Каждый из нас встречал в своей жизни людей, которые, совершая действия, причиняющие нам боль, или поступая вразрез с нашим понятием о правильном, обижают нас. Такая обида заставляет человека волноваться и приносит беспокойство.
Несомненно, эта обида причиняет немалый вред тому, кто обижается, а также самому обидчику. Человек обычно не успокаивается, пока не отомстит за эту обиду или не простит обидчика от всего сердца. В противном случае подвешенное состояние будет мешать ему жить и приводить к гнетущим мыслям.
Как решить эту проблему, как выйти из этого состояния, зависит от нас самих. Каждый человек сам решает, куда ставить запятую в заголовке этой статьи. Прощать нельзя мстить – где всё-таки поставить запятую?
Каждый человек имеет право на месть и может причинить своему обидчику соразмерный вред, но не более. Конечно, есть случаи, которые предусматривают компенсацию и другие виды возмещения причинённого вреда. Шариат регулирует все эти случаи, и в каждой ситуации должен применяться индивидуальный подход.
Всевышний даёт человеку право на месть, но в то же время побуждает прощать того, кто обидел его или причинил ему вред, вне зависимости от тяжести обиды и размера причинённого вреда. Поэтому для искреннего верующего решение всех этих бед очень просто – прощение.
Священный Коран призывает нас проявлять терпение и прощать тех, кто причиняет нам обиду:
الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاءِ وَالضَّرَّاءِ وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
(смысл): «Тех, кто расходует своё имущество ради довольства Аллаха и в радости, и в горе, сдерживает свой гнев, имея возможность отомстить, и прощает людей, которые причиняют обиду – поистине, Аллах любит благодетелей, которые обладают перечисленными здесь качествами». («Сафват ат-тафасир», сура Алю Имран: 133-134)
Представьте себе, Всевышний Творец любит тех, кто сдерживает гнев и прощает обиды. Поэтому верующему следует остерегаться мести и прощать всех людей, особенно родных, близких и соседей.
Как мы знаем из истории Ислама, великие учёные, шейхи, праведники и другие благородные люди всегда прощали людям любые обиды, притеснения и причинённый вред. Но великим примером и для них, и для нас является любимец Всевышнего Пророк Мухаммад ﷺ.
Все мы знаем, как его притесняли курайшиты в Мекке в начале пророческой миссии. Нашего любимого Пророка ﷺ мекканские язычники обижали и морально, и физически: обзывали неприятными прозвищами, обвиняли в колдовстве и других преступлениях. Дело дошло до того, что на Посланника Аллаха ﷺ вывалили внутренности верблюда, когда совершал земной поклон в молитве. А когда язычники убедились, что он не собирается отступить от своих убеждений, они решили убить его.
Из-за притеснений мекканцев Пророк ﷺ был вынужден оставить свою родину и переселиться в Медину. Но когда Пророк ﷺ вернулся в Мекку победителем, он не стал мстить никому из них, хотя и имел возможность.
Все, кто ранее обижал Мухаммада ﷺ, боялись, что их ждёт неизбежная расплата за преступления. Тогда он спросил мекканцев: «Как вы думаете, как я с вами поступлю?», они ответили, что надеются на хорошее отношение, ведь он щедрый брат и сын щедрого брата, и Посланник Аллаха ﷺ сказал удивительные слова: «Идите своей дорогой, вы свободны». (Байхаки, «Ас-Сунан аль-кубра», 18276)
Ещё одним примером великого прощения Пророка ﷺ является его прощение жителей Таифа. Когда он с Зайдом ибн Харисой отправился в Таиф и призвал там людей к Исламу, на них натравили детей и сумасшедших. Они кричали на него, издевались и закидывали его камнями, и его ноги окрасились кровью – с такой жестокостью и грубостью выгнали их из Таифа. Когда они возвращались, к Пророку ﷺ явился ангел, ведающий горами, который предложил поднять горы и сбросить их на Таиф, жители которого только что причинили ему боль и страдания, но он отказался и сказал:
بَلْ أَرْجُو أَنْ يُخْرِجَ اللَّهُ مِنْ أَصْلَابِهِمْ مَنْ يَعْبُدُ اللَّهَ وَحْدَهُ، لَا يُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا
«Нет, не надо губить их, я надеюсь, что Аллах сделает так, что среди их потомства окажутся те, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и не будет придавать Ему в сотоварищи никого». (Бухари, 3231; Муслим, 1795; Ибн Хиббан, 6561)
Любимец Всевышнего ﷺ не стал мстить тем, кто отверг его призыв, оскорбил и причинил ему столько боли и страдания. Он с лёгкостью простил их и выразил надежду, что если они сами не примут истину, то хотя бы кто-то из их потомства станет верующим.
Однако самым удивительным является то, как Посланник Аллаха ﷺ простил убийцу любимого дяди Хамзы (да будет доволен им Аллах). Он простил человека, который, заранее тщательно подготовившись, преднамеренно убил Хамзу.
Как научиться прощать?
Во-первых, мы всегда должны помнить, как Любимец Всевышнего ﷺ, его сподвижники, праведные предшественники и другие лучшие люди мусульманской уммы прощали своих обидчиков. Во-вторых, мы также должны помнить, что люди не совершенны, не совершенны их поступки и деяния. В-третьих, не забывайте, что точно так же, как нам причинили боль и страдания, мы сами обижали других.
Помните, что для гнева и ненависти не требуется особого ума, а для прощения и понимания человеку нужна мудрость. На самом деле очень трудно простить обидчика и обуздать желание мстить. Не всегда прощение даётся легко, но верующий стремится понять положение того, кого он не может простить.
Всевышний Творец прощает наши грехи, а кто мы такие, чтобы ставить себя выше Него и не прощать людей? Те, кто прощает своих обидчиков, стремятся к довольству Всевышнего. Ведь тот, кто прощает, будет прощён и сам.
Всевышний Аллах милостив и любит, когда мы проявляем милость. Если в сердце верующего есть милость, он обязательно простит того, кто притеснил его или поступил с ним несправедливо, но не мстит ему, даже когда у него появляется возможность. Такое поведение раба, несомненно, станет причиной довольства Всевышнего.
Тот, кто стремится к довольству Всевышнего, не будет таить зла и желать плохого другому. Прощение – это добродетель, за которую записывается большое вознаграждение. Поэтому у нас не должно быть сомнений, как ответить на вопрос, вынесенный в заголовок статьи и где поставить запятую.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Нурмухаммад Изудинов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».