Прощать нельзя мстить: где вы поставите запятую?

23 Ноябрь 2021
6912

Каждый из нас встречал в своей жизни людей, которые, совершая действия, причиняющие нам боль, или поступая вразрез с нашим понятием о правильном, обижают нас. Такая обида заставляет человека волноваться и приносит беспокойство.

Несомненно, эта обида причиняет немалый вред тому, кто обижается, а также самому обидчику. Человек обычно не успокаивается, пока не отомстит за эту обиду или не простит обидчика от всего сердца. В противном случае подвешенное состояние будет мешать ему жить и приводить к гнетущим мыслям.

Как решить эту проблему, как выйти из этого состояния, зависит от нас самих. Каждый человек сам решает, куда ставить запятую в заголовке этой статьи. Прощать нельзя мстить – где всё-таки поставить запятую?

Каждый человек имеет право на месть и может причинить своему обидчику соразмерный вред, но не более. Конечно, есть случаи, которые предусматривают компенсацию и другие виды возмещения причинённого вреда. Шариат регулирует все эти случаи, и в каждой ситуации должен применяться индивидуальный подход.

Всевышний даёт человеку право на месть, но в то же время побуждает прощать того, кто обидел его или причинил ему вред, вне зависимости от тяжести обиды и размера причинённого вреда. Поэтому для искреннего верующего решение всех этих бед очень просто – прощение.

Священный Коран призывает нас проявлять терпение и прощать тех, кто причиняет нам обиду:

الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاءِ وَالضَّرَّاءِ وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ

(смысл): «Тех, кто расходует своё имущество ради довольства Аллаха и в радости, и в горе, сдерживает свой гнев, имея возможность отомстить, и прощает людей, которые причиняют обиду – поистине, Аллах любит благодетелей, которые обладают перечисленными здесь качествами». («Сафват ат-тафасир», сура Алю Имран: 133-134)

Представьте себе, Всевышний Творец любит тех, кто сдерживает гнев и прощает обиды. Поэтому верующему следует остерегаться мести и прощать всех людей, особенно родных, близких и соседей.

Как мы знаем из истории Ислама, великие учёные, шейхи, праведники и другие благородные люди всегда прощали людям любые обиды, притеснения и причинённый вред. Но великим примером и для них, и для нас является любимец Всевышнего Пророк Мухаммад .

Все мы знаем, как его притесняли курайшиты в Мекке в начале пророческой миссии. Нашего любимого Пророка мекканские язычники обижали и морально, и физически: обзывали неприятными прозвищами, обвиняли в колдовстве и других преступлениях. Дело дошло до того, что на Посланника Аллаха вывалили внутренности верблюда, когда совершал земной поклон в молитве. А когда язычники убедились, что он не собирается отступить от своих убеждений, они решили убить его.

Из-за притеснений мекканцев Пророк был вынужден оставить свою родину и переселиться в Медину. Но когда Пророк вернулся в Мекку победителем, он не стал мстить никому из них, хотя и имел возможность.

Все, кто ранее обижал Мухаммада , боялись, что их ждёт неизбежная расплата за преступления. Тогда он спросил мекканцев: «Как вы думаете, как я с вами поступлю?», они ответили, что надеются на хорошее отношение, ведь он щедрый брат и сын щедрого брата, и Посланник Аллаха сказал удивительные слова: «Идите своей дорогой, вы свободны». (Байхаки, «Ас-Сунан аль-кубра», 18276)

Ещё одним примером великого прощения Пророка является его прощение жителей Таифа. Когда он с Зайдом ибн Харисой отправился в Таиф и призвал там людей к Исламу, на них натравили детей и сумасшедших. Они кричали на него, издевались и закидывали его камнями, и его ноги окрасились кровью – с такой жестокостью и грубостью выгнали их из Таифа. Когда они возвращались, к Пророку явился ангел, ведающий горами, который предложил поднять горы и сбросить их на Таиф, жители которого только что причинили ему боль и страдания, но он отказался и сказал:

بَلْ أَرْجُو أَنْ يُخْرِجَ اللَّهُ مِنْ أَصْلَابِهِمْ مَنْ يَعْبُدُ اللَّهَ وَحْدَهُ، لَا يُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا

«Нет, не надо губить их, я надеюсь, что Аллах сделает так, что среди их потомства окажутся те, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и не будет придавать Ему в сотоварищи никого». (Бухари, 3231; Муслим, 1795; Ибн Хиббан, 6561)

Любимец Всевышнего не стал мстить тем, кто отверг его призыв, оскорбил и причинил ему столько боли и страдания. Он с лёгкостью простил их и выразил надежду, что если они сами не примут истину, то хотя бы кто-то из их потомства станет верующим.

Однако самым удивительным является то, как Посланник Аллаха простил убийцу любимого дяди Хамзы (да будет доволен им Аллах). Он простил человека, который, заранее тщательно подготовившись, преднамеренно убил Хамзу.

 

Как научиться прощать?

Во-первых, мы всегда должны помнить, как Любимец Всевышнего , его сподвижники, праведные предшественники и другие лучшие люди мусульманской уммы прощали своих обидчиков. Во-вторых, мы также должны помнить, что люди не совершенны, не совершенны их поступки и деяния. В-третьих, не забывайте, что точно так же, как нам причинили боль и страдания, мы сами обижали других.

Помните, что для гнева и ненависти не требуется особого ума, а для прощения и понимания человеку нужна мудрость. На самом деле очень трудно простить обидчика и обуздать желание мстить. Не всегда прощение даётся легко, но верующий стремится понять положение того, кого он не может простить.

Всевышний Творец прощает наши грехи, а кто мы такие, чтобы ставить себя выше Него и не прощать людей? Те, кто прощает своих обидчиков, стремятся к довольству Всевышнего. Ведь тот, кто прощает, будет прощён и сам.

Всевышний Аллах милостив и любит, когда мы проявляем милость. Если в сердце верующего есть милость, он обязательно простит того, кто притеснил его или поступил с ним несправедливо, но не мстит ему, даже когда у него появляется возможность. Такое поведение раба, несомненно, станет причиной довольства Всевышнего.

Тот, кто стремится к довольству Всевышнего, не будет таить зла и желать плохого другому. Прощение – это добродетель, за которую записывается большое вознаграждение. Поэтому у нас не должно быть сомнений, как ответить на вопрос, вынесенный в заголовок статьи и где поставить запятую.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.