«Чем умнее машины, тем глупее люди»
В век научного прорыва и развития технологий, когда есть все возможности легко приобретать знания, мы видим обратный процесс. Известно одно шутливое выражение: «Чем умнее машины, тем глупее люди». Конечно, это касается не всех, но если говорить об обществе в целом, то в этом выражении есть доля истины.
Почему так? Ведь если рассуждать логически, должно быть наоборот, так как у сегодняшнего общества есть все возможности грызть гранит науки. Ответ лежит на поверхности, и чтобы найти его, давайте вернёмся к нашим праведным предкам и узнаем, как они получали знания.
Они обменивались знаниями
Правитель правоверных сподвижник ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) со своим соседом поочерёдно заходили к Посланнику Аллаха ﷺ.
Сам сподвижник ‘Умар рассказывает: «После того как я возвращался от Посланника Аллаха ﷺ, я заходил к своему соседу и рассказывал ему о сегодняшних откровениях, ниспосланных Посланнику Аллаха ﷺ, и о других полученных знаниях. А когда сосед ходил к Посланнику Аллаха ﷺ, он по возвращении заходил ко мне и рассказывал мне о полученных знаниях». («Сахих аль-Бухари», 1/46)
Этот юноша оказался умнее меня!
Сподвижник ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) рассказывает, какое сильное стремление к знаниям у него было: «После смерти Пророка ﷺ я сказал одному из ансаров: "Давай пойдём к сподвижникам Посланника Аллаха ﷺ и спросим у них, ибо их сегодня много", на что тот ответил: "Удивительный ты человек, о Ибн Аббас! Неужели ты думаешь, что люди будут нуждаться в тебе, в то время как среди них такое количество сподвижников Посланника Аллаха?". И тогда я оставил его и продолжал расспрашивать, и когда я узнавал, что кто-то рассказывал хадис, то приходил к нему в предобеденное время, когда он отдыхал, расстилал у порога его двери свой плащ и ложился, а ветер осыпал меня песком. Он выходил, видел меня и говорил: "О сын дяди Посланника Аллаха ﷺ! Почему ты не послал за мной? Я сам пришёл бы к тебе", а я отвечал: "Я должен прийти к тебе", затем я начинал расспрашивать его о хадисе. И однажды тот ансар (который отказался ходить со мной к сподвижникам, искать хадисы) увидел меня в окружении учеников и спрашивающих людей и сказал: "Этот юноша оказался умнее меня!"». (аль-Хаким, 1/188, 363)
Ищу, подобно матери, потерявшей…
Имам Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) описывал своё состояние при получении знаний следующим образом: «Когда я слышу хоть одну букву (новых знаний), которой я доселе не слышал, все мои органы желают, чтобы у них тоже была возможность услышать её и насладиться ею, как наслаждаются уши».
У него однажды спросили: «Каково твоё стремление к знаниям?», он ответил: «Как у человека, который копит богатство, не давая его никому, чтобы получить наслаждение от него».
Его также спросили: «А как ты ищешь эти знания?», он ответил: «Как мать, потерявшая своего единственного ребёнка».
Имам Ахмад Ибн Ханбал (да будет доволен им Аллах) рассказывает о себе: «Иногда я так торопился получить знания, что выходил до рассвета, но моя мать держала меня за одежду, говоря: "Подожди хотя бы до утреннего азана или пока не рассветёт". Бывало, в предрассветное время я ходил на уроки Абу Бакра ибн Аяша и других учёных». («Аль-Джами‘у ли ахляк ар-рави», 1/151)
«Сон нужно отгонять холодной водой»
Автор книги «Аль-Камус аль-Мухит» Аль-Файруз Абади заканчивал читать сборник хадисов «Сахих Муслим» перед своим шейхом в течение трёх дней.
Хафиз Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни заканчивал читать сборник хадисов «Сахих аль-Бухари» за 40 часов, а сборник «Сахих Муслим» – в течение четырёх уроков, не считая последнего урока, завершающего книгу.
Мухаммад ибн Хасан Шайбани не спал ночью. Он ставил ночью перед собой стопку книг, и когда одна наука утомляла его, он переходил к другой. А сон он отгонял водой, говоря: «Сон – от тепла, поэтому нужно отгонять сон холодной водой».
Они не придавали значения бедности
Они не придавали значения бедности, зная, что их ждёт большая награда за терпение.
