Три последних завещания Посланника Аллаха ﷺ \ Видео

28 Сентябрь 2022
8441

Пророк Мухаммад ﷺ на протяжении своей жизни оставлял своим последователям множество полезных советов и заповедей. Вся жизнь Посланника Аллаха ﷺ, его слова, действия, а также одобренные им слова и действия других людей являются для нас примером для подражания и руководством в жизни.

Самые важные свои заветы Пророк ﷺ озвучил в проповеди, которую он прочитал на горе Арафат во время совершения прощального хаджа. Не менее важными были и заповеди, которые Пророк ﷺ озвучил в последние дни своей жизни.

Если посмотреть на советы и наказы Пророка ﷺ, которые он оставил своей умме на протяжении своей жизни и перед уходом в мир иной, то можно увидеть, как сильно он заботился о своей умме, какое милосердие и сострадание проявлял к ней, а последние завещания Пророка ﷺ особенно указывают на это.

Итак, последними заповедями Посланника Аллаха ﷺ были следующие веления:

1. думать о Всевышнем хорошо;

От Абу Суфьяна передаётся, что Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:

 سَمِعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَبْلَ وَفَاتِهِ بِثَلَاثٍ، يَقُولُ: لَا يَمُوتَنَّ أَحَدُكُمْ إِلَّا وَهُوَ يُحْسِنُ بِاللهِ الظَّنَّ

«Я слышал, как за три дня до своей смерти Пророк ﷺ сказал: "Любой из вас должен встречать смерть, только ожидая от Всевышнего Аллаха хорошего (надеясь на Его милосердие и прощение)"». (Муслим, 2877; Ибн Хиббан, 636; Абу Дауд, 3113; Ибн Маджах, 4167)

Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим бин Аль-Хаджадж», пишет следующее:

قَالَ الْعُلَمَاءُ هَذَا تَحْذِيرٌ مِنَ الْقُنُوطِ وَحَثٌّ عَلَى الرَّجَاءِ عِنْدَ الْخَاتِمَةِ

«Учёные сказали: "В этих словах Пророка ﷺ содержится предостережение от отчаяния и побуждение к надежде во время смерти"».

Поэтому перед смертью человеку следует надеяться на то, что Аллах проявит к нему Своё милосердие и дарует прощение. Более того, благодаря такому предположению верующего о своём Господе Он может поступить с ним в соответствии с этим мнением.

От Василя ибн аль-Аска’ (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

قَالَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ: أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِي بِي، إِنَّ ظَنَّ خَيْرًا فَخَيْرٌ، وَإِنَّ ظَنَّ شَرًّا فَشَرٌّ

«Поистине, Всевышний Аллах говорит: “Я поступлю со Своим рабом так, как раб мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошо, то Я поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохо, то поступлю с ним плохо”». (Табарани, «Аль-Му’джам аль-Авсат», 401)

Учитывая это, учёные-богословы считают желательным для тех, кто присутствует рядом с человеком, который находится при смерти, напоминать ему как можно больше аятов и хадисов об уповании на Всевышнего Аллаха и обширности Его милости.

 

2. полноценно совершать намаз;

Намаз является одним из величайших столпов Ислама и первым, за что человек будет держать отчёт в Судный день. Намаз был светом очей Пророка ﷺ, и, несмотря на мучения и боли, которые мучили его, он и перед смертью завещал нам уделять особое внимание намазу.

От Умму Салямы (да будет доволен ею Аллах) передаётся:

كَانَ مِنْ آخِرِ وَصِيَّةِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: ‌الصَّلَاةَ ‌الصَّلَاةَ، وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ  حَتَّى جَعَلَ نَبِيُّ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُلَجْلِجُهَا فِي صَدْرِهِ، وَمَا يَفِيصُ بِهَا لِسَانُهُ

«Одним из последних завещаний посланника Аллаха ﷺ были слова: "Намаз, намаз и ещё раз намаз! Не попирайте права тех, кто зависит от Вас". Посланник Аллаха ﷺ так долго повторял с запинками эти слова, что уже не мог шевелить своим благословенным языком и начал повторять их беззвучно». (Ахмад, 26483)

В этом хадисе Посланник Аллаха ﷺ завещал своей умме полноценно совершать пятикратный намаз, соблюдая все его условия, выполняя все его столпы и желательные действия, а также заботиться об их своевременности и не откладывать на более поздний срок.

 

3. заботиться об ансарах.

Слово «ансары» в переводе с арабского языка – помощники, защитники, избавители, сторонники. Согласно исламской терминологии, ансарами называют жителей Медины, которые помогли Пророку ﷺ и другим мухаджирам, которые переселились в этот город.

Жители Медины помогли Пророку Мухаммаду ﷺ в самый трудный период в его жизни, защитили его самого и его последователей от врагов. Ансары стали помощниками Пророка ﷺ в его делах и самыми верными сторонниками. За какое бы дело ни взялся Пророк ﷺ, ансары были его союзниками в самых отчаянных ситуациях. Поэтому Пророк ﷺ завещал заботиться о них.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:

مَرَّ أَبُو بَكْرٍ وَالْعَبَّاسُ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا بِمَجْلِسٍ مِنْ مَجَالِسِ الْأَنْصَارِ وَهُمْ يَبْكُونَ، فَقَالَ: مَا يُبْكِيكُمْ؟ قَالُوا: ذَكَرْنَا مَجْلِسَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنَّا، فَدَخَلَ عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَخْبَرَهُ بِذَلِكَ، قَالَ: فَخَرَجَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَقَدْ عَصَبَ عَلَى رَأْسِهِ حَاشِيَةَ بُرْدٍ، قَالَ: فَصَعِدَ الْمِنْبَرَ، وَلَمْ يَصْعَدْهُ بَعْدَ ذَلِكَ الْيَوْمِ، فَحَمِدَ اللهَ وَأَثْنَى عَلَيْهِ، ثُمَّ قَالَ: ‌أُوصِيكُمْ ‌بِالْأَنْصَارِ، فَإِنَّهُمْ كَرِشِي وَعَيْبَتِي، وَقَدْ قَضَوُا الَّذِي عَلَيْهِمْ وَبَقِيَ الَّذِي لَهُمْ، فَاقْبَلُوا مِنْ مُحْسِنِهِمْ وَتَجَاوَزُوا عَنْ مُسِيئِهِمْ

«Как-то раз Абу Бакр и Аль-‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах), проходившие мимо собрания ансаров (да будет доволен ими Аллах), увидели, что те плачут, и кто-то из них спросил: “Что заставляет вас плакать?” Они ответили: “Мы вспомнили о том, как с нами встречался Пророк ”.

После этого Аль-‘Аббас (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку ﷺ и рассказал ему об этом, и Пророк ﷺ, у которого голова была повязана куском ткани, использовавшейся в качестве каймы для плаща, вышел из своей комнаты и поднялся на минбар, чего после этого дня больше никогда не делал. Он воздал хвалу Аллаху и восславил Его, а потом сказал: “Я завещаю вам заботиться об ансарах, ибо, поистине, они являются наиболее близкими ко мне людьми и хранителями моих тайн. Они выполнили свой долг, но ещё не получили того, что по праву причитается им, и поэтому принимайте благие дела от тех из них, кто совершает благое, и прощайте тех из них, кто совершит дурное”». (Бухари, 3799)

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.