Множество людей всю свою жизнь заняты накоплением богатств и стремятся обрести мирские блага. С этим связано большинство их проблем и переживаний. Ради мирского некоторые готовы пуститься во все тяжкие, и это полностью отвлекает их от поклонения Аллаху.
Всевышний Аллах в Священном Коране, указывая на это, сказал:
أَلْهَاكُمُ التَّكَاثُرُ حَتَّىٰ زُرْتُمُ الْمَقَابِرَ
(смысл): «Отвлекло вас, о люди, преумножение (хвастовство имуществом, детьми и людьми от повиновения Аллаху и подготовки к Ахирату), пока вы не посетите кладбища (пока не настигнет вас смерть и не будете вы погребены в могилах)». («Сафват ат-тафасир», сура Ат-Такасур: 1-2)
Такие люди часто соперничают друг с другом в стремлении к благам этого мира и хвастаются многочисленностью богатств и детей. В действительности им следует соревноваться в поклонении Всевышнему, совершении добрых дел, приобретении полезных знаний и тому подобном.
Но кичливость и надменность порицаются и в благих делах. Даже в благодеяниях большее значение имеет искренность. В таких делах важно не количество, а качество.
С точки зрения Ислама, любовь к приумножению имущества и детей и хвастовство ими навлекают на людей разные беды, потому что стремление к этому отвлекает их от исполнения своих обязанностей и поминания Аллаха. Это также препятствует покорности и поклонению Всевышнему.
Те, кто занят только обретением мирских благ, не понимают, что соперничество и хвастовство этими благами не принесут им пользы в мире ином. Более того, им придётся держать ответ перед Всевышним за все мирские блага, которые они приобрели в этом мире, а если это делалось запретным путём, то ещё и будут подвергнуты наказанию.
Ислам не запрещает человеку иметь в этом мире богатство и достаток, множество детей и внуков, это всё является украшением его жизни. Бесспорно, в наличии мирских благ, богатстве и детях есть много хорошего и полезного, если это не отвлекает от повиновения Всевышнему.
Однако все мирские блага преходящи, и верующему непозволительно всей душой отдаваться им. Он всем сердцем должен стремиться к своей цели и добиваться довольства Всевышнего, повинуясь Ему во всём.
Если верующий будет стремиться к этому, то его праведные дела, совершённые им в этой жизни, останутся навечно, и он получит за них большую награду и счастье в Ахирате, даже если он вместе с этим пользовался всеми дозволенными благами этого мира.
Человеку не записывается грех за стремление к достатку, желание обеспечить себя и свою семью всем необходимым, облегчить жизнь с помощью современной техники, даже если это стоит очень дорого. Человек должен трудиться, чтобы обеспечить себя и своих близких, и не имеет права отказываться от этого в этом мире – даже под предлогом поклонения Господу и заботы о своей душе. Но верующий должен всегда помнить, что имущество должно служить ему, а не он – имуществу. Нельзя позволять богатству порабощать себя.
Тем не менее, сахабы, их последователи и все праведные предшественники (да будет доволен ими всеми Аллах) не старались копить богатства и категорически избегали хвастовства достатком. Имеющиеся у них средства они раздавали нуждающимся и расходовали на благие дела, а себе оставляли только самое необходимое.
Они не составляли долгосрочных планов и не питали надежд на долгую жизнь. Они ждали смерти на каждом шагу и не были уверены в том, что для них наступит завтрашний день. Исходя из этого принципа, они всё своё время тратили не на накопление мирского, а на подготовку к скорому уходу в мир иной.
Чем больше у человека имущества и богатства в этом мире, тем больше его ответственность в этом мире и тем дольше будет его отчёт в мире ином. Поэтому искренний верующий отдаёт предпочтение не преумножению своего богатства, за которое он будет отчитываться, а преумножению благодеяний, за которые он получит вознаграждение.
Богатство этого мира, каким бы многочисленным оно ни было, имеет свойство со временем уменьшаться и иссякать, а благие деяния, которые верующий совершил ради довольства Всевышнего, останутся навсегда и принесут ему пользу в Судный день.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
مَا عِندَكُمْ يَنفَدُ وَمَا عِندَ اللَّهِ بَاقٍ وَلَنَجْزِيَنَّ الَّذِينَ صَبَرُواْ أَجْرَهُمْ بِأَحْسَنِ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
(смысл): «То, что у вас, о люди – тленно и иссякает, а то, что у Аллаха – остаётся вечно (то есть Его награда в Раю вечная, непрекращающаяся и нескончаемая). Она продолжительная, не изменится и не исчезнет. Поэтому отдавайте предпочтение тому, что остаётся и не истлеет. И воздадим Мы тем, которые терпели, наградой ещё лучшей, чем за то, что они совершали, простив им плохие деяния». («Сафват ат-тафасир», сура Ан-Нахль: 96)
Исходя из всего этого, здравомыслящий мусульманин должен тратить своё время только на вечное, которое принесёт ему пользу и в этом мире, и в мире ином, а не на преходящее и иллюзорное, которое превратится в ничто.
Посланник Аллах (мир ему и благословение Всевышнего) лучше всех понимал иллюзорность и никчёмность этого мира, который перед Всевышним Аллахом не стоит и крыла комара. Он объяснил это своим последователям и сам жил в соответствии с этим.
В одном из своих высказываний Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) рассказал нам, что после своей смерти человек оставляет в этом мире и что забирает с собой в Ахират.
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
يَتْبَعُ المَيِّتَ ثَلَاثَةٌ، فَيَرْجِعُ اثْنَانِ وَيَبْقَى مَعَهُ وَاحِدٌ: يَتْبَعُهُ أَهْلُهُ وَمَالُهُ وَعَمَلُهُ، فَيَرْجِعُ أَهْلُهُ وَمَالُهُ وَيَبْقَى عَمَلُهُ
«Три спутника последуют за покойным (будут провожать его на кладбище), но назад вернутся только двое, а один останется с ним. За ним последуют (будут провожать) члены его семьи, его имущество и его деяния. Члены его семьи и его имущество вернутся назад, а деяния его останутся». (Бухари, 6514; Муслим, 2960; Тирмизи, 2379; Ибн Хиббан, 3107)
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) образно сказал, что три спутника провожают человека до могилы − это его родные, его имущество и его хорошие и плохие деяния. Первые из них возвращаются обратно и остаются в этом мире, а третий остаётся с ним.
Свои деяния и поступки, которые человек совершал в этом мире на протяжении всей своей жизни, он забирает с собой в могилу, и они станут причиной воздаяния или наказания для него в могиле и в Ахирате, а преходящие блага этого мира со временем превращаются в одно огромное «ничто».
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Мухаммад Султанов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».