Забота о больных в Исламе

25 Июнь 2022
3646

В Исламе предписано заботиться обо всех людях, в том числе больных. Человек, которого постигла болезнь, терпящий боль и борющийся с ней, думает о том, принесёт ли ему новый день весть, что обрадует его, смилуется ли над ним Всевышний и вернёт ли Он ему потерянное здоровье.

Такой человек может остаться одиноким в этом мире, где каждый занят своими делами и проблемами. Может случиться так, что его никто не будет посещать и мало кто вспомнит о нём. Хуже всего, когда никто не обращает внимания на его проблемы со здоровьем. Его могут просто забыть, как забывают о каком-то предмете.

Но в Исламе дело обстоит совсем иначе. Ислам, исповедующий благо и добро ко всем людям, разъясняет нам, что никто не нуждается в том, чтобы его развеселили и подняли дух, больше, чем больной человек. Ислам уделяет этой теме большое внимание, сделав заботу о душевно или физически больных одной из своих доктрин.

Исламское законодательство (шариат) рассматривает любого больного как человека, который попал в критическое положение. Следовательно, должен быть тот, кто заботится о нем, протягивает ему руку помощи, поднимает ему настроение, успокаивает его, избавляет от физической боли и поднимает его моральный дух.

Ислам предписывает всеми возможными способами скрашивать жизнь больного и максимально облегчать его бремя. Шариат даже разрешает больному прервать обязательный пост в месяц Рамадан. Если верующий по состоянию здоровья не может совершать хадж, он может вместо себя отправить другого человека.

Также больной, который не может совершать намаз в обычной форме, имеет право молиться в удобном для себя положении – сидя, лёжа – и даже выполнять некоторые действия глазами!

Больной, которому вода может причинить вред при омовении, может отказаться от применения воды и совершать таяммум (один из видов ритуального очищения, который осуществляется путём протирания лица и рук земляной пылью).

Шариат не ограничился освобождением больного от некоторых обязанностей и актов поклонения или их облегчением, вдобавок ко всему этому Ислам настойчиво побуждает нас быть рядом с больным и максимально поднимать его моральный дух.

Поэтому Посланник Аллаха ﷺ считал посещение больных и их врачевание дома или в больнице обязанностью мусульман.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

حَقُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ خَمْسٌ؛ رَدُّ السَّلَامِ، وَعِيَادَةُ الْمَرِيضِ، وَاتِّبَاعُ الْجَنَائِزِ، وَإِجَابَةُ الدَّعْوَةِ، وَتَشْمِيتُ الْعَاطِسِ

«Пять действий входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему». (Бухари, 1240; Муслим, 2162)

Посланник Аллаха ﷺ также сообщил нам, что тот, кто посещает больного, получит свою долю в Раю. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ عَادَ مَرِيضًا، نَادَى مُنَادٍ مِنَ السَّمَاءِ: طِبْتَ، وَطَابَ مَمْشَاكَ، وَتَبَوَّأْتَ مِنَ الْجَنَّةِ مَنْزِلًا

«К тому, кто навещает больного, делая это ради Всевышнего Аллаха, обращается глашатай (из числа ангелов, который говорит): "Да будешь ты доволен, да вознаградит тебя Аллах и очистит тебя, и да будет благословенным твой путь и да обретёшь ты жилище в Раю"». (Ибн Маджах, 1443; Тирмизи, 2008)

Также Посланник Аллаха ﷺ повелел говорить рядом с больным только о хорошем, поднимать ему настроение и моральный дух, обнадёживать его и вызывать у него стремление к выздоровлению и вообще к жизни.

От Абу Саида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا ‌دَخَلْتُمْ ‌عَلَى ‌المَرِيضِ فَنَفِّسُوا لَهُ فِي أَجَلِهِ فَإِنَّ ذَلِكَ لَا يَرُدُّ شَيْئًا وَيُطَيِّبُ نَفْسَهُ

«Когда приходите к больному, вселяйте в него уверенность в долгой жизни, хоть это ничего не предотвратит, но утешит его». (Тирмизи, 2087; Ибн Маджа, 1438)

Посланник Аллаха ﷺ, утешая больного человека, рассказывал ему, что болезнь является искуплением его грехов и спасёт его от наказания в будущей жизни, если он будет стойко переносить это испытание и проявит терпение.

От Абу Саида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

مَا يُصِيبُ الْمُسْلِمَ مِنْ نَصَبٍ وَلَا وَصَبٍ وَلَا هَمٍّ وَلَا حُزْنٍ وَلَا أَذًى وَلَا غَمٍّ حَتَّى الشَّوْكَةِ يُشَاكُهَا إِلَّا كَفَّرَ اللَّهُ بِهَا مِنْ خَطَايَاهُ

«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это какой-нибудь из его грехов». (Бухари, 5641; Муслим, 2573)

Таким образом, Ислам велит нам поднимать моральный дух больного мусульманина практически до небес, чтобы он не чувствовал, что стал беспомощным и заброшенным в обществе человеком, а чувствовал, что все заботятся о нем и готовы оказать ему любую помощь.

В Исламе рекомендуется проявлять почтительное отношение не только к больным-мусульманам, но и к любому больному человеку, независимо от его религии, национальности, цвета кожи, социального положения и статуса.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ

(смысл): «Мы вознесли потомков Адама (всех людей) над всеми другими созданиями, даровав им разум, знания и подчинив им всё, что есть во Вселенной». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Исраъ: 70)

Любой человек почитаем в Исламе, исходя из предпосылки, что он является потомком Адама (мир ему), поэтому мусульмане заботятся о любом человеке, когда он болеет, и лечат его, если он жалуется, даже если он не мусульманин.

Посланник Аллаха ﷺ посетил еврейского мальчика, когда он заболел. А имам Аль-Бухари в своём сборнике достоверных хадисов «Ас-Сахих» выделил для этой темы специальную главу, которая называется «Глава о посещении многобожника».

Мусульманские лекари и врачеватели, которые были воспитаны в духе истинного Ислама, во все эпохи исламской цивилизации обращались с любым больным, исходя из того, что он в первую очередь является человеком, а не основываясь на том, что он является источником средств к существованию, получая от него плату.

Они всегда обращались с больным, как с человеком, оказавшимся в критическом положении и нуждающимся в их помощи и поддержке, и оказывали ему не только медицинскую, но и психологическую, социальную, экономическую и другую помощь.

В таком благородном духе врачи-мусульмане обращались со своими пациентами. В мусульманском государстве больным предоставлялось высококачественное медицинское обслуживание без различий между богатыми и бедными, арабами или неарабами, белыми или чёрными, мусульманами или немусульманами, вне зависимости от их социального статуса и должности.

В большинстве случаев лечение для всех было бесплатным, и пациенты пользовались одинаковым уровнем обслуживания, независимо от своего финансового и социального положения. Таким образом, Ислам заботится обо всех людях, которые нуждаются в помощи и поддержке.

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.