Дагестанцы в Азербайджане — это не редкость. В соседней с нами стране есть целые сёла, которые населяют аварцы, лезгины и представители других народностей нашей республики. Знакомство с иными культурами всегда делает мировоззрение людей более масштабным, а нрав – более дружелюбным.
Имам джума-мечети имени Мухаммада Ярагского города Дербента Шамиль Рахманов родился, вырос и служил в армии в Азербайджане, а получать исламские знания отправился в Дагестан. Путь для него близкий, так как Дагестан, по признанию выдающихся богословов – лучшее место для получения исламского образования.
- Дагестан – это республика, в которой издавна было много алимов, учёных Ислама. У многих в роду были люди, которые так или иначе имели отношение к религии – либо обучались и обучали других, либо отличались исключительной набожностью, тем самым служа мотиватором для своих потомков. Наверняка и у вас есть такие предки.
- Да, у меня в роду были связанные с религией люди, одна из них – моя прабабушка, она обучала людей Корану и религиозным наукам. Её даже арестовали из-за этого, но потом отпустили, потому что она была женщиной. Она была очень богобоязненной мусульманкой.
Прапрадедушка тоже был очень богобоязненным, строго соблюдающим шариат человеком. Рассказывают об одном интересном случае, который с ним произошёл – когда в его село пришли проповедники и спросили: «Кто с семи лет не пропускал намаз?» – единственным человеком, который встал, оказался он.
Мы вместе с отцом становились на намаз, мне, помню, лет пять-шесть тогда было, это был 94-й год. Он научил меня молиться. В 11 лет меня отправили учиться в медресе, в школу хафизов Корана.
- А кто подал вашей семье идею отправить вас обучаться на хафиза?
- Дядя, младший брат отца. Он тогда учился в исламском вузе, а другой дядя ещё в те годы работал в отделе даавата по г. Дербенту при Муфтияте РД. Я с семи лет учился чтению Корана, знал наизусть джуз ‘Амма (30-й джуз Священного Корана). И у меня было сильное желание учиться дальше и стать хафизом.
- Как вы считаете, насколько важно с раннего возраста постигать Ислам и исламские науки?
- Религия Ислам – это образ жизни. И чем раньше мы начнём изучать религию и вести себя соответственно ей, тем легче нам это будет даваться с возрастом.
- В армию вы были призваны там, где родились, в Азербайджане, почему вы решили пойти служить? Обычно молодые люди уклонялись от этой обязанности.
- В Азербайджане не уклоняются от армии. Хочешь, не хочешь – все парни призывного возраста идут служить. Желание служить у меня было. Мне были интересны новые знакомства, новые друзья – все говорят на разных языках, их понимание жизни отличается от моего. Из общения с новыми людьми всегда выносишь полезное что-то для себя. До этого я учился в медресе и вдали от привычного круга начал больше ценить то своё религиозное окружение.
- Вы учились в разных исламских учебных заведениях, что вы вынесли для себя из большого опыта изучения религиозных наук?
- В основном то, к чему нас призывали в исламских учебных заведениях, и то, к чему нас призывает наш Муфтий шейх Ахмад Афанди – просто иметь знания недостаточно, нужно, чтобы деяния соответствовали этим знаниям. Изучать религиозные науки следует не для кого-то, а прежде всего для того, чтобы самому следовать им, ведь учёным считается не тот, кто много знает, а тот, кто искренне боится Аллаха и соблюдает на практике то, что изучил. После этого надо передавать свои знания другим, стараться призывать своих родных, близких, односельчан. Как говорит наш Муфтий, мы должны быть, как запасное колесо, в любое время быть там, где нужны, и помогать.
- Вы родились и провели своё детство в Азербайджане, чувствовали ли вы себя там, как на чужбине?
- Родился я в Азербайджане, в Кусарском районе. В этом районе живут преимущественно лезгины. Через два километра от нас Дагестан. И недагестанцем я себя никогда не чувствовал, у нас всегда была связь с Дагестаном. От нас даже видно было, как машины едут по дагестанским дорогам. Когда границы не были закрыты, наши ребята пешком ходили в Дагестан в футбол играть, но я этого уже не помню, это мне отец рассказывал.
