Дагестан на реальных примерах показывает: высокая нравственность, духовность, религиозные знания – это явления наших дней, а не веков прошлых. Современная дагестанская молодёжь – это мусульмане, которые распространяют исламские знания, пропагандируют спорт, просвещение, использование инновационных технологий и т. д. Свой интеллектуальный, творческий, религиозный и социальный потенциал многие из них реализуют в сфере исламской просветительской работы.
Председатель Муфтията Республики Дагестан Мухаммад Майранов – представитель дагестанской молодёжи. Несмотря на весьма молодой возраст, к ответственному посту он пришёл, уже имея за плечами многолетний багаж просветительской работы – работал имамом, руководил отделом просвещения, был председателем совета имамов г. Махачкалы, заместителем Муфтия республики Дагестан.
Мухаммад Майранов окончил Дагестанский исламский университет, экономический факультет Дагестанского государственного аграрного университета, учился в султанате Оман.
- Откуда вы родом и знаете ли историю родного села?
- Отец мой из Лакского района, мать – даргинка из Акушинского района. Родился я в селе Казикумух. Это село связано с именами выдающихся исламских богословов: Джамалудина Казикумухского, Сайфуллы-кади Башларова и других. Когда мне было два года, родители переехали в Махачкалу, с тех пор я живу здесь.
Раньше Кумух был крупным центром развития Ислама, был там и огромный рынок, на который съезжались жители из отдалённых местностей. Село было богато учёными-богословами. К сожалению, многие алимы в советские годы были убиты и репрессированы.
В Кумухе много зияратов праведников, в том числе зиярат потомка Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Ахмада аль-Йамани. В Казикумухе расположена одна из древнейших мусульманских мечетей республики, которая функционирует по сей день.
- Был ли в вашем детстве пример соблюдающих Ислам родителей, родственников, или это пришло со временем?
- Так получилось, что ни мои родители, ни я сам в детстве не соблюдали все религиозные каноны, хотя Ислам в той или иной степени практиковался в семье. Я знал наизусть маленькие суры, а соблюдать в полной мере начал уже в старших классах.
Есть, наверное, мудрость в том, что кто-то с раннего детства соблюдает Ислам, а кто-то приходит к этому в последующем. В моём детстве Ислам не практиковался в обществе широко, и не было столько религиозных людей, сколько мы видим сегодня. Самое главное – то, что человек всё-таки приходит к соблюдению Ислама, и хвала Всевышнему за это, а вот когда именно это происходит, уже менее значимо.
- Если бы была такая возможность, какие пробелы вы восполнили бы?
- Я бы ещё более усердно учился, получая знания исламские и светские – изучая гуманитарные и точные науки, потому что знания всегда нужны и важны, даже если мы в дальнейшем работаем по другому профилю. Не до конца усвоенный урок сказывается в будущем.
- Во сколько лет началось ваше религиозное просвещение, и кто дал вам первые азы религии?
- Моё просвещение началось в дошкольном возрасте, когда дедушка с бабушкой учили меня с младшей сестрой читать на арабском языке. Затем, уже в школьном возрасте, я обучался правильному совершению намаза, читал исламскую литературу, мне это было очень интересно.
- А кем собирались стать, когда учились в школе?
- Я хорошо учился, родители хотели, чтобы я получил медицинское образование, стал врачом. Когда не получилось поступить, мои планы поменялись, и я поступил на экономический факультет. Думал, получу образование, а потом определюсь с профессией. На втором курсе начал задумываться о религиозном образовании, перевёлся на заочное обучение, пошёл учиться в медресе им. Мухаммада Арифа Афанди, а затем – в Дагестанский исламский университет.
- Вы участвуете в мероприятиях, направленных на нравственное воспитание, ваше мнение – почему это важно? Лично для вас – почему вам важно жить в высоконравственном обществе?
- Будущее за нравственностью и, конечно, за образованием. Безнравственное общество обречено на погибель, какими бы богатствами ни обладали люди. Без морального закона внутри богатство заставляет человека убивать, воровать. А если люди благонравны, то даже материально бедное общество будет счастливым, все будут относиться друг к другу по-человечески, в душе будет царить умиротворение благодаря духовным богатствам. Высокая нравственность крайне необходима обществу, в этом вопросе нельзя оставаться равнодушным. Если человек проявляет безразличие к тому, что происходит вокруг, то в итоге это обернётся для него вредом.
- Вы требовательный человек?
- Считаю, что да, и окружающие так говорят. Где-то даже очень требовательный… но в пределах разумного. То есть я не сторонник фанатизма, когда человек оказывает моральное давление, загоняет окружающих в жёсткие рамки, тиски.
