Доктор исламских наук Эсенбулат Яхияев:
- Ислам, как мы знаем, это религия, ниспосланная ко всему человечеству. Всё, что связано с Богом: вера, убеждения относительно Существование Бога – прямая адресация к разуму человека. А практика, то есть деяния – это адресация к телу человека. И третье обращение – к душе. Вот эти три обращения к человеку: Иман, Ислам и Ихсан. Иман – это вера. Ислам – деяния, то есть фикх. Ихсан – это тасаввуф, нравы, этика. И в воспитании детей мы не исключаем этих трёх основ.
Пророк ﷺ побуждал обучать детей и теории, и практике. Пророк ﷺ говорил, что с семи лет надо обучать детей намазу. Но и основы веры он отмечал как не менее важные, поэтому богословы говорят, что первое, с чего надо начинать, это познание Аллаха.
‘Абдуллаху Ибн ‘Аббасу (да будет доволен им Аллах) было 10 лет, когда Пророк ﷺ обратился к нему словами: «Я гулям (О юноша)». Назвав его юношей, он обозначил, что Ибн ‘Аббас в 10 лет уже не маленький мальчик.
Далее Пророк ﷺ сказал:
إِنِّي أُعَلِّمُكَ كَلِمَاتٍ، احْفَظِ اللَّهَ يَحْفَظْكَ
«Я научу тебя нескольким словам: "Помни об Аллахе (соблюдай Его предписания: повеления и запреты), и Он будет хранить тебя"». (Тирмизи, 2516)
Здесь Пророк ﷺ акцентирует внимание на слове «Аллах» и соблюдении Его предписаний.
- Как нужно рассказывать детям об Аллахе?
- Детям нужно рассказывать о том, что Аллах Всесилен, что Он защищает нас. Если ребёнок с детства растёт с убеждением «Аллах меня защищает», то он будет чувствовать поддержку и защиту Аллаха, даже если родители не дают ребёнку этого.
Из истории Ислама мы знаем, что многие дети-сироты, у которых была только мать, вырастали хорошими учёными-богословами. Почему? Потому что мать – слабое существо. И при отсутствии поддержки отца ребёнка они чаще обращались к Аллаху, делали дуа, говоря: «О Аллах, помоги, у этого ребёнка нет отца, наставь его, сохрани его, пошли ему пропитание».
Вот это постоянное присутствие Аллаха в мольбах, в мыслях, словах матери благотворно влияет на ребёнка. Таким образом, в ребёнке воспитывается любовь и уважение к Аллаху, к Пророку ﷺ и к родителям.
- Как в Исламе практиковался возрастной подход в обучении?
От Абу ат-Туфайля передаётся, что ‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал:
حَدِّثُوا النَّاسَ بِمَا يَعْرِفُونَ، أَتُحِبُّونَ أَنْ يُكَذَّبَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ
«Рассказывайте людям то, что они понимают. Вы же не хотите, чтобы они сочли лжецами Аллаха и Его Посланника?» (Бухари, 127)
При обучении необходима мягкость, нежность к детям. Начинать нужно с самого простого, чтобы они понимали и запоминали.
В обучении вероубеждению есть три этапа.
1. Начальный, подражательный – метод заучивания, без глубокого объяснения и доводов.
Детям свойственна врождённая чистота (фитра). У них хорошо работает наглядно-образная и зрительно-осязательная память. С раннего детства дети хорошо постигают то, что до них доводят родители. И то, что видят дети в родителях, они перенимают от них.
Полученная от родителей информация или пример легко закрепляется в памяти детей благодаря их врождённой чистоте (фитре) и восприимчивости. То есть эта информация ложится, как на чистый лист бумаги, таково чистое восприятие ребёнка.
Сегодня родители возмущаются, что дети не развиваются. А в ком они должны увидеть пример, чтобы развиваться? Родители должны находить время для общения с детьми, искать правильный подход к ним, проявлять понимание.
2. Следующий этап – обучение вероубеждению с приведением минимальных, базовых доводов – утвердительный метод.
3. Последний этап – обучение с доказательной базой, с опровержением ереси, с доводами – это научно-богословский метод.
