Всевышний Аллах создал Ад и уготовил его для тех, кто в этом мире не выполняет Его предписания и не следует Его запретам. Огонь Ада станет вечным наказанием для тех, кто не уверовал во Всевышнего или придавал Аллаху сотоварищей, а для верующих, которые согрешили, он будет временной карой.
Для человека, который согрешил в этом мире и умер верующим, время наказания в огне Ада зависит от тяжести и количества его грехов, если Всевышний Аллах не проявит к нему Свою милость и не простит его.
В Священном Коране Всевышний Аллах описывает Ад как живое создание. С момента своего сотворения Ад жаждет наказать неверующих. Те, кто не уверовал в Аллаха и отрицал Его существование, в День великого суда получат книгу своих деяний с левой стороны или со спины и будут отправлены в огонь Ада, где они пребудут вечность.
В Судный день никто из тех, кто отрицал загробную жизнь, не смогут избежать наказания. Ни один человек не сможет ни спрятаться, ни затеряться, несмотря на то, что на площади Суда (махшаре) будут миллиарды людей. Никого там не забудут, ибо каждого обитателя Ада будет сопровождать ответственный за него наблюдатель.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
وَجَآءَتۡ كُلُّ نَفۡس مَّعَهَا سَآئِق وَشَهِيد لَّقَدۡ كُنتَ فِي غَفۡلَة مِّنۡ هَذَا فَكَشَفۡنَا عَنكَ غِطَآءَكَ فَبَصَرُكَ ٱلۡيَوۡمَ حَدِيد وَقَالَ قَرِينُهُۥ هَذَا مَا لَدَيَّ عَتِيدٌ أَلۡقِيَا فِي جَهَنَّمَ كُلَّ كَفَّارٍ عَنِيد مَّنَّاع لِّلۡخَيۡرِ مُعۡتَد مُّرِيبٍ ٱلَّذِي جَعَلَ مَعَ ٱللَّهِ إِلَهًا ءَاخَرَ فَأَلۡقِيَاهُ فِي ٱلۡعَذَابِ ٱلشَّدِيدِ
(смысл): «И будет дунуто в Рог для воскрешения: это дуновение – день обещанного неверующим наказания! И придёт всякая душа (каждый человек, будь он хорошим или грешником), а с нею два ангела, один из которых ведёт её к месту сбора, а другой будет свидетельствовать о всех её деяниях.
И будет сказано человеку: "Был ты, о человек, в небрежении об этом тяжком дне, и Мы сняли с тебя покров, который в мирской жизни был на твоём сердце, ушах и глазах. И взор твой сегодня остёр (ты видишь сегодня то, чего не видел при жизни на земле, потому что исчезли все препятствия)".
И сказал его товарищ (ангел, который был приставлен к человеку): "Вот что у меня подготовлено (вот тот из потомков Адама, к которому Ты меня приставил, я привёл его и принёс книгу его деяний)".
Всевышний Аллах скажет двум ангелам, погонщику и свидетелю: "Ввергайте (вы двое) в Ад каждого упрямого в принятии истины неверного, который не верит в День отчёта, удерживающего самого себя от исполнения своих обязанностей по расходованию добра (своего имущества), преступающего (несправедливого, жестокого), сомневающегося в религии, который создал наряду с Аллахом другого бога (придал Ему сотоварища). Ввергайте же (два ангела) его в жестокое наказание (в огонь Ада)"». («Сафват ат-тафасир», сура Каф, 50:20–26)
Тех, кто не принял истину и не уверовал в Единого Аллаха, волокут в Ад лицом вниз. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит, что неверующих будут волочь в Ад толпами. Их сердца будут охвачены страхом до того, как они приблизятся к Аду, так как его рокот и гул будет слышен издалека.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
إِذَا أُلْقُوا فِيهَا سَمِعُوا لَهَا شَهِيقًا وَهِيَ تَفُورُ تَكَادُ تَمَيَّزُ مِنَ الْغَيْظِ ۖ كُلَّمَا أُلْقِيَ فِيهَا فَوْجٌ سَأَلَهُمْ خَزَنَتُهَا أَلَمْ يَأْتِكُمْ نَذِيرٌ
(смысл): «Когда бросают их (неверующих) в Геенну, подобно тому, как бросают дрова в большой огонь, слышат они её злобный и ужасный рёв. Она (Геенна) готова лопнуть (разорваться) от гнева на врагов Аллаха; каждый раз, когда в неё сбрасывают толпу неверных, стражи (ангелы, уполномоченные над Геенной) спрашивают у них, порицая и ругая: "Разве к вам не приходил посланник, предостерегавший об этом страшном дне?"». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Мульк, 67:7-8)
Из вышеприведённых аятов вытекает, что неверующие будут брошены в Геенну и останутся там навечно. Кто-то из нас подумает: «Мы ведь уверовали, и Всевышний помилует нас в Судный день, и даже если попадём в Ад, то не останется там навечно и в конце концов попадём в Рай». Однако мы не можем быть уверены в том, что умрём верующими, ибо это известно только Всевышнему Аллаху. Возможно, в последний момент, перед смертью, шайтан собьёт нас с пути истины, и мы умрём неверными. Упаси нас Всевышний Аллах от этого!
