Каждый человек должен очень серьёзно относиться ко всему, что он говорит. Прежде чем произнести слово, следует десять раз подумать и посмотреть, какую пользу оно принесёт, необходимо взвесить все за и против и посмотреть, не будет ли предпочтительнее помолчать, чем сказать это.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَلْيَقُلْ خَيْرًا أَوْ لِيَصْمُتْ
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, говорит благое или хранит молчание». (Имам Ахмад, 7626; Бухари, 6018; Муслим, 47; Абу Дауд, 5154; Тирмизи, 2500; Ибн Маджах, 3672)
Обязанности верующего делятся на два вида: обязанности перед Аллахом и обязанности перед людьми. Исполнение большинства обязанностей перед Всевышним представляет собой контроль человека над собой и своими действиями. Самым трудным из них является контроль над своим языком, то есть над тем, что говорит сам человек.
Если человек говорит много, ему очень трудно контролировать свою речь, и получается, что безвреднее для него молчать, чем говорить. Таким образом, человек будет лучше защищён от ошибок и греха. То есть молчание защищает человека от многих ошибок.
Однако в вышеприведённом хадисе Пророк ﷺ сначала приказал говорить благое, а только потом повелел молчать. Из этого вытекает, что молчание ниже по степени, чем речи о благом, следовательно, говорить благое предпочтительнее, чем молчать. А вот когда человеку нечего сказать из благого, он должен выбрать молчание, ибо человек будет отчитываться в Судный день за всё, что он говорил.
Слова Пророка ﷺ «Говори благое» подразумевают побуждение к раздаче милостыни, повеление одобряемого, удержание от запретного, примирение людей и всё подобное, в чём содержится благо для людей и всего общества.
А в разговоре обо всём, что не относится к вышеприведённым и подобным им действиям, нет блага. В таком случае иногда дозволено говорить, а в некоторых ситуациях говорить нежелательно. А вот когда речь будет идти о запретном, человек обязан молчать.
Исходя из всего этого, Посланник Аллаха ﷺ так настоятельно рекомендовал своим последователям говорить благое либо молчать. То есть он советовал говорить только то, что необходимо, и ничего лишнего, следовательно, когда требуется говорить, надо говорить и молчать нельзя.
Также бывают ситуации, в которых человеку категорически нельзя говорить, а необходимо молчать. Каждый человек сам должен осознавать, когда ему стоит говорить, а когда нет, что ему говорить, а что нет, в чём для него будет польза, а от чего ждать вреда.
Обычно большую часть того, что делает человек, он делает осознанно. Но почему же он применяет язык и способность говорить, которые даровал ему Всевышний Аллах, совсем не по назначению – лжёт, хулит, распространяет сплетни, клевещет и говорит непристойные вещи в адрес других творений Создателя?
Одним из признаков воспитанности является умение сдержать свой язык и не говорить всё, что взбредёт в голову. Человек про себя может подумать о чём угодно, ведь шайтан преследует его со своими наущениями, но он должен понимать, что нельзя всё это произносить вслух.
Слова – это внешняя форма того, что находится внутри человека, в его сердце, в душе и в мыслях. То, что говорит человек, показывает глубины его сознания, его истинные намерения и помыслы. Иначе говоря, по тому, что говорит человек, можно судить о нём самом. Человек по сути и есть то, что он говорит!
Что представляет собой человек?
Про одного люди говорят, что он хороший, воспитанный и полезный член общества, а про другого говорят обратное. Чаще всего люди судят о личности, исходя из того, что он говорит и делает. То есть внешность человека может говорить одно, а слова и дела – другое.
Если человек не может держать себя в руках и контролировать свою речь, окружающие негативно оценивают такого человека, говоря, что он безнравственен и болтлив, что он пустослов, хулитель и так далее. Так в обществе судят человека – по его словам и по тому, как он говорит. Поэтому крайне важно, что, как и когда мы говорим, ведь наши слова и поступки говорят за нас.
Стоит отметить, что есть люди, в чьих словах общество нуждается, например, учёные, проповедники. В то же время есть люди, которым не то что говорить, даже рот не стоит открывать.
Когда обсуждается какой-то вопрос, требующий определённых знаний, тот, кто обладает знаниями в этой сфере, обычно молчит и думает, как ему лучше ответить, а тот, кто меньше всех сведущ в этом вопросе, лезет отвечать со своими порой глупыми умозаключениями. Такому человеку не дозволено говорить, ему следует молчать и слушать то, что говорят знающие.
Тем не менее, бывают случаи, когда человеку не стоит молчать. Благие слова могут принести пользу множеству людей, а молчание приносит пользу только тому, кто молчит. Если учёные, проповедники и те, кому необходимо говорить, будут молчать, они окажутся в ответе за своё молчание.
Также любой человек, который промолчал там, где надо было говорить, несёт за это ответственность. Точно так же и тот, кто раскрыл свой рот в неположенном месте и рассказал о том, что не следовало, будет отвечать в Судный день за это.
Следовательно, те, кто должен говорить, пусть говорят, кто должен наставлять, пусть наставляет, кто должен проповедовать, пусть проповедует. Иначе говоря, кто говорит благое, должны обязательно выполнять свой долг, перекрывая пути сквернословию, вредному, плохому.
Знающие люди не должны молчать, им следует наставлять других, учить людей благому и указывать на их ошибки. Этого требует от них религия. Ведь если обладатель знаний промолчит там, где ему следовало наставлять и исправлять, он поступит неправильно и ему предстоит ответить в Судный день – почему он молчал тогда, когда стоило говорить?
То же самое касается и того, кто должен был промолчать, но не сделал этого. Соответственно, и ему предстоит ответить в Судный день – ведь он не собирался произнести ничего благого, так почему же он заговорил?
Из всего вышеприведённого получается, что на нас лежит ответственность за всё, что мы говорим. Если мы говорим благое, за это нам запишут вознаграждение, а в противном случае нам будет записан грех. Говорить благое – правильно, а в противном случае правильно молчать!
Нурмухаммад Изудинов