В Дагестане уже шестой год функционирует центр для слепых и слабовидящих, на базе которого действует школа для незрячих «Ихсан». Учатся в ней не только дагестанцы, но и дети из других регионов нашей страны. Наряду с программой средней общеобразовательной школы учащиеся получают здесь и исламские знания. Этот важный фактор делает центр весьма востребованным.
Учебники с крупным шрифтом, изучение шрифта Брайля, тактильные макеты – это ещё не вся жизнь незрячих и слабовидящих. Центр «Ихсан» помогает сделать жизнь слепых разнообразной и интересной. Ведь если ребёнок родился слепым или взрослый лишился зрения, это не значит, что жизнь остановилась.
Они хотят всего того, чего хотят зрячие люди: прогулок по лесу, походов в горы, посещения кинотеатров. Но для этого слепого от рождения человека надо научить элементарным для нас вещам, к примеру, самостоятельно одеваться, мыть руки, чистить зубы и даже улыбаться – этому тоже учат в школе «Ихсан».
В школе «Ихсан» были курсы и для взрослых, которые, потеряв зрение, овладевали техникой чтения по системе Брайля. Но в данный момент здесь учатся только дети, поскольку школа не может вместить всех желающих.
Слепым необходимо проживать там же, где они учатся, это не тот случай, когда до школы можно доехать на транспорте или ходить пешком в школу каждый день, как мы привыкли.
Подробнее о школе и центре «Ихсан» рассказала нашему корреспонденту его руководитель Патимат Гамзатова.
- Эта школа открыта по инициативе Муфтия Дагестана шейха Ахмада Афанди. К нему обратились незрячие, они сказали ему, что хотят обучаться Корану и основам Ислама. После этой просьбы Муфтий решил создать для них школу, и так открылся центр «Ихсан».
Наши специалисты по преподаванию Корана обучались в Казани, в Турции, в Саудовской Аравии. Коррекционной педагогике я обучалась в РПГУ им. Герцена в Санкт-Петербурге, в магистратуре, это моё второе высшее образование. В тот период этой школы ещё не было, у меня необходимость возникла, потому что у меня двое слепых детей – сын и дочь. Их развитием мы с мужем занимались с малых лет. И вот, когда старшему мальчику пришла пора идти в первый класс, мы с мужем задумались о том, как дальше его обучать.
Нам попалась хорошая врач в Москве, которая сразу сказала: «Не пытайтесь вернуть ему зрение, потому что это не лечится, спекулирующих будет много, поэтому займитесь его развитием».
Она направила нас там же, в Москве, в центр для слепых детей. Нам там дали очень много ценных советов, в дальнейшем мы консультировались с его руководителем Еленой Насибуловой. Она порекомендовала нам лагерь для слепых детей, там обучали и родителей – как разговаривать с такими детьми, как выстроить правильный подход, как научить их самообслуживанию. Я прошла там обучение.
- Какие вы сделали открытия для себя самой, когда начали обучать своего ребёнка?
- Сложно было давать ему всё трогать, не обращая внимания на правила гигиены. Мы же всегда пытаемся оградить детей от микробов. Педагоги подсказали, что нужно забыть о брезгливости и запастись влажными салфетками. Только так у ребёнка можно создать представление о мире.
Рассказывая ему о мире, мы создаём у него вербализм, то есть в дальнейшем он сможет рассказать обо всём, даже о космосе, так, будто он сам там побывал, но о предмете он узнает, только если дать его потрогать – так у него выработается тактильное представление.
- Какие у этих детей комплексы?
- Все комплексы идут из семьи. От того, как его принимает семья и родные, зависит самооценка ребёнка. Если к зрячему ребёнку одно отношение, а к незрячему другое, он чувствует, что он другой.
Ребёнка надо развивать с рождения. Если семья этим не занимается, то к нам ребёнка они приводят уже с отставанием развития, не потому что он слепой, а потому что в своё время родители не занялись им, упустили время, и он педагогически запущен. Это самое страшное – когда родные могли что-то сделать, но не сделали.
