Когда-то ещё очень давно я поймал себя на мысли, что когда мне прилетают какие-то проблемы, в голове автоматически возникает мысль: «Почему именно я?» Вопрос, которым моё сознание интуитивно пытается найти причинно-следственные связи в испытаниях, с которыми я сталкиваюсь в повседневной жизни, и на который у меня, само собой, не было ответа. И знаете, почему-то мне кажется, что я такой не один и что у многих (если не у большинства) появляются в голове вопросительные знаки, стоит им только столкнуться с трудностями.
Забавно, что в аналогичной ситуации, когда нам на голову, как из рога изобилия, сыплются плюшки, никому не придёт в голову спросить: «Почему именно мне? Чем я это, интересно, заслужил(а)?» Хотя, казалось бы, если мы говорим о сакральной справедливости, то реакция должна быть в обоих случаях одинаковой.
Человеческая натура!
ПОЧЕМУ?
А если с другого ракурса – стоит ли удивляться тому, что тут (в дунье) нам приходится ежедневно сталкиваться с испытаниями и порой огребать так, что мама не горюй? Но никто ведь и не говорил (тут я имею в виду Всевышнего), что жизнь будет сладкой, как малина, красивой, как прогулка по краю бассейна, а через препятствия можно будет перепрыгивать, как в архаичных компьютерных играх.
Этот «безумный мир» изначально был задуман как испытательный полигон, и поэтому жестокость, вероломство, круговерть лжи, лицемерие, предательство, финансовые проблемы, слабое здоровье, траблы с работой, трудности с детьми и так до бесконечности – были изначально заложены в программное обеспечение этой «машины».
В общем, с самого начала, попав сюда, мы должны были понять, что когда-то очень давно наши зарры (прототипы душ) на это уже подписались.
Когда же конец? По сути, никогда.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
مَا يَزَالُ البَلَاءُ بِالمُؤْمِنِ وَالمُؤْمِنَةِ فِي نَفْسِهِ وَوَلَدِهِ وَمَالِهِ حَتَّى يَلْقَى اللَّهَ وَمَا عَلَيْهِ خَطِيئَةٌ
«Не перестанут постигать верующего и верующую испытания, затрагивающие их самих, их детей и имущество, до тех пор, пока не встретят они Всевышнего Аллаха без единого греха». (Тирмизи, 2399)
Следовательно, всё, что с нами происходит, происходит в рамках «закона». Закона человеческого присутствия на земле, так сказать. Поэтому не стоит считать, что нас изначально хотели напарить и вместо отдыха на Бали отправили выживать в африканскую саванну.
Ясен перец, инсан был создан именно для того, чтобы пройти по минному полю, которое ведёт в Рай. И, естественно, лёгкой эта дорога быть никак не может, потому что речь идёт о самом Рае.
С другой стороны, стоит, наверное, занервничать, если ты слишком долгое время находишься в состоянии покоя и всё, к чему ты прикасаешься, идёт как по маслу и без всяких проблем.
Тут стоит задуматься: «А не отвернулся ли от меня мой Господь? Не получаю ли я всё уже ТУТ, чтобы ТАМ оказаться ни с чем?» Вопрос на миллион.
Возмещение
От Абу Са’ида Аль-Худри и Абу Хурайры (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
مَا يُصِيبُ الْمُسْلِمَ مِنْ نَصَبٍ وَلاَ وَصَبٍ وَلاَ هَمٍّ وَلاَ حُزْنٍ وَلاَ أَذًى وَلاَ غَمٍّ حَتَّى الشَّوْكَةِ يُشَاكُهَا ، إِلاَّ كَفَّرَ اللَّهُ بِهَا مِنْ خَطَايَاهُ
«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это его грехи». (Бухари, 5641 и 5642; Муслим, 2573)
Если взглянуть на это с третьей точки обзора, то станет понятно, что в испытаниях человека прослеживается ясная цель ещё в дунья – это ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ.
Нужно понимать, что помимо больших грехов есть огромное количество так называемых малых (ну, как сказать малых), которые в совокупности могут создать жирную проблему на весах шариата в Судный день. И поэтому, когда мы соблюдаем сабур, сталкиваясь с испытаниями, мы можем надеяться, что наши мелкие грехи в конечном итоге спишутся сами собой.
Но тут главным фактором выступает первая реакция на проблему. Понятное дело, что если у тебя во время ужина выпадает из рук вилка и ты начинаешь крыть её трёхэтажным матом, пинать стол, в общем, драконишься, как можешь, естественно, тебе не то что не спишутся грехи, а только прибавятся в трёхкратном размере. Наша сделка будет максимально невыгодной, если мы, сталкиваясь с неудобными моментами или скользкими ситуациями, не научимся проявлять терпение.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал ему:
وَاعْلَمْ أَنَّ مَا أَصَابَكَ لَمْ يَكُنْ لِيُخْطِئَكَ، وَمَا أَخْطَأَكَ لَمْ يَكُنْ لِيُصِيبَكَ
«Знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя не могло обойти тебя стороной». (Табарани, «Аль-Му‘джам ас-Сагир», 11243)
А ещё мне кажется, что средне-мелкие испытания можно использовать как некую тренировку своего эго, стать, по крайней мере, в собственных глазах, пусть маленькой, но твёрдой скалой. Скалой с определённой степенью крепости.
Конечно, нужно всегда рассчитывать на позитивный расклад и бла-бла-бла, но кто знает, что припасено для нас завтра? Возможно, что-то очень тяжёлое, с чем прежде мы никогда не сталкивались, такое, после чего мы никогда уже не станем прежними.
Недаром в одном из хадисов, который передаётся от Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إنَّ عِظَمَ الجَزَاءِ مَعَ عِظَمِ البَلاَءِ ، وَإنَّ اللهَ تَعَالَى إِذَا أَحَبَّ قَوْماً ابْتَلاَهُمْ ، فَمَنْ رَضِيَ فَلَهُ الرِّضَا ، وَمَنْ سَخِطَ فَلَهُ السُّخْطُ
«Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и, поистине, если Аллах Всевышний любит людей, Он подвергает их испытаниям, после чего довольствовавшиеся снискают благоволение Аллаха, а негодовавшие — гнев Его». (Ибн Маджах, 4031)
Мир всем. Будьте крепче, чем кажетесь.
Камаль Магомедов