Мухаммад Салманов, доктор исламских наук, учился в Дагестанском исламском университете имени шейха Мухаммад-Арифа. Окончил докторантуру Болгарской исламской академии. В 2020 году защитил докторскую диссертацию на тему «Богословские воззрения Аль-Гази Аль-Кумухи: на примере труда "Аль-Мухаммадия"». Преподаёт исламские дисциплины в Дагестанском гуманитарном институте.
Как и многие из нас, в детстве я учился исламским дисциплинам при мечети – изучал основы Ислама, Коран, учился совершать намаз. А после школы поступил в Дагестанский исламский университет, в то время он именовался СКИУ.
Возраст влияет на зрелость разума, осознанность. Понимание каких-то сложных нюансов ильму приходит, когда становишься старше. Юным студентам легко запоминать, заучивать, но глубокое понимание прочитанного приходит с годами.
Считаю, что нежелательно требовать от детей упорного изучения учебных дисциплин – как светских, так и религиозных. Можно, если только они проявляют желание и рвение к учёбе.
Не нужно оказывать давление на детей, которые не склонны к исламскому образованию и имеют совершенно другие интересы. Этого не нужно делать, пока ребёнок сам психологически не переключится, в противном случае он может потерять время и силы. Подготавливать к получению исламского образования надо постепенно, понемногу обучая его в детском возрасте.
Имам нашего селения сам рекомендовал моим родителям отдать меня в исламский вуз. Может быть, заметил у меня способности, не знаю. В тот год ДИУ только открылся. Школу я окончил с отличием, мне был интересен этот вуз, и я туда поступил.
В первом потоке было много студентов, но не все, конечно, завершили там учёбу. Я не собирался учиться именно в исламском вузе на то была Воля Всевышнего. Во время учёбы в ДИУ я был старательным студентом, не припомню такого, чтобы я пришёл на пару, не подготовившись.
Хорошего мутаалима, человека, который будет полезным для общества, можно определить среди студентов. Это заметно во время занятий, когда идёт отдача, когда студент хорошо воспитан, соблюдает этику, старается в учёбе. Но мы знаем из нашей религии, что человек меняется, поэтому каждый в любой момент может измениться. Иногда тот, кто кажется никудышным, со временем проявляет себя наилучшим образом, и наоборот.
Хороший муаллим требователен к своим студентам. Но не чрезмерно строг. Он чувствует, что необходимо его студенту. Бывает, ему нужна моральная поддержка, у него какие-то сложности. Нужно изучать своих студентов, беспокоиться о них, даже если их много, а преподаватель один. Он должен быть отчасти психологом. Муаллим для мутааллимов и психолог, и родитель, и старший брат, и друг, он должен совмещать все эти роли.
Тема моей докторской диссертации была посвящена научному анализу рукописного труда «Мухаммадийя». «Мухаммадийя» написана как комментарий к трактату другого учёного, дагестанца Али аль-Кабира аль-Кумухи, автора всем известного трактата «Мухтасар», которую проходят все на том или ином этапе – в мактабах, в медресе, в некоторых вузах на первых курсах. В ней в краткой форме изложены основы вероубеждения, исламского права, тасаввуфа, так как Ислам и состоит из этих трёх частей. Вероубеждение – это иман, исламское право – это Ислам, тасаввуф – это ихсан.
Когда Ислам распространялся в Дагестане, учёные встали перед необходимостью донести до населения суть религии в наиболее доступной форме, поскольку источниками были крупные научные труды, сложные книги, которые обычный народ усваивал с трудом. И Али аль Кабир аль Кумухи написал «Мухтасар». Сохранился его рукописный труд. Мы все знаем его как книгу о вероубеждении, а там в самом начале написано, что это сокращённый вариант книг по фикху (исламскому праву). То есть, хотя в Дагестане получила большее распространение первая часть этого трактата (книга по вероубеждению), это ещё не весь труд. Есть входящая в этот сборник книга, разъясняющая детали совершения омовения, намаза, поста, раздачи закята. В третьей части этого трактата написано про грехи сердца.
