Всевышний создал людей, чтобы они, исполняя Его предписания, достигали определённых целей. Предписания Аллаха не ограничены способами поклонения или религиозными обрядами, Его повеления охватывают все аспекты жизни человека.
На протяжении своей жизни человек часто совершает поездки по своим делам. Если протяжённость пути, в который отправился человек, достигает определённого расстояния, шариат делает ему некоторые облегчения в поклонении.
Верующий в пути (сафаре) имеет право не соблюдать обязательный пост Рамадана, переносить и сокращать обязательные намазы, протирать хуффы (кожаные носки) трое суток.
Если человек вернётся в свой дом после поездки целым и невредимым, это большая радость для него и его семьи, за которую ему следует воздать хвалу Всевышнему, ведь благодаря милости Всевышнего он вышел в путь и вернулся домой.
У мусульман сложилась традиция встречать тех, кто возвращается из сафара, и поздравлять их с приездом. Если же человек вернулся домой после долгого отсутствия, то люди ходят к нему всем селом и поздравляют с возвращением на родину.
Помимо поздравления того, кто вернулся домой после поездки, желательно обратиться к нему с благими пожеланиями и сделать за него дуа.
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Азкар» пишет об этом следующее:
«В таких случаях (когда кто-то вернулся домой после поездки) желательно сказать ему:
الحَمْد لِلَّهِ الَّذِي سَلَّمك
"Аль-х'амду ли-Лляһи аллязи салляма-кя (Хвала Аллаху, Который уберёг тебя)", или:
الحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي جَمَعَ الشَّمْل بِكَ
"Аль-х'амду ли-Лляһи аллязи джама‘а-ш-шамля би-кя (Хвала Аллаху, Который соединил тебя с нами)", или сказать нечто подобное, ведь Всевышний Аллах сказал:
لَئِنْ شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ
(смысл): "Если вы будете благодарны за дарованные Мной блага, то Я непременно умножу для вас эти блага". ("Сафват ат-Тафасир", сура Ибрахим: 7)».
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды, когда Посланник Аллаха ﷺ, вернувшийся после военного похода, вошёл к ней, она встретила его, взяла его за руку и сказала:
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي نَصَرَكَ وَأَعَزَّكَ وَأَكْرَمَكَ،
«Аль-х'амду ли-Лляһи-ллязи насара-ка, ва а‘азза-ка ва акрама-ка (Хвала Аллаху, Который оказал тебе помощь, придал тебе силы и почтил тебя». (Ибн Ас-Сунни в «‘Амаль аль-явм ва-л-ляйля», 532)
В той версии этого хадиса, которую передаёт Абу Давуд, сообщается, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
فَلَمَّا جَاءَ اسْتَقْبَلْتُهُ، فَقُلْتُ: السَّلَامُ عَلَيْكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ، الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَعَزَّكَ وَأَكْرَمَكَ،
«Когда он вернулся, я встретила его словами: "Ас-Саляму ‘аляйка я Расуля Ллаһи ва рах'мату-Ллаһи ва баракатуһ. Аль-Х'амду ли-Лляһи-ллязи а‘аззака ва акрамака (Мир тебе, о Посланник Аллаха, милость Аллаха и Его благословения! Хвала Аллаху, Который возвеличил тебя и почтил"». (Абу Давуд, 4153)
Одной из самых благородных поездок в жизни человека является паломничество к святым местам. Поэтому особенно желательно поздравить человека, вернувшегося домой после совершения обрядов хаджа, умры и зиярата к Посланнику Аллаха ﷺ.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
جَاءَ غُلَامٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: إِنِّي أُرِيدُ هَذَا الْوَجْهَ الْحَجَّ. قَالَ: فَمَشَى مَعَهُ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: يَا غُلَامُ، زَوَّدَكَ اللَّهُ التَّقْوَى، وَوَجَّهَكَ فِي الْخَيْرِ، وَكَفَاكَ الْمُهِمّ . فَلَمَّا رَجَعَ الْغُلَامُ سَلَّمَ عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. قَالَ: فَرَفَعَ رَأْسَهُ إِلَيْهِ، فَقَالَ: يَا غُلَامُ، قَبِلَ اللَّهُ حَجَّكَ، وَغَفَرَ ذَنْبَكَ، وَأَخْلَفَ نَفَقَتَكَ
«Как-то раз к Пророку ﷺ пришёл юноша и сказал: "Я собираюсь в хадж". Посланник Аллаха ﷺ пошёл проводить его и сказал: "О юноша! Заввада-кя-Ллаһу-т-таква, ва ваджжаһа-ка фи-ль-хайри, ва кафа-ка-ль-муһимма (Да наделит тебя Аллах благочестием, да направит тебя к благу и да избавит тебя от беспокойства)".
