Дата смерти – предопределённая неизбежность?
Никто и никогда не сможет иметь в этом мире стопроцентную страховку от внезапной смерти и возможность этой самой смерти избежать. Эту непреложную истину не так давно подтвердила гибель в ДТП известного в определённых кругах автоблогера Саида Губденского и его друга, чей автомобиль на глазах зевак за считанные секунды превратился в утиль.
Инцидент наделал много шума, и люди будто только сейчас проснулись и вдруг осознали, что умереть, оказывается, может каждый, вне зависимости от своего статуса и медийного уровня.
Многих почему-то больше всего удивило то, что он, молодой и успешный – и погиб вдруг в такой банальной аварии. Но есть ли в этом что-то из ряда вон?
Всевышний Аллах говорит:
كُلُّ نَفْسٍ ذَآئِقَةُ الْمَوْتِ وَإِنَّمَا تُوَفَّوْنَ أُجُورَكُمْ يَوْمَ الْقِيَـامَةِ فَمَن زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَاز وَما الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ مَتَـاعُ الْغُرُور
(смысл): «Каждая душа неизбежно вкусит смерть, и вам сполна будут даны ваши награды (или наказания) за ваши деяния в День воскрешения. И кто будет отдалён от огня Ада и введён в Рай, тот добился успеха (получил вечное счастье и наслаждение). А земная жизнь является только наслаждением, обольщением (преходящим миром, которым наслаждается только глупец)». («Сафват ат-тафасир», сура Али Имран, 185)
Земная жизнь – всего лишь наслаждение…
Господь максимально доступно и ясно даёт понять нам, нерадивым Его рабам, что этот феерический карнавал есть не более чем наслаждение и временная потеха. И как бы мы ни пытались удержаться на плаву, внушая себе и окружающим, что всё под контролем, рано или поздно и нам придётся стать кормом для червей. Это вопрос времени: кто-то уходит раньше, кто-то задерживается в гостях дольше других. Суть в том, что уходят все. И если тебе кажется, что до момента, пока тебя попросят на выход, ещё очень далеко, то, скорее всего, ты просто перебрал лишнего за праздничным столом и решил, что банкет только начинается, в то время как на часах уже пробило полночь, и дворец вот-вот превратится в руины.
От ‘Атаъа ибн Абу Рабаха передаётся, что ‘Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:
كُنْتُ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَجَاءَهُ رَجُلٌ مِنَ الْأَنْصَارِ، فَسَلَّمَ عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، ثُمَّ قَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ أَيُّ الْمُؤْمِنِينَ أَفْضَلُ؟ قَالَ: أَحْسَنُهُمْ خُلُقًا ، قَالَ: فَأَيُّ الْمُؤْمِنِينَ أَكْيَسُ؟ قَالَ: أَكْثَرُهُمْ لِلْمَوْتِ ذِكْرًا، وَأَحْسَنُهُمْ لِمَا بَعْدَهُ اسْتِعْدَادًا، أُولَئِكَ الْأَكْيَاسُ
«Однажды, когда я был с Посланником Аллаха ﷺ, к нему пришёл человек из числа ансаров. Он поприветствовал Пророка ﷺ и затем спросил: “О Посланник Аллаха, кто является лучшим из верующих?” Пророк ﷺ ответил: “Наилучший из них нравом”. Тот спросил: “А кто из верующих самый умный?” На это Пророк ﷺ сказал: “Тот из них, кто чаще других вспоминает о смерти и лучше всех готовится к тому, что будет после неё. Они и есть умные”». (Ибн Маджах, 4259)
А теперь давайте вспомним, сколько раз мы вспоминаем о смерти, и какова наша готовность в случае чего уже завтра «паковать чемоданы» и разорвать все связи с этим миром.
Могу с уверенностью сказать про себя, что моя готовность в этом плане равна нулю. Да, я, конечно, совершаю намаз (надо же, какой молодец!) и, стоя на коленях, читаю дуа и т. д. Но если меня здесь и сейчас поставят перед фактом, что завтра все мои грандиозные планы накроются медным тазом, то я, скорее всего, потеряю дар речи. Почему же? Ведь я свято убеждён в необратимости этого явления и должен быть счастлив встретиться со своим Господом в любой момент.
Но на самом ли деле я готов к этому именно сейчас? Конечно же, нет! Кого мне обманывать? Я прекрасно знаю, что в погоне за фантомной дунья (мирским) я наломал немало дров и навредил себе так, что мама не горюй. И естественно, мне нужна отсрочка (а кому она не нужна?), чтобы отмолить все грехи и хоть немного попытаться привести свой жизненный багаж в нормальное состояние, прежде чем его начнут досматривать и взвешивать «на границе». Там уже подкупить никого не получится, и за каждый лишний грамм груза придётся отвечать головой.
Естественно, я этого боюсь, как чёрт ладана, но что мешает мне (так же, как и всем нам) заранее осмотреть то, с чем я прибуду на конечную точку, и заблаговременно выбросить всё барахло из сумок? Думаю, просто глупость. Обычная человеческая тупость, которая в той или иной степени присуща большинству из нас.
Не будь это так, примеры чужих внезапных смертей нас чему-нибудь учили бы или на худой конец от чего-то предостерегали. Но мы – поколение мечтателей – едва ли когда-нибудь поймём, как быстротечно на самом деле время и насколько всё непредсказуемо.
Через тернии к терниям?
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
إِنَّ عِظَمَ الجَزَاءِ مَعَ عِظَمِ البَلَاءِ، وَإِنَّ اللَّهَ إِذَا أَحَبَّ قَوْمًا ابْتَلَاهُمْ، فَمَنْ رَضِيَ فَلَهُ الرِّضَا، وَمَنْ سَخِطَ فَلَهُ السَّخَطُ
«Поистине, великое воздаяние полагается за великое испытание, и, поистине, если Всевышний любит людей, Он подвергает их испытаниям, после чего довольствовавшиеся (те, кто не роптал на свою судьбу и терпеливо переносил испытания) снискают довольство Аллаха, а негодовавшие – гнев Его». (Тирмизи, 2396; Ибн Маджах, 4031)
Как ни крути, но практически никто из потенциальных обитателей Рая не сможет избежать лабиринта испытаний на этой грешной земле и на одной ножке запрыгнуть в «сапсан» до Фирдавса. Для этого нужно много чего выдержать, выплакать и вымолить. Однако если держать в фокусе внимания картину смерти, то контролировать свою жизнь почему-то значительно легче.
Камаль Магомедов