Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) всегда учил своих последователей терпению и предостерегал от спешки. На самом деле практически во всех делах терпение приводит к успеху, а спешка, как обычно, ничего хорошего не даёт.
От Сахля ибн Са’да Ас-Са‘иди (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
الأَنَاةُ مِنَ اللَّهِ وَالعَجَلَةُ مِنَ الشَّيْطَانِ
«Терпение – от Аллаха, а спешка – от шайтана». (Тирмизи, 2012; Табарани, «Аль-Му‘джам аль-кабир», 5702)
Однако есть такие дела, где не приветствуется медлительность и терпеливость, а напротив, нужно спешить. К таким поступкам относятся поклонения и религиозные обряды, время совершения которых уже наступило, и другие благие деяния. Например, верующему следует спешить совершить намаз, как только наступило нужное время, совершить хадж в том году, в котором у него появилась эта возможность, выплатить закят, как только прошёл год с момента накопления нисаба, и так далее.
От Са’да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
التُؤْدَةُ في كلِّ شيءٍ، إلا في عملِ الآخرةِ
«Спокойствие (медлительность) следует проявлять во всём, кроме дел, относящихся к делам Мира вечного (Ахирата)». (Абу Давуд, 4810; Хаким, «Аль-Мустадрак ‘аля Ас-Сахихайн», 213; Байхаки «Шу‘аб аль-иман, 8054)
Имам Мулла Али Аль-Кари, комментируя этот хадис в своей книге «Миркат аль-Мафатих шарх Мишкат аль-Масабих», пишет следующее:
«В делах, относящихся к Ахирату, не следует проявлять медлительность, потому что откладывание благодеяний влечёт за собой множество бед. Ведь больше всего обитатели Ада кричат, сожалея об откладывании дел.
Ат-Тайби сказал: “Это надо делать так, потому что в отличие от дел Ахирата, когда человек приступает к мирским делам, он не знает, будет ли их результат похвальным, чтобы немедленно приступить к ним, или порицаемым, чтобы отказаться от них. Ведь Всевышний Аллах в Коране сказал:
فَاسْتَبِقُواْ الْخَيْرَاتِ
(смысл): "Стремитесь же опередить друг друга в благих делах". ("Сафват ат-тафасир", сура Аль-Бакара: 148)
Всевышний Аллах также сказал:
وَسَارِعُوا إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ
(смысл): "И стремитесь своим повиновением Аллаху к прощению от вашего Господа и к Раю, ширина которого равна ширине небес и земли, и который уготован для богобоязненных". ("Сафват ат-тафасир", сура Аль-Имран: 133)”.
Имам Аль-Газали, комментируя слова Всевышнего Аллаха:
الشَّيْطَانُ يَعِدُكُمُ الْفَقْرَ وَيَأْمُرُكُمْ بِالْفَحْشَاءِ
(смысл): “Шайтан пугает вас бедностью, если вы даёте милостыню, и приказывает вам творить мерзость (подстрекает вас к скупости и отказу от выплаты закята)” (“Сафват ат-тафасир”, сура Аль-Бакара: 268), сказал следующее:
“Верующему, у которого появился внутренний призыв (желание) пожертвовать что-то, следует не медлить с этим, ибо шайтан будет пугать его бедностью и отворачивать от этого дела.
Однажды Абульхасан Аль-Фархаши (Аль-Бушанджи), который находился в уединении, позвал своего ученика и сказал ему: "Быстро возьми мою рубашку и отдай его такому-то человеку". Ученик спросил: "Может, ты потерпишь пока выйдешь?" Он ответил: "Мне пришло в голову пожертвовать её, и я не уверен в своём нафсе, он может и поменять моё решение"”».
Из всего этого мы понимаем, что верующему следует проявлять спешку в совершении любого благодеяния, пока шайтан своими наущениями не отговорит его. Однако имеются некоторые благие дела, в которых следует проявлять особую спешку.
От ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал ему:
يَا عَلِيُّ، ثَلَاثٌ لَا تُؤَخِّرْهَا الصَّلَاةُ إِذَا أَتَتْ، وَالجَنَازَةُ إِذَا حَضَرَتْ، وَالأَيِّمُ إِذَا وَجَدْتَ لَهَا كُفْئًا
«О ‘Али! Не откладывай три вещи: намаз, когда наступило его время; захоронение покойного, когда приготовлено тело умершего; выдачу замуж вдовы, когда ты найдёшь подходящего для неё человека (ровню)». (Тирмизи, 1075; Байхаки, 13757)
Также от Хатима Аль-Асамма передаётся:
العبجلة من الشيطان إلا في خمسة فإنها من سنة رسول الله صلّى الله عليه وسلم إطعام الطعام وتجهيز الميت وتزويج البكر وقضاء الدين والتوبة من الذنب
«Спешка – от шайтана, кроме пяти случаев. Поистине, спешка в этих случаях является сунной Посланника Аллаха: угощение едой, если пришёл гость; приготовление к захоронению человека, когда он умирает; выдача замуж девственницы, когда она достигла возраста; выплата долга, когда нужно это сделать и покаяние из-за греха, когда его совершают». (Абу Ну’айм, «Хильят аль-авлияъ»; Аль-Газали, «Ихья ‘улум ад-дин»)
В итоге получается, что спешка в делах порицается в трёх случаях:
1. когда это дело не является исполнением повелений Всевышнего Аллаха;
В тех случаях, когда предстоящее дело является повелением Всевышнего, спешка в нём не порицается. Спешка в таких делах, напротив похвальна, ведь важно опережать друг друга в совершении благих дел и проявлять поспешность в исполнении предписаний Аллаха.
2. когда это делается без уточнения, изучения и разъяснения;
Что касается поспешности в делах после проведения всех необходимых предварительных процедур, таких как изучение всего, что касается этого дела, прогнозирования результата, консультаций, истихары и прочего, то в таком случае не нужно медлить.
3. когда человек не боится потерять это дело.
Когда человек хочет приступить к некому делу, то если он будет медлить, время, отведённое на его реализацию, может истечь; ему не следует слишком медлить и слишком долго удостоверяться в его целесообразности, иначе возможность будет упущена, и он будет сожалеть и кусать себе пальцы, но это ему не поможет.
Как видите, не всегда спешка порицается. Она даже желательна, когда речь идёт о предписаниях религии. Что же касается спешки в мирских делах, то следует поступать в зависимости от обстоятельств.
Если спешка исходит от шайтана и неизвестно, каков будет её результат, следует проявить терпение и повременить с принятием решения. А если человек изучил это дело, совершил истихару, посоветовался со знающими людьми и удостоверился, что его результат будет положительным, то в таком случае спешка разрешена.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».