Этот труд лёг в основу моей диссертации. Во время сбора информации об авторе обнаружилось, что очень мало информации сохранилось о нём, его учителях, учениках – всём, что связано с ним.
Трудностью была нехватка ресурсов в процессе написания докторский диссертации. Обучение в докторантуре было интересным. Мы ездили в Болгар, встречались со многими выдающимися учёными; это развитие, а оно всегда интересно.
Мне нравится научная деятельность. Когда поступал в исламский вуз, у меня в планах не было кем-то стать. Я хотел изучать науки, а о том, кем я буду после окончания вуза, не думал. Был бы я строителем, механиком, даже чабаном – для меня не имело бы значения, я хотел только получить исламские знания. Не планировал стать преподавателем или доктором наук, просто любил исламскую науку, а всё остальное уже складывалось само собой. Продолжил читать, изучать, работать с книгами, обучать. Я благодарен Всевышнему Аллаху за то, что я делаю эту работу.
Этот вопрос часто задают студентам исламских учебных заведений: «А кем вы станете? А как вы будете содержать семью?» Мне тоже его задавали. Но я рассуждал так: «В моём селении много людей, которые не получали никакого другого образования, кроме школьного. Но они живут, у них есть средства на жизнь, они не бедствуют. Если я отучусь в исламском вузе, это не помешает мне жить дальше, я буду жить так же, как и другие люди. Раз другие могут, то и я проживу». Вот так я думал, когда был студентом.
Образованные люди всегда востребованы. Необязательно работать имамом – если ты грамотный, образованный человек с воспитанием и манерами, ты всегда найдёшь средства на пропитание. Потому что пропитание идёт от Всевышнего Аллаха, мы и не знаем, откуда получим его.
Люди полагают, что их кормит только зарплата, но человек не выживает на одну зарплату. Если посчитать, сколько мы тратим, и сравнить расходы и заработок, то расходы намного превысят зарплату. Человек получает свой удел, сам того не зная, его даёт Всевышний Аллах.
Я сторонник того, чтобы человек получал образование в нескольких областях – и религиозное исламское, и классическое светское; можно получить несколько образований. Даже получив светское образование, можно приносить пользу религии.
Ильму – это одна из самых больших ценностей, что есть у людей. А что ценно, то возвышенно, то есть обладает высокой степенью. Ильму – это связь с чем-то высоким, а имея связь с чем-то высоким, почётным, человек не может не измениться. Ильму толкает человека вверх. Когда ильму возвышает человека, ему нужно себя контролировать, не забывать, кто он, и какое место перед Всевышним Аллахом он занимает. Если он допустит мысль, что он важный, нужный человек, с неё начнётся путь его заблуждения. Некоторые даже стремятся к знаниям именно для того, чтобы возвыситься в обществе.
Для меня нет разницы, учусь я или преподаю. Просто раньше я сидел за партой, а став преподавателем, перешёл по другую стороны парты. Не нужно для себя видеть разницу, мутаалим ты или муаллим, считать, что студенты нуждаются в тебе – наоборот, это учитель нуждается в студентах. А студентам советую уделять время книгам, а не гаджетам. В этом будет польза и для них, и для общества.
К своим студентам я стараюсь быть требовательным, строгим и вместе с тем мягким. У нас, у жителей Дагестана, немного суровый характер. Нужно быть мягче друг к другу. Стараться чаще улыбаться, не хмуриться, смотреть в глаза людям с приветливым выражением лица.
Замечаю, что стоит возникнуть какому-нибудь спорному вопросу, все тут же начинают ругаться между собой вместо того, чтобы обсудить и подсказать друг другу. Вот такого терпения, взаимопонимания я бы пожелал нашим людям.
Есть небольшой приём: если вам что-то не нравится, вызывает ваше раздражение, заставьте себя улыбнуться. Просто подождать несколько секунд и улыбнуться.
Беседовала Айша Тухаева