Дуа считается одним из важнейших благодеяний верующего. Человек должен как можно чаще обращаться с мольбами к Всевышнему Аллаху, пытаясь снискать этим Его довольство и надеясь приблизиться к Нему.
Дуа верующего является прекрасным поклонением, которое любит Всевышний Аллах, он принимает мольбы Своих рабов и в ответ на их дуа дарует им то, что они просят.
От ‘Убады ибн Ас-Самита (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا عَلَى الأَرْضِ مُسْلِمٌ يَدْعُو اللَّهَ بِدَعْوَةٍ إِلَّا آتَاهُ اللَّهُ إِيَّاهَا أَوْ صَرَفَ عَنْهُ مِنَ السُّوءِ مِثْلَهَا
«Кто бы из мусульман, живущих на земле, ни обратился с мольбой к Всевышнему Аллаху, Он обязательно дарует ему то, что он просит, или отвратит от него зло, равное тому, о чём он просит». (Тирмизи, 3573; Табарани, «Аль-Му’джам аль-Авсат», 147)
Однако верующий должен соблюдать некоторые условия, чтобы Господь принял его дуа и ответил на его мольбы. Самые важные из этих условий: у того, кто возносит дуа, должно быть искреннее намерение, он должен возносить дуа с надеждой на милость Всевышнего и со страхом, что его может постичь Его наказание, и он должен проявлять смирение пред Всевышним Аллахом во время вознесения дуа.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
فَاسْتَجَبْنَا لَهُ وَوَهَبْنَا لَهُ يَحْيَىٰ وَأَصْلَحْنَا لَهُ زَوْجَهُ ۚ إِنَّهُمْ كَانُوا يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا ۖ وَكَانُوا لَنَا خَاشِعِينَ
(смысл): «Поистине, мы ответили на дуа этих пророков из-за того, что они усердствовали в поклонении и устремлялись к совершению благих деяний, взывали к Нам с надеждой на обретение милости и Нашей награды и со страхом, что их может постичь Наше наказание, и были они пред Нами смиренны». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Анбия: 90)
Помимо соблюдения условий для принятия дуа тот, кто обращается к Всевышнему с мольбами, должен остерегаться определённых причин, препятствующих принятию дуа. К таким причинам можно отнести следующие:
1. совершение грехов;
Тот, кто совершает грехи, беспечен в поминании Аллаха и совершает деяния, которые гневят Всевышнего и отдаляют от Него. Следовательно, у такого человека дуа не принимается, пока он не отдалится от грехов, не совершит искреннее покаяние и не попросит у Всевышнего прощения своих грехов.
Вот когда он обратится к своему Господу с искренним покаянием, заменив дурные поступки на благие, снискав довольство Всевышнего, тогда его дуа будет принято Всевышним Аллахом.
От Хашима (да будет доволен им Аллах) передаётся, что ‘Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:
مَنِ اشْتَرَى ثَوْبًا بِعَشَرَةِ دَرَاهِمَ، وَفِيهِ دِرْهَمٌ حَرَامٌ، لَمْ يَقْبَلِ اللهُ لَهُ صَلَاةً مَادَامَ عَلَيْهِ، قَالَ: ثُمَّ أَدْخَلَ أُصْبُعَيْهِ فِي أُذُنَيْهِ، ثُمَّ قَالَ: صُمَّتَا إِنْ لَمْ يَكُنِ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سَمِعْتُهُ يَقُولُهُ
«Если одежда мусульманина куплена за десять дирхемов, и хотя бы один из этих дирхемов харамный, то Всевышний Аллах не примет его молитвы, пока эта будет одежда на нём». Затем он (Ибн ‘Умар) указал своими пальцами на свои уши и добавил: «Пусть они оглохнут, если я не слышал, как Пророк ﷺ говорил это». (Имам Ахмад, 5432)
2. запретная еда, питьё и одежда;
Если у человека еда, питьё, одежда и другие вещи приобретены на запретные средства, получается, что он зарабатывает себе на пропитание запретным путём. Такой человек идёт к погибели и ведёт к ней тех, кого он обеспечивает своим запретным заработком.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
ذَكَرَ الرَّجُلَ يُطِيلُ السَّفَرَ أَشْعَثَ أَغْبَرَ، يَمُدُّ يَدَيْهِ إِلَى السَّمَاءِ، يَا رَبِّ، يَا رَبِّ، وَمَطْعَمُهُ حَرَامٌ، وَمَشْرَبُهُ حَرَامٌ، وَمَلْبَسُهُ حَرَامٌ، وَغُذِيَ بِالْحَرَامِ، فَأَنَّى يُسْتَجَابُ لِذَلِكَ؟
«Пророк ﷺ упомянул покрытого пылью человека с растрёпанными волосами, который долгое время находится в пути и просит, воздев руки к небу: "О Господь, о Господь!", но при этом употребляет в еду запретное, пьёт запретное, носит запретное и был вскормлен запретным. "Разве дождётся такой человек ответа на свои мольбы?!"». (Муслим, 1015)
Такой человек должен немедленно прекратить запретный заработок, найти возможность поиска пропитания дозволенным путём, раздать милостыню, вернуть то, что было незаконно приобретено его владельцам, и совершить искреннее покаяние.
