Практически каждый человек жаден по своей натуре. В ком-то это качество проявляется больше, а кто-то менее подвержен этой болезни. К сожалению, человек так создан, и воспитать в нём довольство тем, что он имеет, очень трудно.
Жадность представляет собой страшную духовную болезнь. Человек, подверженный этому недугу, должен принимать все необходимые меры для его искоренения. В противном случае жадность может привести человека к таким грехам, как запретный заработок и тому подобное.
Люди не знают, что бедность для них намного лучше, чем богатство, даже дозволенное, не говоря уже об обогащении запретными путями. Всевышний Аллах ясно определил, каким должен быть дозволенный заработок мусульманина и что ему запрещено.
От Ан-Ну’мана бин Башира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِنَّ الْحَلَالَ بَيِّنٌ، وَإِنَّ الْحَرَامَ بَيِّنٌ، وَبَيْنَهُمَا مُشْتَبِهَاتٌ لَا يَعْلَمُهُنَّ كَثِيرٌ مِنَ النَّاسِ، فَمَنِ اتَّقَى الشُّبُهَاتِ اسْتَبْرَأَ لِدِينِهِ، وَعِرْضِهِ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ فِي الْحَرَامِ، كَالرَّاعِي يَرْعَى حَوْلَ الْحِمَى، يُوشِكُ أَنْ يَرْتَعَ فِيهِ
«Поистине, дозволенное (халяль) очевидно и запретное (харам) очевидно, а между ними находится сомнительное (шубха), относительно которого многие люди не имеют ясного представления. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь. А тот, кто занимается сомнительным, придёт и к совершению запретного, подобно пастуху, который пасёт своё стадо около закрытого места и вот-вот окажется там». (Бухари, 52; Муслим, 1599; Ан-Насаи, 4453)
Каждый верующий обязан придерживаться этих предписаний, иначе страшные последствия ослушания постигнут его в этом мире в виде лишения бараката и милости Всевышнего, а в будущем – в виде страшных мучений.
Всевышний не принимает запретный заработок
Зарабатывание средств к существованию запретным путём является глупостью и безрассудством. Истинный верующий полностью уверен в том, что Всевышний Создатель предопределил его пропитание, поэтому он ни под какими предлогами не будет зарабатывать своё пропитание, преступая границы дозволенного.
Средства, заработанные недозволенным путём, не будут приняты Аллахом, даже если человек будет раздавать их как милостыню и жертвовать на благотворительность. Имущество, приобретённое на храмные деньги, в том числе на кредитные средства, является причиной непринятия дуа и других поклонений верующего.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаются слова:
ذَكَرَ الرَّجُلَ يُطِيلُ السَّفَرَ أَشْعَثَ أَغْبَرَ، يَمُدُّ يَدَيْهِ إِلَى السَّمَاءِ، يَا رَبِّ، يَا رَبِّ، وَمَطْعَمُهُ حَرَامٌ، وَمَشْرَبُهُ حَرَامٌ، وَمَلْبَسُهُ حَرَامٌ، وَغُذِيَ بِالْحَرَامِ، فَأَنَّى يُسْتَجَابُ لِذَلِكَ؟
«Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) упомянул покрытого пылью человека с растрёпанными волосами, который долгое время находится в пути и просит, воздев руки к небу: "О Господь, о Господь!", но при этом употребляет в еду запретное, пьёт запретное, носит запретное и был вскормлен запретным. "Разве дождётся такой человек ответа на свои мольбы?!"». (Муслим, 1015)
В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) рассказывает о человеке, у которого еда, одежда и другие вещи куплены на запретные средства, и он не раскаивается, но в то же время он обращается с мольбами к Всевышнему Аллаху. Действия такого человека указывают на его бесстыдство и бессовестность, и неудивительно, что Всевышний отвергает его просьбы.
Некоторые учёные-богословы придерживаются мнения, что намаз, совершённый в запретной одежде, то есть в одежде, приобретённой на запретные средства, не будет принят Аллахом.
От Хашима (да будет доволен им Аллах) передаётся, что ‘Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:
مَنِ اشْتَرَى ثَوْبًا بِعَشَرَةِ دَرَاهِمَ، وَفِيهِ دِرْهَمٌ حَرَامٌ، لَمْ يَقْبَلِ اللهُ لَهُ صَلَاةً مَادَامَ عَلَيْهِ، قَالَ: ثُمَّ أَدْخَلَ أُصْبُعَيْهِ فِي أُذُنَيْهِ، ثُمَّ قَالَ: صُمَّتَا إِنْ لَمْ يَكُنِ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سَمِعْتُهُ يَقُولُهُ
«Если одежда мусульманина куплена за десять дирхемов, и хотя бы один дирхем из них харамный, то Всевышний Аллах не примет его молитвы, пока эта одежда на нём». Затем он (Ибн ‘Умар) указал своими пальцами на свои уши и добавил: «Пусть они оглохнут, если я не слышал, как Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил это». (Имам Ахмад, 5432)
Человек тратит столько сил и времени на совершение обязательных и дополнительных молитв, но если хоть маленькая часть денег, за которые куплена его одежда, является запретной, намазы не будут приняты.
Это не означает, что он не должен делать намазы, если носит такую одежду. Молитва верующего, совершённая в такой одежде, считается действительной, однако он не получает награду за такой намаз, обязанность считается выполненной, но не более.
Честный, дозволенный заработок – путь к довольству Аллаха
Поклонение – не единственное средство, приближающее к довольству Всевышнего Аллаха. Честный заработок человека, который не приближается к запретному и довольствуется тем, что имеет, приближает его к Всевышнему Аллаху.
От Микдама (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
مَا أكَلَ أَحَدٌ طَعَامًا قَطُّ خَيْرًا مِنْ أَنْ يَأكُلَ مِنْ عَمَلِ يَدِه، وَإنَّ نَبيَّ الله دَاوُدَ - صلى الله عليه وسلم - كَانَ يَأكُلُ مِنْ عَمَلِ يَدِهِ
«Никто никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал своим трудом, и, поистине, пророк Аллаха Дауд (мир ему) питался тем, на что он зарабатывал своими руками». (Бухари, 2072)
Всевышний Аллах предопределил для каждого живого существа его удел, и в любом случае никто не останется без пропитания. Также Всевышний Создатель указал Своим рабам на многочисленные дозволенные пути заработка и добывания пропитания.
Ислам одобряет труд и зарабатывание средств к существованию. Однако труд, торговля или любая другая деятельность, приносящая верующему доход, должна быть честной, вестись добросовестно. Мусульманину непозволительно заниматься работой, которая даже связана с запрещённой деятельностью.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».