Имам Махди – это человек, который должен явиться перед концом Света и вместе с пророком Исой (мир ему) уничтожить Даджаля, а затем установить во всём мире справедливый порядок.
Вера в приход имама Махди, который наполнит мир справедливостью и правосудием так же, как он прежде был наполнен несправедливостью и угнетением, является одним из фундаментальных убеждений мусульман. О приходе имама Махди передаётся такое множество хадисов, что предание о его появлении имеет уровень таватура (самая высокая степень достоверности хадиса).
Хадисы о появлении имама Махди передают многие учёные-хадисоведы по многочисленным достоверным цепочкам. Поэтому группа учёных-богословов утверждает, что смысл этих хадисов достигает уровня таватура.
Согласно убеждениям Ахлю Сунны, появление имама Махди в конце времён является одним из основных признаков приближения Судного дня, он будет править семь лет и наполнит весь мир справедливостью. На Земле будет произрастать пышная растительность, пойдут обильные дожди, и люди будут жить в достатке.
От Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
يَخْرُجُ فِي آخِرِ أُمَّتِي الْمَهْدِيُّ يَسْقِيهِ اللَّهُ الْغَيْثَ، وَتُخْرِجُ الْأَرْضُ نَبَاتَهَا، وَيُعْطِي الْمَالَ صِحَاحًا، وَتَكْثُرُ الْمَاشِيَةُ وَتَعْظُمُ الْأُمَّةُ، يَعِيشُ سَبْعًا أَوْ ثَمَانِيًا
«В последние времена моей общины появится Махди. Аллах ниспошлёт для него дождь, и земля выведет свои плоды. Он будет раздавать имущество поровну, домашний скот умножится, и он прославит мусульманскую общину. Править он будет в течение семи или восьми лет». (Хаким, «Аль-Мустадрак ‘аля ас-сахихайн», 8673)
Имам Махди появится до Даджаля и нисхождения пророка Исы ибн Марьям (мир ему). На это указывает хадис, который передал Джабир (да будет доволен им Аллах) и согласно которому Посланник Аллаха ﷺ сказал:
فَيَنْزِلُ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَيَقُولُ أَمِيرُهُمْ: تَعَالَ صَلِّ لَنَا، فَيَقُولُ: لَا، إِنَّ بَعْضَكُمْ عَلَى بَعْضٍ أُمَرَاءُ تَكْرِمَةَ اللهِ هَذِهِ الْأُمَّةَ
«Потом снизойдёт Иса, сын Марьям (да благословит его Аллах и да приветствует), и скажет ему их амир (Махди): "Иди и возглавь нашу молитву". Иса (мир ему) ответит: "Нет, ибо одни из вас являются амирами других, это честь, оказанная Аллахом этой общине"». (Муслим, 156; Ибн Хиббан, 6819)
Как указывает этот хадис, Иса (мир ему) будет совершать намаз за имамом Махди, что свидетельствует о том, что он появится до нисхождения пророка Исы (мир ему). Как известно, Иса (мир ему) убьёт Даджаля, что указывает на то, что Даджаль появится во времена имама Махди.
С тех пор как Пророк ﷺ рассказал о появлении имама Махди, мусульмане уверовали в это и ждут его появления. Однако не каждый верующий знает, что он должен делать, узнав о появлении имама Махди.
От Савбана (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
يَقْتَتِلُ عِنْدَ كَنْزِكُمْ ثَلَاثَةٌ، كُلُّهُمُ ابْنُ خَلِيفَةٍ، ثُمَّ لَا يَصِيرُ إِلَى وَاحِدٍ مِنْهُمْ، ثُمَّ تَطْلُعُ الرَّايَاتُ السُّودُ مِنْ قِبَلِ الْمَشْرِقِ، فَيَقْتُلُونَكُمْ قَتْلًا لَمْ يُقْتَلْهُ قَوْمٌ
«Возле вашего сокровища (Каабы) будут сражаться трое. Все они сыновья халифа, но трон не достанется никому из них. Затем с Востока появятся чёрные флаги. Эта армия будет убивать вас в невиданных масштабах».
Савбан добавил, что Пророк ﷺ сказал что-то ещё, но он не запомнил, что именно, а затем Пророк ﷺ сказал следующее:
فَإِذَا رَأَيْتُمُوهُ فَبَايِعُوهُ وَلَوْ حَبْوًا عَلَى الثَّلْجِ، فَإِنَّهُ خَلِيفَةُ اللَّهِ الْمَهْدِيُّ
«Когда увидите его, идите ему присягать, пусть даже и ползком по снегу, потому что он халиф от Аллаха – Аль-Махди». (Ибн Маджах, 4084: Баззар, 4163)
Ибн Касир в своей книге «Аль-Бидая в ан-нихая», комментируя этот хадис, пишет:
«Явный смысл слов Пророка ﷺ: "Возле вашего сокровища" указывает на то, что под сокровищем здесь подразумевается Кааба. Трое из сыновей халифов будут сражаться у неё, чтобы взять её себе, то есть захватить правление и право распоряжаться ею. Потом, ближе к концу света, из восточных земель появится имам Махди.
Также есть мнение, что он появится из Мекки, но не из подземелья Самарры, где он якобы закрыт по сей день, как утверждают рафидиты. Они ожидают, что он выйдет оттуда ближе к концу света. Но это полная бессмыслица – по большому счёту, это результат их беспомощности и сильного замешательства, источником которого является шайтан. Это ничем не обосновано – ни доводом из Корана или Сунны, ни здравым смыслом, ни каким-либо конкретным объяснением».
Далее Ибн Касир пишет:
«Основное же значение этих слов таково: обещанный имам Махди появится ближе к концу света. Он выйдет с Востока, прибудет в Мекку, и ему будут присягать люди возле мечети Аль-Харам, как об этом говорится в хадисе».
В одной из версий этого хадиса, которую передаёт Ар-Рувьяни в своём сборнике хадисов «Муснад», сообщается, что Пророк ﷺ сказал:
إِذَا سَمِعْتُمْ بِهِ فَائْتُوهُ فَبَايَعُوهُ وَلَوْ حَبْوًا عَلَى الثَّلْجِ، فَإِنَّهُ خَلِيفَةُ اللَّهِ الْمَهْدِيُّ
«Когда вы услышите о нём (о появлении имама Махди), то идите к нему, чтобы присягнуть, пусть даже ползком по снегу. Потому, что он халиф от Аллаха – Аль-Махди». (Ар-Рувьяни, 637)
В другом хадисе, который также передаёт Ибн Мадажх и Баззар, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
فَمَنْ أَدْرَكَ ذَلِكَ مِنْكُمْ فَلْيَأْتِهَا، وَلَوْ حَبْوًا عَلَى الثَّلْجِ
«Кто из вас доживёт до этого (появления имама Махди), пусть идёт к нему, даже ползком по снегу». (Ибн Маджах, 1556: Баззар, 1491)
Исходя из смысла вышеприведённых хадисов, мы понимаем, что каждый мусульманин, доживший до появления имама Махди и до которого дошла весть о его появлении, должен явиться к нему, даже ползком по снегу, и присягнуть ему, независимо от того, как он узнал об этом – сам увидел или услышал из источника, достойного доверия.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Нурмухаммад Изудинов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».