Ибн Джарир ложился в тонкой одежде, в рубашке с короткими рукавами, выкрашенной краской из сандалового дерева и цветочной воды. Обеденный намаз он совершал дома и до предзакатного намаза писал книги. Затем для совершения предзакатного намаза выходил в мечеть, а после – до вечернего и вплоть до ночного намаза – оставался в мечети и занимался изучением наук и обучением им. По окончании ночного намаза возвращался домой. Таким образом, он весь свой день и ночь разделил натрое – для пользы себе, религии и обществу.
Миллион серебряных монет на изучение хадисов
Отец оставил в наследство Яхье ибн Муину миллион серебряных монет, и все эти деньги он потратил на изучение хадисов, не оставив себе ничего даже на покупку обуви. Таким образом, трата денег на получение знаний была для них слаще мёда.
Ханафитский учёный и мухаддис Исам ибн Юсуф купил карандаш за целую золотую монету, чтобы не упустить возможность записать то, что диктовали в тот момент на уроке.
Ведь жизнь коротка, а знаний много, поэтому человеку, изучающему науку, не следует зря тратить своё время, следует пользоваться ночами и одиночеством, идти к учителям и брать у них пользу. Ведь не всё, что упущено, можно восполнить.
У учёного Мухаммада ибн Саляма, являвшегося учителем имама Бухари, в тот момент, когда он сидел на уроке и писал то, что диктовал его учитель, сломался карандаш, и он попросил разрешения объявить присутствующим: «Кто продаст свой карандаш за одну золотую монету?», после чего в его сторону полетели карандаши.
Шейх Абдуль Фатах Абу Гудда, приводя этот случай, сказал: «Он проявил такую щедрость по той причине, что понимал ценность времени и того, что диктуют им. Этот учёный, точнее, на тот момент ученик, понимал ценность времени, и поэтому для приобретения знаний не пожалел золота и серебра».
Они сидели до утра за книгами
У одного праведного предшественника спросили: «Посредством чего ты приобрёл знания?». Он ответил: «Посредством использования светильников в ночное время и усидчивости за книгами до утра».
Другому праведному предшественнику задали тот же вопрос, и он ответил: «Отправляясь в путь за знаниями, выстаивая ночи и рано просыпаясь».
Ибн Касир сказал: «Имам Бухари просыпался ночью, зажигал светильник и записывал полезные мысли, которые приходили ему в голову, затем тушил светильник и ложился. Затем опять просыпался, и так случалось где-то по двадцать раз каждую ночь».
Имам Ан-Навави не тратил время зря ни ночью, ни днём. Он всё время занимался изучением наук. Даже по дороге домой и обратно он повторял то, что выучил наизусть. Это продолжалось шесть лет. Каждый день он брал 12 уроков у разных учителей.
Ибрахим ибн Джаррах рассказывает о своём учителе Абу Юсуфе (ученик имама Абу Ханифы): «Абу Юсуф заболел, и я пошёл навестить его. Я нашёл его без сознания, а когда он пришёл в себя, сказал мне: "Ибрахим, что ты скажешь по поводу одного шариатского вопроса?". Я спросил его тогда: "Находясь в таком состоянии, ты задаёшься этими вопросами?". Он ответил: "От этого не будет вреда. Мы будем учиться. Может, кому-то после нас это принесёт пользу".
Затем он сказал: "Ибрахим, как лучше бросать камни, совершая обряды хаджа – верхом на лошади или пешком?". Я ответил: "Пешком", на что он сказал: "Ты ошибся". Тогда я сказал: "Верхом", на что он ответил: "Ты ошибся". "Да смилуется над тобой Аллах, скажи, как лучше?" – спросил я.
Он ответил: "В тех местах, где желательно читать дуа, лучше бросать, идя пешком, а в тех местах, где дуа не читается, лучше кидать, сидя верхом". После этого я вышел от него и, не дойдя до двери его дома, услышал крик. Он умер, да смилуется над ним Аллах».
Шуджа ибн Мухлид рассказал, что слышал, как Абу Юсуф говорил: «У меня умер сын, но я не пошёл хоронить его и исполнять погребальные обряды. Я оставил всё это на своих соседей и родственников, так как боялся упустить урок Абу Ханифы, печаль за упущение которого не покинула бы меня».
Ты выучил миллион хадисов?
Имам Ахмад выучил миллион хадисов со всеми цепочками рассказчиков.