- На вашем жизненном пути вам важно одобрение родителей?
- Отца уже нет в живых. Но когда он был жив, его одобрение для меня было очень важно. Без этого тяжело добиться довольства Всевышнего Аллаха. И одобрение матери тоже важно. Я чувствую любовь и поддержку своих родителей.
- А чьё ещё мнение для вас важно?
- Для меня очень важно мнение нашего Муфтия шейха Ахмада Афанди. Его слова занимают особое место в моём сердце. Важно, чтобы он был доволен тем, что мы делаем, работой, которую мы проводим.
- Что изменилось с назначением вас на должность председателя Муфтията Республики Дагестан? Это было для вас волнительно или страшно?
- Страшно не было, потому что это командная работа. Есть люди, с которыми можно посоветоваться, которые могут помочь, хвала Аллаху, их поддержка ощущается. Но волнительно, конечно было, поскольку изменился объём работы, добавились новые обязанности, расширилась география моей деятельности.
- Обращаются ли к вам люди с вопросами, просьбами?
- Да, достаточно часто. Люди приходят в Муфтият, обращаются в отдел фетв и отдел примирения. И ко мне подходят по разным вопросам.
- Слова нашего Муфтия – мы, как пятое колесо, когда мы нужны, делаем дело и отходим, ничего не ожидая взамен. Получается ли осуществлять это на практике?
- Благодаря советам нашего Муфтия и его рекомендациям мы стараемся за этим следить. Надеемся, что получается, и по максимуму стараемся, чтобы и дальше получалось. Для этого нам необходимо не сходить с пути, на который указала наша религия, и сохранять своё намерение чистым, искренним.
- Мы живём в Дагестане, и понятия честь, достоинство, благородство – неотъемлемая часть нашей жизни и даже быта, это касается не только мужчин, но и женщин. Какое поведение вы назовёте благородным и достойным? Охарактеризуйте.
- Это, считаю, очень наболевшая, актуальная тема на сегодняшний день, когда понятие мужественности для мужчин и понятие женственности для женщин теряют своё значение. Очень важно, чтобы люди старшего поколения вкладывали эти ценности в современных молодых людей, которые только-только создают семьи, чтобы они прививали им образ жизни истинно верующего человека, полезного, целеустремлённого, и чтобы эти молодые люди, став родителями, передавали эти ценности уже своим детям. То, чему нас учат алимы, богословы, мудрые предки – всё это нужно перенимать молодым семьям. Сейчас молодых пап, мам и их детей воспитывают смартфоны, социальные сети… А нужно вернуться к истинным ценностям, нравственным устоям наших предков, учению наших богословов. За этим далеко ходить не нужно, это всё рядом. Главное – взять и следовать.
- Что для вас пример мужества? Какими действиями человек подтверждает это качество?
- Считаю, что это самое важное качество для мужчины. Да и для женщины. Потому что сегодня женщины порой проявляют больше мужества, чем некоторые «мужчины». Это из категории подмены ценностей и правил поведения в обществе.
Если у молодого человека отец, брат, окружающие мужчины мужественны, то у него есть пример. А если он целыми днями сидит в интернете, вряд ли он поймёт, что такое мужественность.
- В вашей жизни много значат друзья? А семья?
- В моём сердце есть уголок для друзей, я очень их люблю, даже слово «друзья» редко употребляю – называю их братьями. С одними вижусь часто, с другими в силу занятости не всегда удаётся, но я знаю, что на них можно положиться, они поддержат в любую минуту. Хвала Аллаху, у меня много таких братьев.
Что касается семьи, она очень важна для тех, кто работает в религиозной сфере, да и не только. Важно понимание со стороны семьи. Я очень благодарен Всевышнему за то, что моя семья относится ко мне с пониманием. И семье благодарен.
Я не всегда могу уделить им время и внимание, поэтому очень признателен им за то, что они поддерживают меня и понимают. Намного легче работать и отдавать себя делу, когда есть такая поддержка.
- Что для вас счастье?
- Найти себя в этом мире. Понять, кто ты есть. Все люди стремятся к счастью, я вижу счастье так – это приятное духовное состояние, чувство умиротворения, довольства происходящим, когда на душе спокойно. И самое главное – понять, что счастье, чувство покоя и наполненности в жизни даёт лишь Всевышний Аллах и без Него мы не сможем его получить.
Как получить его? Для этого Аллах указывает нам верный путь. И великое благо для человека, если Аллах дал ему это понимание – понимание того, что всё на этом свете возможно только по воле Всевышнего, и если покориться Ему, то будешь счастлив.
Беседовала Айша Тухаева