- Когда они выходят из стен школы – на каникулы, к примеру – не случается откат в развитии?
- Они зачастую даже на выходные не хотят уезжать отсюда (смеётся). Процесс обучения эффективен, когда задействованы три стороны: школа, сверстники, семья. Поэтому, если мы тут обучаем, а дома семья не занимается ребёнком, от обучения мало толка.
- Когда рождается слепой ребёнок, семьи часто распадаются?
- Среди наших подопечных есть такие случаи, не скажу, что частые, но есть. В одной семье отец бросил жену с родившимся слепым ребёнком. Создал другую семью, вскоре у них тоже появился ребёнок – слепой.
- Закон бумеранга. А бывает такое, что знакомые, друзья отворачиваются?
- Всё зависит от атмосферы в семье, от родителей, если они принимают этого ребёнка, то и все остальные принимают.
- На новогодние каникулы они разъехались по домам?
- Уже почти все ученики вернулись в школу. Вот сегодня ученик из Оренбурга приехал вместе с мамой, в дальнейшем они планируют переехать в Дагестан. Во многих регионах есть желающие приехать на обучение в школу «Ихсан».
- А как они проводят свободное время?
- В принципе, свободного времени у них мало (улыбается). Мы их тут всесторонне развиваем. Помимо школьных дисциплин, есть дополнительные. Основы Ислама у нас не ограничиваются преподаванием намаза, омовения, им тут преподают сиру (жизнеописание) Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Для маленьких детей читают детские книги, для тех, кто постарше – книги из разных областей исламских наук. Курсом у нас проходит предмет «Благонравие праведников», «Исламская этика». Мы их водим в кинотеатры, посещаем мастер-классы, участвуем в литературных кружках.
Недавно волонтёры организовали для них фотосессию, им так понравился процесс, пусть они и не увидят результата – они столько радостных впечатлений получили. Взрослые незрячие у нас получали услуги косметологов и массажистов. Им очень понравилось.
Они очень жизнерадостные по сути своей, если в своей семье получают должное внимание. Если они чувствуют любовь к себе, они раскрываются и расцветают.
Они любят прогулки по осеннему лесу, когда под ногами шуршит листва, по снегу, когда под ногами хрустит снег – им очень нравятся эти ощущения. Если их не развивать, у них даже улыбка бывает недеформированная, это называется «улыбка Буратино». А когда ребёнок получает настоящие эмоции, улыбка воспроизводится сама собой, это называется мышечная память.
Поэтому в школах для детей с нарушениями зрения есть предмет «мимика и пантомимика», правда ему уделяют всё меньше и меньше времени, но я считаю, что это неправильно, нужно развивать у детей умение выражать свои чувства.
***
Мы побеседовали с сыном Патимат Рамазаном. Во время нашей беседы с мамой он сидел за компьютером и читал книги, пользуясь специальной клавиатурой с азбукой Брайля.
- Расскажи, что ты любишь читать?
- Мне нравятся книги Артура Конан Дойля. Сейчас читаю цикл его рассказов, недавно закончил читать «Собаку Баскервиллей».
- А какие предметы в школе тебе нравятся?
- Мне нравится узнавать что-то новое, интересное. Из предметов люблю русский язык и литературу. Языки иностранные люблю. Мне нравится английский язык и испанский.
***
В семье руководителя центра для слепых и слабовидящих «Ихсан» слепыми от рождения являются сын и дочь. Несмотря на это, их семья ещё больше сплотилась, и в результате они в школе «Ихсан» помогают другим детишкам и их родителям жить полной жизнью.
Эта уникальная школа даёт возможность не только овладеть науками, профессией, ремеслом, что, в принципе, доступно для многих незрячих и слабовидящих – все они зачастую способные, грамотные и талантливые люди. Школа «Ихсан» даёт им возможность научиться читать Коран, изучать арабский язык, исламское право и другие науки и даже преподавать их. Это большое благо наряду со многими другими благами, которыми мы обладаем сегодня по милости Всевышнего Аллаха.
Айша Тухаева