Принимается ли покаяние безнадёжно больного человека

21 Сентябрь 2020
1797

Вопрос:

Человек совершал грехи и не каялся, а потом тяжело заболел без надежды на исцеление. Теперь он желает искренне покаяться. Примет ли Всевышний Аллах его покаяние?

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَلَيْسَتِ التَّوْبَةُ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ السَّيِّئَاتِ حَتَّى إِذَا حَضَرَ أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ إِنِّي تُبْتُ الْآنَ وَلَا الَّذِينَ يَمُوتُونَ وَهُمْ كُفَّارٌ أُولَئِكَ أَعْتَدْنَا لَهُمْ عَذَابًا أَلِيمًا

(смысл): «Но не принимается покаяние того, кто продолжает совершать грехи и, только когда к нему приходит смерть, говорит: "Я каюсь теперь в своих грехах". И также нет покаяния для тех, которые умирают, будучи неверными. Таким (упорно грешащим и неверующим) Мы уготовили мучительное наказание». (сура Ан-Ниса: 18)

Будет ли решение относительно болезни, от которой нет исцеления, таким же, как в случае со смертью?

Ответ:

Покаяние верующего является лекарством от грехов. Покаяние представляет собой раскаяние в совершённом грехе, немедленный отказ от него и обращение к Аллаху с просьбой о прощении, ведь Всевышний Господь обещал, что каждое истинное покаяние будет принято, и грех будет прощён.

Всевышний Создатель принимает покаяние того, кто, осознав свои грехи, обращается к Нему за прощением в минуты раскаяния. Таким образом, Аллах даёт своим рабам шанс вернуться к Нему. Он Милостив и неустанно принимает наше покаяние снова и снова.

Искреннее покаяние принимается и от больного, если он покаялся до того момента, когда душа приблизилась к гортани (когда приходит к нему смерть). Когда к человеку приходит смерть, а грудь его сжимается, когда человек начинает издавать предсмертные хрипы, его покаяние уже не принимается – время упущено.

До того момента Всевышний принимает покаяние Своего раба, даже если он заболел неизлечимой болезнью или находится при смерти. Как может не приниматься покаяние такого человека, если переход в Ислам неверного, находящегося в таком состоянии, считается действительным?

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كَانَ غُلاَمٌ يَهُودِيٌّ يَخْدُمُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَمَرِضَ، فَأَتَاهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَعُودُهُ، فَقَعَدَ عِنْدَ رَأْسِهِ، فَقَالَ لَهُ: أَسْلِمْ، فَنَظَرَ إِلَى أَبِيهِ وَهُوَ عِنْدَهُ فَقَالَ لَهُ: أَطِعْ أَبَا القَاسِمِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَأَسْلَمَ، فَخَرَجَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَهُوَ يَقُولُ: الحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَنْقَذَهُ مِنَ النَّارِ

«Когда один мальчик-иудей, прислуживавший Пророку (мир ему и благословение Аллаха), заболел, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришёл навестить его. Он сел у его изголовья и сказал: "Прими Ислам". Тот посмотрел на находившегося рядом отца, и тот сказал ему: "Повинуйся Абу-ль-Касиму", – и мальчик принял Ислам. А после этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел оттуда, говоря: "Хвала Аллаху, который спас его от огня Ада"». (Бухари, 1356; Абу Дауд, 3095; Ибн Хиббан, 2960)

Также от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِنَّ الله يَقْبَلُ تَوبَةَ العَبْدِ مَا لَمْ يُغَرْغِرْ

«Поистине, Всевышний Аллах принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начинает издавать предсмертные хрипы». (имам Ахмад, 6160; Тирмизи 3537, Ибн Маджах, 4253, Ибн Хиббан, 628)

Исходя из всего вышеприведённого, получается, что Всевышний Аллах принимает истинное покаяние Своего раба, пока к нему не приходит смерть и он не начинает издавать предсмертный хрип.

До этого момента вне зависимости от того, неизлечимо болен человек или нет, его истинное покаяние принимается, если он исполнил все условия покаяния. Однако, несмотря на это, нельзя откладывать покаяние до этого момента.

Согрешивший должен покаяться сразу после того, как он согрешил, ибо откладывание покаяния делает сердце верующего чёрствым, веру – слабой, а отношение к грехам – небрежным. Соответственно, грех может стать привычным деянием для него.

Если же грешник не покаялся до момента приближения смерти, его покаяние в последнюю минуту земной жизни, во время предсмертной агонии, когда он уже находится на смертном одре и видит ангела смерти, пришедшего за его душой, не принесёт пользы, каким бы искренним оно ни было.

В этот предсмертный миг человек осознаёт, что у него нет больше шанса вернуться в этот мир, нет больше надежды на жизнь и он лишь от безысходности своего положения вынужден покаяться и вернуться к Аллаху.

Да не сделает Всевышний Аллах так, чтобы мы оказались в числе людей, чьё покаяние не будет принято.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.