Когда поступил учиться в Дагестан, конечно, очень скучал по местам, где вырос, но очень хотел учиться, у меня было твёрдое намерение выучиться исламским наукам. Я и по сей день скучаю по родному краю, я говорю, что самая любимая дорога – это та дорога, которая ведёт меня к моему родному селу. Для меня это самое красивое место. По возможности посещаю своё родное село.
- Куда вас направили работать после того, как вы отучились? Первое место работы?
- В 2012 году меня направили в качестве имама в село Кабир-Казмаляр Магарамкентского района. Шесть лет там проработал. Через пять лет меня назначили руководителем отдела просвещения Муфтията РД по Магарамкентскому району. В 2018 году меня отправили в хадж. По приезде, через месяц, я отправился в село Оружба в Магарамкентском районе. В 2019 году меня направили учиться в Иорданию, потом в Оман, где я проходил курсы повышения квалификации. Потом служил имамом в селе Белиджи, имамом джума-мечети им. Мухаммада Ярагского в г. Дербенте и руководителем отдела просвещения Муфтията РД по Дербентскому району.
- Кроме вас кто-то из братьев и сестёр учился в исламском учебном заведении?
- У меня три сестры, они все окончили исламские вузы, каждая преподаёт религиозные дисциплины там, где проживают. Сын дяди, который был инициатором моего поступления в медресе, является имамом, и три его дочери тоже преподают религиозные предметы.
- Работники Муфтията в большинстве своём пропагандируют здоровый образ жизни и активно занимаются спортом, вы тоже?
- С детства занимался спортом. В этом году в марте выступал на международном турнире по грэпплингу и джиу-джитсу в Санкт-Петербурге, занял первое место. В апреле мы участвовали в чемпионате мира по джиу-джитсу, там я стал призёром чемпионата.
- Вы довольно рано начали работать, чувствовали ли вы нехватку опыта, как выходили из непростых ситуаций?
- Помню, дядя всегда советовал: «Не говорите никогда и никому наедине того, что не сможете сказать при всех, чтобы потом не сожалеть о сказанном». Я старался всегда ко всем относиться доброжелательно, с пониманием. Мне нравится выполнять то, что мне поручили, я чувствую ответственность за эту работу.
Мне нравится, когда кто-то начинает совершать намаз, учиться в школе лучше, начинает уважать родителей, исправляется, становится на правильный путь. Вот это мне больше всего нравится в моей работе. Ни о чём другом я и не думаю, этой работой живу, на первом месте у меня работа.
- Часто ли вам приходилось переезжать в ходе работы?
- Да, конечно, много раз. Это нелегко. Сборы, переезды. Но это часть моей работы. И это интересно – преодолевать какие-то трудности, препятствия. Семья у меня понимающая. Если они что-то не понимали, я разговаривал с ними, приводил в пример сподвижников Пророка ﷺ, которые похоронены в Дербенте – они оставили родину, семьи и приехали сюда, в Дагестан, чтобы донести до нас религию. И ведь наш путь не так труден, как у них.
- Когда вы создавали семью, как подошли к выбору супруги? Какой должна быть жена имама?
- Было важно, чтобы она разделяла со мной ценности и цели, чтобы училась в исламском вузе. Моя жена преподаёт женщинам, читает им лекции, и семья у неё религиозная.
Считаю, что супруга имама должна быть именно такой. У имама нелёгкая работа, не всегда он дома, не всегда получается уделить внимание семье, его жене нужно это понимать, поддерживать мужа, ведь за каждое ожидание она получает вознаграждение.
- Сейчас вы где живёте?
- В Дербенте. Важно, чтобы и работа, и место проживания находились рядом.
- Какие у вас планы по работе?
- Опять-таки – принести как можно больше пользы людям. И знаниями, и физически, если надо будет. Нужно максимально полно донести свои знания до каждого жителя этого города и в личном общении, и в ходе организуемых мероприятий, то есть использовать все возможности, чтобы донести правильные знания и правильные убеждения до каждого.
Беседовала Айша Тухаева