Когда же юноша вернулся, он поприветствовал Пророка ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ поднял голову и в ответ ему сказал:
يَا غُلَامُ، قَبِلَ اللَّهُ حَجَّكَ، وَغَفَرَ ذَنْبَكَ، وَأَخْلَفَ نَفَقَتَكَ
"О юноша! Кабиля-Ллаһу х'аджжа-кя, ва гафара занба-ка, ва ахляфа нафаката-ка (Да примет Аллах твой хадж, и да простит Он твой грех, и да возместит Он твои расходы"». (Ибн Ас-Сунни в «‘Амаль аль-явм ва-л-ляйля», 533)
Помимо этого, желательно попросить у того, кто возвращается из хаджа, делать за себя дуа. И лучше всего попросить об этом до того, как паломник войдёт в свой дом, так как до этого момента он будет считаться человеком, находящимся в пути хаджа.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا لَقِيتَ الْحَاجَّ فَسَلِّمْ عَلَيْهِ، وَصَافِحْهُ، وَمُرْهُ أَنْ يَسْتَغْفِرَ لَكَ قَبْلَ أَنْ يَدْخُلَ بَيْتَهُ، فَإِنَّهُ مَغْفُورٌ لَهُ
«Встретив паломника, возвращающегося из хаджа, поприветствуйте его и попросите обратиться за вас к Аллаху с мольбами о прощении ваших грехов до его возвращения домой. [Его мольба принимается], ведь Аллах простил ему грехи». (Имам Ахмад, 6112)
Причиной принятия дуа паломника, возвращающегося из хаджа, Посланник Аллаха ﷺ считает отсутствие у него грехов, ибо совершение полноценного хаджа смывает грехи верующего. Пророк ﷺ также делал дуа, чтобы Всевышний простил того, для кого паломник попросит прощения.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِلْحَاجِّ وَلِمَنِ اسْتَغْفَرَ لَهُ الْحَاجُّ
«Аллаһумма-гфир ли-ль-х'аджжи ва ли-ман истагфара ля-һу-ль-хаджж (О Аллах, прости совершающего хадж и того, для кого совершающий хадж попросит прощения грехов». (Байхаки, 10381; Ибн Хузайма 2516; Табарани, «Му’джам ас-сагир», 1089; Аль-Хаким, «Аль-Мустадрак ‘аля Ас-Сахихайн», 1612)
Поэтому паломнику желательно просить о смывании грехов других, если даже его не попросили об этом. Он может продолжать делать дуа и после возвращения домой, ибо некоторые учёные-богословы утверждают, что его дуа, вознесённое в течение сорока дней после возвращения домой, тоже принимается.
От Муджахида (да будет доволен им Аллах) передаётся, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
يُغْفَرُ لِلْحَاجِّ وَلِمَنِ اسْتَغْفَرَ لَهُ الْحَاجُّ بَقِيَّةَ ذِي الْحِجَّةِ وَالْمُحَرَّمِ وَصَفَرٍ وَعَشْرٍ مِنْ شَهْرِ رَبِيعٍ الْأَوَّلِ
«Паломнику и тому, за кого паломник попросит прощения, прощаются грехи в оставшиеся дни месяца Зуль-Хиджа, в следующем месяце Мухаррам, в месяце Сафар и первые десять дней месяца Раби‘уль-авваль». (Ибн Абу Шайба, «Аль-Мусаннаф», 12657)
Мусульманину следует извлекать пользу из каждой ситуации. Возвращение человека домой из поездки является для него очередным шансом получить награду. А если человек вернулся из хаджа, то это ещё и шанс получить прощение грехов.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдуллаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».