ва ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма‘аши, ва ‘акыбати амри (фи ‘аджили амри ва аджили-хи), фа-сриф-ху ‘анни, ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кана сумма раззи-ни би-хи (О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом, и я прошу Тебя о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом (от людей). О Аллах, если Ты знаешь, что это дело (здесь человеку следует сказать, что именно он намерен сделать) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (для этой жизни и жизни будущей), то предопредели его мне и облегчи его для меня, а потом дай мне Твоё благословение на это. Если же Ты знаешь, что это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (для этой жизни и жизни будущей), то отврати его от меня и отврати меня от него, предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им)". После этого человеку следует сказать, чего он хочет». (Бухари, 6382)

Тому, кто принял решение отправиться в путь, следует предпринять ещё ряд шагов:

- написать завещание;

Завещание необходимо написать в соответствии с правилами шариата, действительность завещания должны засвидетельствовать двое праведных мужчин, и в нём не должно быть противоречащих Исламу пунктов. Наоборот в завещании следует предписать, чтобы при похоронах не проводили запретные и нежелательные обряды.

- попросить прощения у тех, с кем поддерживались финансовые и прочие взаимоотношения;

Просить прощения следует за все недоразумения, которые случались в совместных делах, а если имеются какие-то имущественные претензии, надо постараться решить их или оплатить необходимую сумму.

- получить согласие родителей, шейхов и всех тех, по отношению к кому рекомендуется проявлять почтительность;

В любом деле человеку необходимо довольство родителей, и он обязан исполнять их повеления, если это не противоречит предписаниям Всевышнего. Ведь в хадисе, который передаёт имам Ахмад, говорится, что нет подчинения созданию в ослушании Создателю.

- покаяться Аллаху и попросить у Него прощения за все свои грехи и проступки;

Человек, и находясь дома, должен каяться и просить прощения у Всевышнего Аллаха, но, когда он выходит в путь, необходимость в этом ещё больше, ибо в пути он может встретить что угодно.

- попросить Аллаха оказывать ему помощь в пути и во всех предстоящих делах.

Кроме всего этого человеку, выходящему в путь, следует разузнать обо всём, что ему может понадобиться в пути.

Если человек выходит в путь с целью совершить хадж или умру, он должен узнать, как следует совершать обряды хаджа, или взять с собой книгу, в которой говорится об этом, но будет ещё лучше, если он сделает и то, и другое.

Если человек собирается отправиться в путь по торговым делам, ему следует изучить всё, что касается торговых сделок, и узнать, какие из них являются действительными или недействительными, дозволенными или запретными, желательными, нежелательными или допустимыми, а также научиться определять, к какой из вышеупомянутых категорий относится та или иная сделка.

Если человек отправляется в путь, полностью посвящая себя поклонению Аллаху, ему следует знать обо всём, что касается его религиозных обрядов и поклонения, поскольку это самое важное из того, к познанию чего он должен стремиться.

Если человек собирается отправиться на охоту, он должен выяснить, каких животных с точки зрения Ислама разрешается или запрещается употреблять в пищу, какая охота является дозволенной, а какая – запретной, каковы необходимые условия заклания животного, на что можно охотиться с помощью собак, а что следует убивать стрелами, и так далее.

Если чабан выходит в путь, чтобы перегнать отару в другое место, и т. п., ему следует научиться мягкому обращению с животными и благожелательности по отношению к ним и к их хозяевам. Пастух должен внимательно смотреть за животными и получить от их владельцев разрешение забивать их в каких-либо непредвиденных случаях или по иным причинам.

Таким образом, любой человек, который собирается отправиться в путь, должен получить знания, которые относятся непосредственно к цели его сафара. Также ему следует изучить всё, что связано с поклонением в пути, и какими послаблениями он может воспользоваться.

Муслим Абдулаев

 

 

Смотрите также:

ПОЕЗДКА (САФАР) ЖЕНЩИНЫ

ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛИНОЮ СВЫШЕ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА

ПУТЕШЕСТВИЯ ИБН БАТТУТЫ. ЧАСТЬ 2

АРАБЫ - ОСНОВАТЕЛИ ГЕОГРАФИИ

ПОСТ И ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

ЭТИКА САФАРА