Кто будет виноват, если нами будут править нечестные и непорядочные люди, которые могут за гроши предать Родину?
Семейное и школьное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребёнка. Но часто мы не уделяем этим двум аспектам должного внимания. Мы заняты материальным обеспечением детей, думаем о том, чтобы они были хорошо одеты и сыты. Это, конечно же, хорошо, но нельзя забывать и о том, что куда важнее дать ребёнку правильное воспитание и верные ориентиры в жизни. Оставить воспитание ребёнка и заниматься только материальным его обеспечением – большая ошибка.
Ребёнок, в котором родители воспитали красивый нрав, научили благородным качествам и ограждали от порицаемых поступков, по воле Всевышнего вырастет человеком с высокими моральными ценностями, с большими целями в жизни, благородными устремлениями, прекрасным нравом и сторонящимся всего бесполезного.
Ценность человека зависит от того, как он вырос. Если ребёнок не рос с детства с высокими целями перед собой, он никогда не станет успешным. И если окружающая нас информация, события в жизни, воспитание не ставят ребёнку высокие цели, то прежде всего сами родители должны побеспокоиться и посеять в сердцах своих детей эти ценности. Но в первую очередь надо начинать с себя. Ведь не имеющий сам не может и дать.
«Кто со мной?» или «Вместе с кем я буду?»
Если кто-то хочет увидеть результаты воспитания детей родителями, пусть посмотрит на наших праведных предков, которые дали нам лучшее поколение людей.
Кто стоял за сподвижниками ‘Али, Усамой ибн Зайдом, ‘Абдуллахой ибн Аз-Зубайром (да будет доволен ими Аллах)? Кто дал нам величайших учёных этой уммы, таких как имам аль-Бухари, имам аль-Газали? Их родители.
Однажды правитель мусульман ‘Умар ибн Аль-Хаттаб проходил мимо Ибн Аз-Зубайра, который играл с детьми. Все дети убежали, увидев правителя, кроме него. Умар спросил его: «Почему ты не убежал, как остальные дети?». Он ответил: «Ведь я не совершал преступления, чтобы бояться вас».
Исторические источники помнят другой случай, произошедший с маленьким Ибн Аз-Зубайром. Когда он играл с другими детьми, мимо них прошёл один человек, который стал кричать на них. Все дети разбежались, а Ибн Аз-Зубайр спокойно пошёл твёрдой походкой на кричащего, смотря прямо на него. Он позвал своих друзей: «Ребята, выберите меня вожаком, и мы вместе нападём на него». Они так и сделали.
Поэтому мудрецы говорят: «Высокие цели ребёнка познаются ещё в младенческом возрасте. Если ребёнок говорит: "Кто со мной?", то это указывает на то, что он поставил высокие цели. А если он говорит: "Вместе с кем я буду?", – то это указывает на отсутствие этих целей».
Но если ребёнок не говорит «кто со мной», то мы должны посеять зерно высокой цели в его сердце и мыслях. Ведь сердце ребёнка – драгоценный жемчуг. Ребёнок будет таким, каким мы его воспитаем.
«Ты должен освободить Константинополь»
Рассказывают, что завоеватель Константинополя Мухаммад Фатих сказал: «Мать приводила меня к берегу и, показывая на стены Константинополя, говорила: "Ты должен освободить его. Для этого я тебя воспитываю". И я ещё с детства садился на лошадь и скакал в сторону Константинополя, представляя, что веду войско для его освобождения».
Чтобы воспитание детей дало хорошие плоды, воспитание нужно начинать с самого раннего возраста. Семья считается наиважнейшим элементом той среды, которая может повлиять на высокий уровень умственного развития ребёнка и посадить в его сердце семена высоких целей.
Муавия (да будет доволен им Аллах) гордился тем, как его воспитывала мать. Он говорил: «Если вести спор о том, чем гордиться, то я сын Хинд (так звали его мать)». Он говорил так, потому что она была известна среди людей тем, что хорошо воспитывала детей, прививала им благой нрав и сеяла в их сердцах стремление к высоким целям.
Кто-то сказал ей, когда рядом с ней был ещё совсем маленький Муавия: «Я думаю, что твой сын станет господином своего народа». На что она ответила: «Пусть лучше я потеряю его сейчас, если он не станет господином своего народа».
Что советовал Имам Аль-Газали родителям?
Имам Абу Хамид Аль-Газали сказал: «Ребёнок вверен родителям. Его чистое сердце – драгоценный жемчуг. Если его научить благому, то он вырастет таким и будет счастлив на этом свете и на том. А если приучить ребёнка к злу и не обращать на него никакого внимания, то он таким и вырастет и будет несчастен в обоих мирах. Уберечь ребёнка от зла – значит обучить его этикету и благому нраву».
Ибн Халдун сказал: «Самые прочные знания – знания, полученные в детстве. Они являются стержнем для всего остального».
Коротко говоря, человек не рождается учёным. Его воспитывает общество, формирует и берёт на себя заботу и обучение, пока он не получит необходимые знания.
Его функция только провести урок?
Немаловажным фактором в деле прививания высоких целей является наличие исключительных воспитателей и учителей, являющихся для учеников примером для подражания.
Это те учителя и воспитатели, которые сами имеют высокие цели и благой нрав, которые чувствуют масштабы своей ответственности, стремятся вселить в учеников дух стремления стать лучше, воспитать в них тягу к высоким целям и способность оставлять низкое. Такие учителя вдохновляют их в первую очередь своими поступками, а потом уже словами.
Пробудить в ребёнке стремление к высоким целям – дело не только семьи, это и обязанность школы, так как школьный учитель также должен прививать их ученику.
Я удивляюсь, когда учитель думает, что его функция – только провести урок, не обращая никакого внимания на состояние детей, не ведя их за руку к успеху и не взращивая в их душах устремления. А ведь если учитель так сделает, то и учёба у детей заметно улучшится.
Тот учитель, который этого не понимает, не сможет помочь детям. Поэтому, чтобы корабль не утонул, учитель в первую очередь должен сам осознать свою проблему, а потом уже спасать учеников.
Общество, которое уделяет внимание талантливым молодым людям, готовит себе успешное будущее, потому что они будут работать в будущем во благо общества и будут стремиться улучшить его состояние.
А то общество, которое не придаёт значения этому и оставляет талантливое молодое поколение без призора, будет несчастно, так как обрекает себя в будущем на правление невежественными слабыми людьми, которые поведут его на погибель. Либо общество возглавят глупые, подлые, люди с низкими целями, которые за гроши продадут их врагам.
Нужно активизировать сотрудничество семьи и школы
Школа, какие бы усилия она ни прилагала, сегодня не может одна справиться с воспитанием и формированием нравственных качеств у детей без участия родителей.
Нельзя все задачи воспитания перекладывать на школу. Воспитателем должна выступать и школа, и родители. Если школа и родители будут работать сообща, мы сможем воспитать достойное поколение.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Муханнад Джамаль ас-Сакка,
преподаватель аспирантуры при ДИУ