От ‘Абдуллаха Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
فَإِنَّ أَحَدَكُمْ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ حَتَّى لَا يَكُونَ بَيْنَهَا وَبَيْنَهُ إِلَّا ذِرَاعٌ، فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الْكِتَابُ فَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ فَيَدْخُلُ النَّارَ. وَإِنَّ أَحَدَكُمْ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ، حَتَّى مَا يَكُونُ بَيْنَهَا وَبَيْنَهُ إِلَّا ذِرَاعٌ، فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الْكِتَابُ، فَيَعْمَلُ عَمَلَ أَهْلِ الْجَنَّةِ فَيَدْخُلُهَا
«И, поистине, один из вас совершает деяния обитателей Рая до тех пор, пока не останется между ним и Раем расстояние всего лишь в один локоть, и тогда сбывается записанное ему на роду, и он совершает деяния обитателей огня и заходит в огонь. И, поистине, один из вас совершает деяния обитателей огня, пока между ним и огнём не останется расстояние всего лишь в один локоть, и тогда сбывается записанное ему на роду, и он совершает деяния обитателей Рая и заходит в Рай». (Бухари, 7454; Муслим, 2643; Абу Дауд, 4708; Тирмизи, 2137)
Как мы видим, любой человек в конце жизни может сойти с истинного пути и навечно стать обитателем Ада. Поэтому ни у кого из нас нет гарантии, что именно он не окажется таким человеком. Однако учёные-богословы говорят, что такое случается очень редко. А что касается случаев, когда человек совершает деяния обитателей огня и в конце совершает деяния обитателей Рая и заходит в Рай, то такое случается очень часто.
Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Аль-Фатх аль-Мубин», комментируя слова Пророка ﷺ: «…и он совершает деяния обитателей огня и заходит в огонь», пишет следующее:
«Аль-Кази ‘Ияз и другие учёные сказали, что такое случается очень редко, ибо передаётся хадис: "Поистине, когда Всевышний Аллах завершил сотворение, то Он записал у себя над ‘Аршем: “Поистине, Моя милость будет опережать Мой гнев”"(Бухари, 7422).
В другой версии этого хадиса сообщается: "Поистине, Моя милость будет преобладать над Моим гневом" (Бухари, 7404). Такое случается очень редко в отличие от того, что сообщается далее в этом хадисе ("…и он совершает деяния обитателей Рая и заходит в Рай"), а таких случаев бывает много».
Ибн Хаджар Аль-Хайтами в той же книге, комментируя слова Пророка ﷺ «…и он совершает деяния обитателей Рая и заходит в Рай» далее пишет:
«Если кому-то на роду написано быть счастливым, Всевышний Аллах склонит его сердце к добру и завершит его жизнь добром. А сердце того, кому на роду написано быть злосчастным, Он склоняет к обратному…
В некоторых версиях этого хадиса сообщается, что Пророк ﷺ сказал: "И, поистине, дела оцениваются по их итогу" (Бухари, 6607). В другой версии сообщается: "И, поистине, деяния будут определяться по последним действиям" (Бухари, 6493).
Также в другом достоверном хадисе, который передаётся от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Совершайте благие деяния, и каждому из вас будет облегчено то, для чего он был создан" (Бухари, 4949).
То есть, тому, кому на роду написано быть счастливым, будет облегчено совершение деяний обитателей Рая. А тому, кому на роду написано быть злосчастным, будет облегчено совершение деяний обитателей Ада».
Из вышеприведённого вытекает, что тот, кто совершает благие деяния, то есть деяния обитателей Рая, совершает их, потому что Всевышний облегчил ему это. Поэтому мы должны стараться совершать как можно больше деяний, которые делают нас обитателями Рая, помогают во время смерти не потерять веру, чтобы не оказаться в числе тех, кого ангелы будут сталкивать в огонь Ада.
Муслим Абдулаев