Нередко, слыша о каком-то районе, люди спрашивают: «А где это? Это в горах или на равнине? А кто там живёт?» С одной стороны, это радует – Дагестан расположился на большой и живописной территории и может похвастать богатым разнообразием национальностей. Но, с другой стороны, огорчает – мы знаем, кто из звёзд шоу-бизнеса развёлся, кто женился, кто забрал себе детей, а кто решил их вовсе не заводить, но не знаем всех районов родной республики, а их ведь не тысячи и даже не сотни.
Цикл «Интервью с имамами» – это и возможность узнать наших проповедников поближе, и возможность исследовать свою родину, узнать, какие люди живут в разных её уголках, как протекает их жизнь. Имамы – отцы для народа, как их по-доброму прозвал Муфтий республики.
С каждым интервью всё больше уважения вызывает их терпение и великодушие к людям. В интервью для портала ISLAMDAG председатель совета имамов Курахского района Ахмад Бабаев рассказывает о своём родном крае, о просветительской работе и о своих целях.
- Мой район находится в Южном Дагестане, этот район находится в тупике. У нас достаточно маленький район – 14-15 тысяч человек. У нас очень красивая природа, хорошие, добрые, отзывчивые и гостеприимные люди. Многие выдающиеся личности были выходцами из нашего района. У нас в районе есть старинные мечети.
- Вы родились и выросли в Курахском районе?
- Нет, родился я в Казахстане, в городе Октябрьске. Когда окончил первый класс, родители переехали в Дагестан, в Каспийск. В третьем классе мы переехали в наше родное село Кабир в Курахском районе, а после окончания седьмого класса переехали обратно в Каспийск. Там окончил школу и училище. Поступил в Ростовский Государственный экономический университет (РИНХ), факультет менеджмента, и окончил его.
- Вы сами выбрали вуз и специальность?
- Больше родители, наверное.
- А какими были ваши образовательные устремления?
- Всегда хотел получать религиозное образование, но в юности не получилось поступить в медресе. А после окончания университета я ходил на индивидуальные уроки к моему другу, работнику муфтията Абдулле Салимову, он работал тогда имамом в Каспийске. Потом я занялся бизнесом – мягкой мебелью, был свой цех. А потом цех сгорел, и в этот же период меня пригласили работать в отдел просвещения, и там я работал с 2013 года.
- То есть это была ваша первая работа в сфере религиозного просвещения?
- Да, это моя самая первая исламская работа. Через месяц возглавил представительство газеты «Ас-Салам» в Каспийске. В 2019 году меня отправили в Южный Дагестан, работал там руководителем отдела просвещения Южного территориального округа и по совместительству – города Дербента. Дальше была работа в Каспийске имамом, затем в Избербаше. И с ноября я председатель совета имамов Курахского района.
- Как относились ваши родители к вашей религиозной работе? Кто вас направлял в работе, кто был мотиватором?
- Родители мне не препятствовали. Работать в религиозной сфере я давно мечтал. До того как меня пригласили, я был простым прихожанином-активистом. Где помощь нужна – старался быть полезным. И у меня всегда была внутренняя потребность быть человеком, работающим в духовенстве.
- Сейчас вы это обрели, вы дорожите своей работой?
- Естественно. Это же большое благо. Я себя не считаю достойным этой работы. И когда работал имамом, тоже не считал себя достойным. Это очень ответственная работа. Нужно соответствовать этому статусу, иметь соответствующий нрав, быть лучшим во всём: в поклонении, в знаниях, в поведении, в нравах, в отношениях с людьми, с родителями, с семьёй.
- Что вас мотивирует в работе?
- Наш Муфтий. Цель – чтобы он был доволен.
- Какие книги читаете?
- Я стараюсь постоянно просвещаться. Недавно перечитал книгу М. Гамзаева про Пророка Мух'аммада ﷺ.
- Религиозным наукам обучаетесь по сей день?
- Посещаю уроки. Помимо этого, посещал в Болгарской исламской академии курсы повышения квалификации.
- Вспомните то время, когда вас назначили руководителем отдела просвещения, каково было заниматься этим без опыта такой работы?
- Это было неожиданно. Приходилось на ходу осваивать навыки этой работы. Я решил – город Каспийск я знаю, вырос там, обозначил для себя школы, организации, в которые буду приходить с просветительскими лекциями. Начал выезжать по школам, знакомился с директорами. И всё это время я чувствовал поддержку. Если, к примеру, в одной школе договорились проводить лекции, то брал в помощь несколько муаллимов из медресе, и раз в месяц мы проводили такие лекции.
- А бывало, что вас не принимали?
- В одной школе, не буду её называть, даже на порог не пустили. А так в больницах, полицейских участках, во множестве других организаций – везде нас, работников отдела просвещения, встречали хорошо.
