Неумение хранить тайны – черта лицемера

30 Сентябрь 2020
1288

Всё, что даётся человеку на хранение, на арабском языке называют общим словом «аманат», которое в этом или похожем значении перекочевало в некоторые языки мусульманских народов.

Аманат в переводе с арабского означает верность данному слову, преданность, надёжность и честность. А учёные-богословы дают этому термину следующее определение: «Аманат – это чужие права, которые обязан соблюдать и охранять каждый человек».

Чаще всего аманатом служит какая-нибудь вещь, имеющая ценность, будь то деньги, драгоценности или другое имущество. Но нередко аманатом могут стать тайна или секрет человека, которыми он поделился с другим человеком.

От Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк сказал:

إِذَا حَدَّثَ الرَّجُلُ الحَدِيثَ ثُمَّ التَفَتَ فَهِيَ أَمَانَةٌ

«Если человек что-то рассказывает и при этом смотрит по сторонам (показывая, что не желает, чтобы об этом кто-то слышал), то сказанное им становится аманатом (тайной, доверенной на хранение)». (Имам Ахмад, 14474; Абу Давуд, 4868; Тирмизи, 1959)

По различным причинам человек делится с родными, близкими, друзьями, приятелями и даже с первым встречным своими самыми сокровенными мыслями. Когда человек разбрасывается в прямом смысле этого слова своими секретами, он и не думает, что эта информация через некоторое время может стать достоянием общественности. Это происходит, потому что каждый человек по своей натуре доверчив. Кто-то доверяет всем подряд, а кто-то верит только своим близким людям, и то не всегда и не всем. В любом случае человек, раскрыв свою тайну кому-то, оказывает ему безграничное доверие.

Если вам доверили тайну, она является аманатом, который вам отдали на хранение. Следовательно, вы должны беречь эту тайну, как зеницу ока.

Тот, кто является для всех нас примером – Пророк Мухаммад – никогда не позволял себе нарушать аманат, всегда возвращал доверенное и никогда не раскрывал тайны тех, кто доверился ему, ведь он является обладателем всех благородных качеств.

Благодаря этому качеству Пророк Мухаммад получил прозвище «Аль-Амин» (доверенный, верный, надёжный, честный) задолго до того как стать Посланником Аллаха . Всю свою жизнь Мухаммад соответствовал этому прозвищу.

Мухаммаду в Мекке безгранично доверяли не только его последователи, родные и близкие, но даже его идеологические противники, которые находились с ним практически в состоянии войны.

Несмотря на то, что язычники Мекки не приняли пророчества Мухаммада , они не нашли человека, которому могли бы доверить свои ценные вещи, и предпочитали оставлять своё добро на хранение именно ему, а не друг другу. Когда Посланник Аллаха собирался совершить хиджру (переселение из Мекки в Медину), у него всё ещё находились некоторые вещи язычников, оставленные на хранение. Мекканские язычники готовили покушение на Мухаммада, и в то же время их вещи находились у него.

Не зря они так безгранично доверяли Пророку , ведь они знали, что их вещи находятся в безопасности и он в любом случае вернёт их своим владельцам. Всё так и случилось. Отправляясь в путь, Посланник Аллаха уполномочил Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) вернуть хозяевам их имущество.

А что представляет собой тайна? Чужая тайна?

Практически каждый человек имеет секреты, которые он хотел бы хранить в тайне от всех или почти от всех за исключением определённого круга лиц. Иногда человек добровольно рассказывает нам свои тайны, иногда мы узнаём о них случайно. Но вне зависимости от того, как нам стало известно о них, эта информация остаётся чужой тайной, на разглашение которой мы не имеем права.

К великому сожалению, мы не всегда можем хранить чужие секреты, а порою мы не умеем делать это. Некоторые люди хронически не способны сохранить тайну и просто не могут ничего с собой поделать. Эти люди необдуманно выдают и чужие, и свои тайны. Они делают это автоматически, а после часто сожалеют о содеянном. Что поделаешь, они просто не умеют вести себя согласно предписаниям нашей религии.

С точки зрения Ислама категорически запрещено раскрывать любую тайну, особенно если это может нанести кому-либо вред. Раскрыть секрет того или иного человека разрешается лишь тогда, когда человек уже умер, но даже после его смерти нельзя рассказывать о том, что может унизить или опозорить его.

Если человек рассказал вам о сокровенном и доверил вам свою тайну или вы где-то услышали её, подслушали или случайно узнали, будьте добры, держите эту тайну при себе, как ценную вещь, отданную вам на хранение, ибо за её разглашение вы будете спрошены в Судный день.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَأَوْفُوا بِالْعَهْدِ ۖ إِنَّ الْعَهْدَ كَانَ مَسْئُولًا

(смысл): «И исполняйте договор [свои обязательства как перед Аллахом, так и друг перед другом], ведь, поистине, о договоре будет спрошено». (сура Аль-Исраъ: 34)

Всевышний Аллах спросит об исполнении обещания в День Суда, и если человек исполнил взятые на себя обязательства, то Аллах вознаградит его, а если нарушил, то Аллах накажет его.

Как мы упомянули выше, чужие тайны являются доверенными нам аманатами. А если человек не хранит аманат, то это является признаком лицемера, ибо он предаёт того, кто ему доверился.

От Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَرْبَعٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ كَانَ مُنَافِقًا خَالِصًا ، وَمَنْ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنْهُنَّ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنَ النِّفَاقِ حَتَّى يَدَعَهَا : إِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ ، وَإِذَا حَدَّثَ كَذَبَ وَإِذَا عَاهَدَ غَدَرَ ، وَإِذَا خَاصَمَ فَجَرَ

«Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а тому, кому присуще одно из них, будет свойствен признак лицемерия до тех пор, пока он не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются; лжёт, рассказывая о чём-либо; поступает вероломно, договариваясь; и преступает границы дозволенного, враждуя с кем-либо». (Бухари, 34; Муслим, 58)

Одним из важнейших адабов поведения в семье и в обществе является умение хранить тайны. Неумение держать язык за зубами является скверной чертой характера, и не менее скверной является откровенность с такими людьми.

Основной причиной того, что человек нарушает обещание и не умеет хранить доверенные ему тайны (аманат), является слабость его веры, а также отсутствие богобоязненности и дружба с теми, кто не соблюдает чужие права.

Каждый мусульманин должен отречься от этой лицемерной черты, и для этого ему следует стараться укреплять свою веру, быть богобоязненным и остерегаться дружбы с теми, кто не соблюдает чужие права.

Понравилась статья?

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.