Всевышний Аллах повелел нам одинаково относиться ко всем людям, потому что ни у одного человека нет преимущества перед другим, кроме как в богобоязненности. Только богобоязненность, а не национальность, цвет кожи, строение или форма тела даёт человеку преимущество перед другим.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
(смысл): «Поистине, самый почтенный [лучший и достойный в этом мире и Ахирате из вас пред Аллахом] – тот из вас, кто больше всего остерегается грехов и наказания Аллаха (то есть люди превосходят друг друга богобоязненностью, а не знатностью и происхождением). Поистине, Аллах – знающий, сведущий о явном и скрытом». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Худжурат: 13)
В этом аяте Всевышний Аллах поведал нам, что Он создал разные народы и племена, чтобы мы узнавали друг друга, а после того как узнали, помогали друг другу, а после того как помогли, указали друг другу путь истины.
Ни одна цивилизация и ни одна религия не проявляет такое почтение к человеку и не защищает его права так, как это делает Ислам. Поэтому и к людям с ограниченными возможностями в Исламе такое же особое отношение, которого нет ни в одной другой религии.
Люди с ограниченными возможностями или определёнными дефектами развития в мусульманском обществе ничем хуже других его представителей. Тело для верующего – лишь инструмент проявления своей сущности в этом мире, а его душа подобна всаднику. Если «инструмент» неисправен, это не значит, что и душа негодна.
Всевышний создал каждого Своего раба, и только Он знает Свои истинные намерения и желания. Когда кто-либо по мудрости Аллаха приходит в этот мир, будучи лишённым некоторых возможностей, или становится таким вследствие иных факторов, его сердце всё равно остаётся ведомо Создателю.
Всевышний Аллах подвергает испытаниям людей с ограниченными возможностями, чтобы они проявили терпение, ведь когда Аллах любит своего раба Он испытывает его, а за довольство и терпение перед испытаниями верующий получает огромную награду от своего Господа.
Однако отношение человека к испытаниям, которые создаёт ему Господь, не всегда бывает однозначным. Не каждый способен вынести их, потому что люди даже не осознают той мудрости, по которой Всевышний предписал именно им такое трудное испытание.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
وَعَسَى أَن تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
(смысл): «Но вам не нравится что-нибудь, а в действительности в этом для вас есть польза и благо. Вы любите что-нибудь, а в этом для вас опасность и зло. Поистине, Аллах лучше вас знает последствия этих деяний и что является для вас благом, посему спешите исполнять Его предписания». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Бакара: 216)
Как мы видим, в ограничении возможностей кроется определённая польза и благо для человека и не только для него. Это также может стать причиной осознания здоровым человеком того, как милостив к нему Господь, и благодарности за те блага, которыми одарил его Всевышний. Таким образом, эти люди могут стать для здоровых поводом для размышления о благах Всевышнего Аллаха и зеркалом их собственных душ.
Если же люди с ограниченными возможностями станут благодарить Всевышнего Аллаха за Его испытания и другие милости, которые они получают, то они окажутся в числе прославляющих, о которых Посланник Аллаха ﷺ говорил в одном из своих хадисов.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
أَوَّلُ مَنْ يُدْعَى إِلَى الْجَنَّةِ الْحَمَّادُونَ الَّذِينَ يَحْمَدُونَ اللَّهَ فِي السَّرَّاءِ وَالضَّرَّاءِ
«Первыми, кого призовут в Рай, будут прославляющие, которые восхваляли Аллаха и в радости, и в печали (то есть в любом положении)». (Табарани, «Му‘джам аль-Кабир», 3033)
От Посланника Аллаха ﷺ передаётся множество хадисов и преданий, в которых он рассказал о достоинствах людей с ограниченными возможностями и о том, какие блага их ждут в мире ином и в садах Рая, если они проявят стойкость и терпение в этих испытаниях.
От ‘Атаъ ибн Абу Рабаха (да будет доволен им Аллах) передаётся:
قَالَ لِيَ ابْنُ عَبَّاسٍ: أَلَا أُرِيكَ امْرَأَةً مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ؟ قُلْتُ: بَلَى، قَالَ هَذِهِ الْمَرْأَةُ السَّوْدَاءُ أَتَتِ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَتْ: إِنِّي أُصْرَعُ، وَإِنِّي أَتَكَشَّفُ، فَادْعُ اللهَ لِي، قَالَ: إِنْ شِئْتِ صَبَرْتِ وَلَكِ الْجَنَّةُ، وَإِنْ شِئْتِ دَعَوْتُ اللهَ أَنْ يُعَافِيَكِ. فَقَالَتْ: أَصْبِرُ، فَقَالَتْ: إِنِّي أَتَكَشَّفُ، فَادْعُ اللهَ أَنْ لَا أَتَكَشَّفَ، فَدَعَا لَهَا
«Однажды ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) спросил меня: "Не показать ли тебе женщину из числа обитателей Рая?" Я ответил: "Да, конечно". Он сказал: "Вот эта чернокожая женщина в своё время пришла к Пророку ﷺ и сказала: “У меня бывают приступы падучей (одержимость джиннами), и из-за этого я обнажаюсь, обратись же к Аллаху с мольбой за меня”. В ответ он ей сказал: “Если хочешь, терпи, и тогда тебя ожидает Рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя”. Она сказала: “Я буду терпеть”, а потом добавила: “Поистине, я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась”, и Пророк ﷺ обратился к Аллаху с такой мольбой за неё"». (Бухари, 5652; Муслим, 2576)
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ اللهَ قَالَ إِذَا ابْتَلَيْتُ عَبْدِي بِحَبِيبَتَيْهِ فَصَبَرَ عَوَّضْتُهُ مِنْهُمَا الْجَنَّةَ يُرِيدُ عَيْنَيْهِ
«Поистине, Всевышний Аллах сказал: “Если подвергну Я испытанию раба Моего, лишив его двух его любимых (обоих глаз), а он проявит терпение, то возмещением ему от Меня послужит Рай”». (Бухари, 5653)
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
مَا مِنْ مُسْلِمٍ يُشَاكُ شَوْكَةً، فَمَا فَوْقَهَا إِلَّا كُتِبَتْ لَهُ بِهَا دَرَجَةٌ، وَمُحِيَتْ عَنْهُ بِهَا خَطِيئَةٌ
«Какое бы испытание ни постигло мусульманина, даже если это укол колючки, Аллах за это повышает его в степени и прощает ему грехи». (Муслим, 2572)
Из этих хадисов ясно, что Посланник Аллаха ﷺ говорил о людях с ограниченными возможностями, и видно, как к ним относился. Поэтому стоит задуматься о более выигрышном положении тех, кто не обладает всеми физическими возможностями, в отличие от здоровых людей.
Многие попадут в Ад из-за сплетен, разносимых их языками, будут наказаны за воровство или убийство, совершённые их руками, ноги несут их в запретные места, а глаза постоянно взирают на харам, возбуждая в сердцах пагубную страсть, инвалиды же благословены отсутствием подобных грехов в книге деяний.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».