Когда с мольбами к Всевышнему обращается человек, употребляющий запретную еду, облачённый в запретную одежду, не раскаявшийся в своих грехах, это указывает на его бесстыдство и бессовестность, и неудивительно, что Всевышний Аллах отвергает его просьбы.
3. нетерпеливость при принятии дуа;
Верующий, когда обращается к Всевышнему с мольбами, не должен проявлять поспешность, говоря, что он совершил дуа, но Аллах ему не отвечает. Всевышний не ответит на мольбы того, кто так торопит события и по этой причине перестаёт возносить дуа.
Аллах любит раба, который настойчив в своих мольбах и не теряет надежду на их принятие. Верующий не должен отчаиваться в милости Всевышнего Аллаха, напротив, он должен полагаться на своего Господа и быть уверенным в том, что Он примет его дуа.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
يُسْتَجَابُ لِأَحَدِكُمْ مَا لَمْ يَعْجَلْ، فَيَقُولُ: قَدْ دَعَوْتُ رَبِّي فَلَمْ يَسْتَجِبْ لِي
«Каждому из вас будет дан ответ (на мольбы), если только не станет он торопить события и говорить: "Я обратился с мольбой к Аллаху, но Он не ответил мне"». (Бухари, 6340; Муслим, 2735; Абу Дауд, 1484; Тирмизи, 3387)
В той версии этого хадиса, которую передаёт Муслим, сообщается, что люди спросили его: «О Посланник Аллаха, а в чём проявляется поспешность?». Пророк ﷺ ответил:
يَقُولُ: قَدْ دَعَوْتُ وَقَدْ دَعَوْتُ، فَلَمْ أَرَ يَسْتَجِيبُ لِي، فَيَسْتَحْسِرُ عِنْدَ ذَلِكَ وَيَدَعُ الدُّعَاءَ
«Это значит, что раб говорит: "Я обращался к Аллаху с мольбами, но не вижу, чтобы Он мне ответил", после чего обращения с мольбами становятся человеку в тягость, и он отказывается от дуа». (Муслим, 2735; Ибн Хиббан, 881)
4. несоответствие дуа правилам шариата.
Верующий должен обращаться к своему Господу с мольбами о дозволенных вещах. Нельзя просить в дуа о том, что может причинить вред людям и их религии, а также о том, что приводит к разрыву родственных уз и другим греховным деяниям.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لا يَزالُ يُسْتَجَابُ لِلعَبْدِ مَا لَمْ يَدْعُ بإثْمٍ ، أَوْ قَطيعَةِ رحِمٍ ، مَا لَمْ يَسْتَعْجِلْ
«Мольбам раба Аллаха будут внимать до тех пор, пока он не станет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о разрыве родственных связей, при условии, что он не проявит поспешности». (Бухари, 6340; Муслим, 2735)
Если верующий вознесёт свои дуа, соблюдая вышеупомянутые условия и избегая всех причин, препятствующих их принятию, его мольбы будут приняты Всевышним, и он получит то, что просил.
Однако возможно, что и после выполнения всего этого Всевышний не ответит на его мольбы, но это не говорит о том, что его не дуа не было принято. На эти мольбы ответ будет дан в Ахирате, или посредством их он спасётся от потерь, которые могли бы произойти в его жизни.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».