Но если родители втолковывают детям то, что им не под силу понять и усвоить, то это притеснение; детей нельзя притеснять.
Дети – это маленькие философы. Они задают вопросы. Нужно стимулировать их интерес и учить их практически своим примером. Если учите их намазу, они должны видеть, как вы сами совершаете намаз и т. д.
Если ребёнок не усваивает материал и не выказывает интереса, не нужно давить и навязывать. Если не можете сами заинтересовать, то нужно найти такого учителя, который сможет, и кому вы можете доверить своего ребёнка.
Частой проблемой становится невежество самих родителей в вопросах вероубеждения. Они дают ребёнку ложную информацию об Аллахе. Приводят им прямой перевод с арабского и утверждают, что Аллах на небесах или сидит на троне. Но в арабском языке эти фразы имеют иносказательный смысл, означающий, что Он Превыше всего. Не нужно передавать детям своё искажённое представление о Боге. Не нужно придавать материальность Богу и вводить в заблуждение своих детей.
- Что важнее: воспитание или образование?
- Два крыла человека – воспитание и образование. Воспитание – это прежде всего уважение. Когда человек приходит к учителю, с чего начинается его учёба? С воспитания, с уважения к тому, кто обучает. Если ребёнок непочтителен, дерзок, то его первым делом приучают к уважению к учителю, к старшим. Уважение – это важное условие в процессе передачи знаний.
Навыки проще закреплять поэтапно. Совсем маленьких детей мы без объяснения причин учим есть правой рукой, а потом, когда они становятся старше, объясняем им, что так делал Пророк ﷺ и т. д.
Когда разъясняете что-то детям, нельзя приводить аналогию с чем-то неодобряемым в Исламе. Также постепенно нужно расширять их запас исламских терминов, объяснять, кто такой Посланник Аллаха ﷺ, почему мы называем его посланником.
Надо объяснять, что этот мир создан Аллахом. Как пример: вот ручка, её же кто-то сделал, вот и этот мир кто-то очень искусно создал. Учёные говорят, что лучший метод богопознания – через Его атрибуты. Если есть творение, должен быть Творец – Всемогущий, Знающий, Волеизъявляющий.
Однако нельзя перегружать ребёнка информацией, если он плохо понимает.
- Как объяснить ребёнку, где находится Всевышний Аллах?
- Надо для начала пояснить ему: для чего мы используем вопрос «где?». Когда мы спрашиваем – «где», это означает, что мы спрашиваем о месте. Дело в том, что ни места, ни стороны, ни телесности – всего этого Бог не имеет, всё это создано Богом.
Если ребёнок спрашивает, большой ли Бог, надо объяснять, что Бог не имеет веса и размера. И ребёнок потихоньку начинает осознавать, что Бог бестелесен, что он не имеет веса, размера, места. Ребёнок ведь не может это представить. Даже взрослый не может представить себе это. В том-то и дело, что Бога невозможно представить и вообразить.
- Почему?
- Представление есть воображение. Представление может быть умозрительное и физическое. Физическое представление – это воображение. Воображение связано с чувствами, ощущениями человека. Человек может себе вообразить или физически представить только то, что он получил извне, из этого мира, что посредством его восприятия отложилось в памяти. И оттого, что Бог – это не телесное, не физическое, нам не постичь этого нашими чувствами и ощущениями. Это невозможно, совершенно разные величины.
Это мы и сами должны знать: Бог не материален, не обладает физическими характеристиками, нам не постичь Бога через наши ощущения. Сказать ребёнку, чтобы он ощутил неощущаемое, будет ошибкой. В таком случае можно ему ответить: «Я потом объясню тебе это».
Приведу аналогию: маленьких детей обучают Корану, не обучив их правилам чтения, практически учат, что и как произносится. Таким образом, ребёнок учится чтению Корана с малых лет, с 3-4 лет, он может заучить даже полностью Коран. Дальше по мере его взросления мы объясняем ему правила чтения Корана.
Так же и с сущностью Бога. Мы говорим детям, что Бог, Творец создал этот мир. По мере взросления и по мере их готовности мы рассказываем, как доказать, что Бог существует.
Беседовала Айша Тухаева