Ахмад ибн Мардавайхи сказал: «Абу Нуайм был в своё время человеком, к которому приезжали учёные из разных уголков мира. Каждый становился к нему в очередь, и так продолжалось до обеденного намаза, а когда он направлялся домой, то и по дороге кто-то читал для него урок. Он никого не отвергал. Его пропитанием было преподавание и составление книг».
Имама Ибн Джарир Ат-Табари считают шейхом всех толкователей Корана, мухаддисов и историков. Он извлекал максимум из дарованного Всевышним Аллахом ему времени, изучая, обучая, составляя книги, которых не счесть.
Однажды он спросил у своих учеников: «Вы готовы изучать толкование Корана?». «А каков будет размер толкования?», – спросили они его. Он ответил: «30 000 листов». Они ответили: «Срок нашей жизни истечёт, пока мы закончим такой большой объём толкования Корана». Тогда он сократил толкование до 3 000 листов и диктовал его своим ученикам семь лет.
После этого он сказал своим ученикам: «Готовы ли вы изучать историю этого мира, начиная с пророка Адама до наших дней?». «А каков объём?», – спросили они, и он ответил, что таков же, каков объём толкования священного Корана. Они ответили так же, на что он сказал: «О мой Аллах! Умерли стремления у людей!». И он сократил объём до того же объёма, что сократил и толкование священного Корана.
Хатыб сказал: «Я слышал, как Самсамий рассказывал, что Ибн Джарир каждый день писал по 14 листов».
Шейх Абдульфаттах Абу Гудда сказал: «Ибн Джарир родился в 224 году, умер в 310 году, жил 86 лет. Если мы вычтем из его жизни первые 14 лет, когда он ещё не был совершеннолетним, то останется 72 года. И если каждый день в течение 72 лет он писал по 14 листов, то получится, что всего он написал 357 000 листов».
Объём его книги по толкованию священного Корана и книги по истории, вместе взятых, составляет 7000–8000 листов. Книга по истории напечатана в 11 больших томах, а книга по толкованию священного Корана – в 30 томах.
Теперь, чтобы понять его положение, посчитай, сколько ещё книг им написано, если из 357 000 написанных им листов остаётся ещё 350 000! Судя по количеству написанных им книг, он был подобием книжного издательского дома, академии наук.
У нас есть всё…
Давайте зададимся вопросом: «Чем же отличались наши праведные предки?». Из вышеперечисленных примеров мы видим, что они отличались старанием и усердием! Эти старания и усердия привели их к тому, что мы сегодня гордимся ими и приводим их в пример своим современникам.
Сегодня, в век технологического прорыва, когда у нас есть все возможности получать знания, мы ленимся, мы не стараемся и не стремимся.
В наше время нет необходимости тратить большие деньги и ездить по миру в поисках знаний, так как технологии позволяют нам абсолютно бесплатно и без особых усилий получать знания: онлайн-уроки, дистанционное обучение, электронные книги, обучающие программы и многое другое. Не хватает одного – желания.
Однако желание впустую тратить время есть у подавляющего большинства людей. Так, согласно результатам проведённых исследований, смартфонами пользуются 5,2 млрд человек, из них постоянных пользователей интернета – 4,66 млрд человек, а пользователей социальных сетей – 4,14 млрд человек.
Средний пользователь интернета проводит в сети почти семь часов в день. За это время человек может прочитать в среднем 350-450 страниц, то есть в среднем две книги, а за месяц – 60 книг. Многие скажут, что это невозможно, но необязательно тратить так много времени – даже если мы будем уделять ежедневно чтению книг 20 минут вместо семи часов, то за день мы сможем прочитать 15-20 страниц, а это 2-3 книги в месяц, ну, или от 24 до 36 книг в год.
Вряд ли кто-то может сказать, что у него нет 20 минут на чтение, в то время как он тратит около семи часов на интернет ежедневно. Если всё-таки кто-то скажет, что у него нет этих 20 минут, то предлагаю просыпаться по утрам на 20 минут раньше, и у вас они появятся.
Очень надеюсь, что вышеприведённые истории праведных предшественников станут для нас примером и зажгут в наших сердцах искру желания развиваться и быть хоть чуточку похожими на них. Так давайте же победим лень и сядем за книги, чтобы наши потомки, называя наши имена, гордились нами так же, как мы гордимся нашими предками.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Муханнад Джамаль ас-Сакка,
преподаватель аспирантуры при ДИУ
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».