- С подпиской на газету «Ас-Салам» тоже составляли план?
- Да. В тот момент в Каспийске было около 200 подписок, и в процессе работы мы подняли эту цифру до 2 тысяч подписок.
- В этой работе часто не хватает людей, распространителей, как вы их находили?
- По городу искал. Своих друзей привлекал. Привлекал тех, кто ходил в мечети.
- Но вы же не могли их привлечь какими-то прибылями, как вы их убеждали?
- Они приходили работать за идею. Им объясняли важность этой работы, вдохновляли. Но я старался и сам быть примером. Я ходил, предлагал подписку.
- Какие бывали сложности и радости в этом деле?
- По-разному бывало. Иногда агрессивно реагировали. Были те, кто принимал радушно. Для распространителей это сложно в плане борьбы с эго. Во многом они должны проявлять мягкость. Эта работа воспитывает эго и даёт опыт общения с людьми. Ты видишь разных людей, учишься взаимодействию с ними.
Те ребята, которые работают в этой сфере, проводят колоссальную работу. Они распространяют газету в разных регионах России, предлагают её в различных общественных местах, в том числе в метро. В этой работе они встречаются со многими сложностями.
Бывает, что просто на доставку нескольких газет по адресатам уходит целый день. Конечно, тот труд, который вложен в неё создателями и распространителями, не проходит даром, он даёт результат, эту газету любят и читают и мусульмане, и немусульмане. Эта газета доносит до людей Слово Всевышнего, и, конечно, в этом им будет дана помощь от Всевышнего.
- Вопросы, с которыми обращаются к имамам – это чаще всего бракоразводные процессы, а как вы считаете, в чём причина разводов?
- Интернет, соцсети, общение в соцсетях портят людей, измены супругов случаются с обеих сторон. Многие жёны приходят с жалобами, что муж не обеспечивает. В таких случаях жена часто хочет развестись.
В вопросах развода я бы всем посоветовал проявить терпение, максимум терпения. Имам тоже должен стараться урегулировать этот вопрос так, чтобы семья не развалилась. Проблема зачастую не так велика, как кажется супругам, где-то можно уступить.
На самом деле многие женщины не видели тех сложностей, которые видели наши матери. Раньше говорили: «Замуж вышла, там и умри», а сейчас говорят, чуть что: «Обратно приходи, дочка». Но для этих же родителей дочери, которые вернулись, уже через два-три месяца становятся обузой. Семьи, которые разваливаются – это проблема всего общества.
- Каковы особенности работы в районе, в котором вы сейчас трудитесь?
- Люди у нас хорошие, кроткие, отзывчивые, доброжелательные, высоконравственные, мягкие. Вот религиозная составляющая немного слабая, но нравственность у них на высоте, надо только религиозной составляющей добавить.
Стараюсь собственным примером призывать к соблюдению. Сказать «приходите на утренний намаз» и самому не прийти – невозможно. Надо стараться делать всё, к чему призываешь. К примеру, призываю быть полезным по дому, при этом я сам в доме делаю ремонт, мебель могу собрать – когда многое умеешь, больше точек соприкосновения для контакта с людьми.
- У вас было своё дело, есть разница в материальном достатке тогда и сейчас?
- Если тогда финансов было чуть больше, то сейчас, может, денег и меньше, но, хвала Всевышнему, от этого заработка гораздо больше пользы. Аллах даёт баракат. Понимание того, что ты делаешь работу, которой Аллах доволен, даст плоды.
- В вашей семье вам приходилось призывать к соблюдению Ислама?
- Поначалу супруга была полностью светским человеком. Но со временем пришло понимание. Супруга у меня педагог, за образовательную часть детей она отвечает, за религиозное образование – я.
Дочка у меня хорошо учится, её фото висит в школе на доске почёта. И когда фотографировали её на доску почёта, позвонила директор, чтобы спросить, можно ли ей снять хиджаб для фото. Но она поняла и приняла нашу позицию.
- Какие цели у вас в вашей нынешней должности?
- Я стремлюсь к тому, чтобы у людей было больше религиозных знаний. Советская власть вытеснила религию из народного сознания, её нужно возрождать.
- За что вы благодарны Всевышнему?
- За то, что Аллах дал нам чистую религию, дал истинного духовного наставника. Не за наши заслуги, конечно. Он не только наш Муфтий, он прямой потомок Пророка Мух'аммада ﷺ. Я благодарен Всевышнему за то, что мы его работники, что мы в его команде.
Беседовала Айша Тухаева
Смотрите также:
«Всё в нашей жизни взаимосвязано»
«Ценность трудов Умара Зиявудина»
«Верю, что они могут прийти к согласию»
«У меня есть принцип – семью беру с собой»
«Мы вели себя так, чтобы нас не заметили»