Рай – это обитель наслаждений, невиданных и неслыханных благ. Всевышний Аллах уготовил Рай для своих рабов, которые уверовали в Него, выполняли Его предписания и следовали Его запретам.
Тот, кто однажды вступил в Рай, останется в нём навсегда. Рай – это вечная обитель, существованию которой не будет конца. Обитателям Рая уготованы такие блага, о которых человек никогда не слышал, которых никогда не видел и не мог даже представить.
Верующие попадают в Рай лишь по милости Всевышнего Аллаха, но исполнение приказов Господа и соблюдение установленных Им границ увеличивают шансы человека на это счастье.
Что же касается того, кто не соблюдал эти запреты и границы, совершал грехи, особенно тяжкие грехи, то на него гневается Всевышний и он заслуживает сурового наказания, не говоря уже о том, что он не попадёт в Рай. Тяжкие грехи становятся основной причиной лишения Рая для него, если он умрёт, не вознеся искреннее покаяние.
В одном из хадисов Посланник Аллаха ﷺ упомянул некоторые тяжкие грехи человека, которые мешают ему попасть в Рай.
От ʻАбдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
ثَلَاثَةٌ لَا يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ: الْعَاقُّ لِوَالِدَيْهِ، وَالْمَرْأَةُ الْمُتَرَجِّلَةُ، وَالدَّيُّوثُ
«Трое не войдут в Рай: ослушивающийся своих родителей; женщина, уподобляющаяся мужчине; даюс (мужчина, который знает или предполагает, что его женщины совершают нечестие, и не реагирует на это должным образом, не проявляет ревности)». (Байхаки, «Ша‘аб аль-иман», 10309)
1. Ослушивающийся своих родителей
Ослушание родителей в первую очередь означает разрыв родственных уз с ними. Но в этом хадисе под ослушанием родителей подразумевается любое действие, которое может причинить вред родителям. Ослушание родителей обычно заключается в следующих действиях:
- побои и ругань в их адрес;
- навлечение на родителей проклятий от других людей;
- неповиновение родителям, когда они повелевают совершить одобряемое;
- небрежное выполнение обязанностей перед родителями;
- отказ преклонять перед родителями крыло смирения и милосердия (отсутствие смирения и мягкости по отношению к ним);
- предпочтение своей жены и детей родителям.
От Абдуррахмана ибн Абу Бакрата передаётся, что его отец Абу Бакрат (да будет доволен им Аллах) сказал:
قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَلَا أُنَبِّئُكُمْ بِأَكْبَرِ الْكَبَائِرِ، ثَلَاثًا، قَالُوا: بَلَى يَا رَسُولَ اللهِ، قَالَ: الْإِشْرَاكُ بِاللهِ، وَعُقُوقُ الْوَالِدَيْنِ
«Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) спросил у людей: "Не сообщить ли вам о том, что относится к числу тягчайших грехов?" Он повторил свой вопрос трижды. Они сказали: "Конечно, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)". Тогда он сказал: "Это многобожие (ширк) и проявление непочтительности по отношению к родителям"». (Бухари, 2654; Муслим, 87; Тирмизи, 1901)
2. Женщина, уподобляющаяся мужчинам
Под такими женщинами в хадисе подразумеваются девушки и взрослые женщины, которые уподобляются мужчинам одеждой, манерой разговора, а также походкой. Эти, на первый взгляд, особенно в наше время, безобидные действия лишают женщин Рая.
Уподобление женщин мужчинам обычно заключается в следующих действиях:
- ношение мужской и подобной одежды;
- отказ женщины от опеки и попечения мужчины;
- грубость в речи;
- смешение и общение с посторонними (немахрам) мужчинами.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الرَّجُلَ يَلْبَسُ لِبْسَةَ الْمَرْأَةِ، وَالْمَرْأَةَ تَلْبَسُ لِبْسَةَ الرَّجُلِ
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) проклинал мужчин, носящих женскую одежду, и женщин, носящих мужскую одежду». (Абу Дауд, 4098)
Всевышний Аллах проклинает не только таких мужчин и женщин, но и мужчин, которые ответственны за таких женщин, ведь их удовлетворяет такое поведение, и они соглашаются с тяжким грехом.
Здесь проклятие подразумевает, что Всевышний лишил их Своей милости, ибо в этих действиях кроется попытка изменить создание Всевышнего. Однако проклятие и отказ от Рая распространяются лишь на тех женщин, которые сознательно пытаются уподобиться мужчинам в речи, походке.
Что же касается женщины, которая по своей физиологии обладает голосом или походкой, похожей на мужскую, и она не в состоянии ничего с этим поделать даже после упорных попыток, то в этом нет ничего предосудительного.
3. Даюс
Даюс – это мужчина, который не проявляет ревности в отношении своей семьи и махрамов. Даюсу безразлично поведение его жены, то, как она ведёт себя с чужими мужчинами, как она одевается и т. д.
Мужчина должен оберегать свою жену и других своих женщин от всего непристойного. Но даюс соглашается с тем, что его женщина грешит, совершает запретное и даже зина, и поэтому Всевышний лишает такого мужчину Рая.
От Раввада, писаря Мугиры, передаётся, что Мугира ибн Шуʻба (да будет доволен им Аллах) сказал:
قَالَ سَعْدُ بْنُ عُبَادَةَ: لَوْ رَأَيْتُ رَجُلًا مَعَ امْرَأَتِي لَضَرَبْتُهُ بِالسَّيْفِ غَيْرَ مُصْفِحٍ، فَبَلَغَ ذَلِكَ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: أَتَعْجَبُونَ مِنْ غَيْرَةِ سَعْدٍ، لَأَنَا أَغْيَرُ مِنْهُ، وَاللهُ أَغْيَرُ مِنِّي
«Однажды сподвижник Са’д ибн ‘Убада (да будет доволен им Аллах) воскликнул: "Если я увижу с моей женой какого-то мужчину, то я ударю его мечом, и не плашмя, а остриём". Когда его слова дошли до Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), он сказал: "Вас удивляет ревность Са’да?! Однако я ещё более ревнив, чем Са’д, а Аллах ревнивее меня"». (Бухари, 6846; Муслим,1499, Ибн Хиббан, 4726)
В современных реалиях даюсом следует считать и мужчину, который соглашается с тем, что его жена, дочь, сестра и другие родственницы не одеваются в соответствии с шариатом, не соблюдают рамки шариата в своём поведении. Даюс не против их общения с посторонними мужчинами (немахрамами), разрешает переписываться по интернету с ними и т. п.
Этот человек в Судный день не удостоится милости Всевышнего Аллаха, а без этой милости он не спасётся. Хуже этой беды для человека нет, ибо всё хорошее, что ожидает верующего на том свете, он получит лишь по милости Аллаха, а не за свои заслуги.
Что касается понимания этого и подобных ему хадисов, в которых говорится, что человек, совершивший тот или иной тяжкий грех, не войдёт в Рай, то в большинстве случаев в них подразумевается, что эти люди не войдут в Рай, не получив наказания за свои грехи.
Однако в отношении тех, кто совершает эти тяжкие грехи с убеждением, что они дозволены и не являются харамом, эти хадисы следует понимать буквально – такие убеждения выводят человека из религии со всеми вытекающими последствиями, да защитит нас Всевышний Аллах от этого.
Муслим Абдулаев