Человек, находящийся на самой вершине горы, не упал туда с неба. (Конфуций)
Не так давно в одной из книг имама аль-Газали я наткнулся на очень интересный рассказ о том, как будут забирать душу проклятого Иблиса. Если в двух словах, то это настоящий блокбастер с погонями, ловушками и вызовами подмоги.
То есть сам Ангел смерти, сумевший забрать душу всех и каждого, не сумеет с первого раза забрать душу Сатаны, так как тот даже в этот момент будет «отстреливаться» до последнего патрона.
И только когда Азраиль, потеряв надежду самостоятельно поймать ускользающего Сатану, обратится за помощью ко Всевышнему, он, наконец, сможет исполнить задуманное. Вообще, это обращение Ангела Смерти ко Всевышнему – демонстрация того, что даже на уровне ангелов Его творения просят Его о помощи.
Тёмные силы
В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаха), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ يُرِدِ اللهُ بِهِ خَيْرًا يُصِبْ مِنْهُ
«Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания». (Бухари, 5645)
В другом хадисе, который передаётся от Анаса Ибн Малика (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ عِظَمَ الجَزَاءِ مَعَ عِظَمِ البَلَاءِ، وَإِنَّ اللَّهَ إِذَا أَحَبَّ قَوْمًا ابْتَلَاهُمْ، فَمَنْ رَضِيَ فَلَهُ الرِّضَا، وَمَنْ سَخِطَ فَلَهُ السَّخَطُ
«Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает им испытания (беды). Тому, кто проявляет довольство, будет ниспослано довольство Аллаха. Тому же, кто гневается, предназначен гнев Аллаха». (Тирмизи, 2396; Ибн Маджа)
В этой истории с последними мгновениями жизни сатаны меня поражает следующее: изгнанный с семи небес, проклятый и ежедневно проклинаемый иблис по сути является для нас примером не только того, как ослушание может низвести джинна до уровня ниже животного. Во всём пути сатаны на протяжении всей его жизни прослеживается просто фантастическое упорство и непробиваемая вера в свою миссию. В то время как мы, мусульмане, находящиеся под благословением Самого Всевышнего, постоянно нуждаемся в «подзарядке», чтобы совершать самые элементарные действия. Под действиями я подразумеваю, конечно же, ибадат в различных его формах.
Удивительно, не правда ли: те, кому дан зелёный свет и обещан Рай, постоянно ищут источник энергии, который должен подтолкнуть их к действиям, в то время как проклятый Иблис, знающий, что его ждёт Ад, имеет какую-то гипертрофированную уверенность в себе и кладёт на алтарь борьбы света со тьмой всего себя без остатка.
Если рассматривать Ислам как официальную власть, то сатана в этой парадигме — оппозиция. Та самая оппозиция, которая никогда не даст расслабиться правящему режиму. Это как постоянно надвигающаяся тьма, прогоняемая лишь светом Солнца и каждый раз ждущая ночи, чтобы вновь взять своё.
Условные условия
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
مَا يَزَالُ البَلَاءُ بِالمُؤْمِنِ وَالمُؤْمِنَةِ فِي نَفْسِهِ وَوَلَدِهِ وَمَالِهِ حَتَّى يَلْقَى اللَّهَ وَمَا عَلَيْهِ خَطِيئَةٌ
«Не перестанут постигать верующего и верующую испытания, затрагивающие их самих, их детей и имущество, до тех пор, пока не встретят они Всевышнего Аллаха без единого греха». (Тирмизи, 2399)
Вообще, если отслеживать историю развития мусульманского общества, то невооружённым взглядом можно увидеть, как с каждым столетием, десятилетием и годом община мусульман, несмотря на разрастание в количестве, становится всё слабее и зависимее от внешних факторов.
Во многом происходит это из-за повышенного уровня комфорта у большинства мусульман на сегодняшний день. А высокий уровень комфорта, как известно, выключает в человеке определённые (как физиологические, так и психологические) функции. Если не нужно больше охотиться на животных, то для чего умение разделывать тушу?
Не подумайте, я не противник прогресса, ратующий за возвращение к средневековью, просто я убеждён, что вопрос ослабления воли одного мусульманина непосредственным образом влияет на то, что происходит с мусульманским миром.
Постоянные распри, показная религиозность, проблемы искренности и прочее, прочее по камушку разрушают монолит нашей религии изнутри. Каждый мусульманин или мусульманка должны иметь намерение быть сильными на пути Всевышнего, так как проявляя слабость, до Рая не добраться — не тот случай!
Райская обитель уготована тем, кто, даже будучи слабым, переступает через свои слабости и там, где нужно, проявляет силу. Даже будучи слабым!
Бог создал людей разными — сильными и слабыми (как физически, так и ментально), но нигде не сказано, что сады Рая станут пристанищем лишь для сильных. Рай примет тех, кто готов за него бороться, а ради довольства Всевышнего готов бороться даже с самим собой.
Скажу больше: мне кажется, что все войны против Ислама сегодня происходят именно потому, что мусульмане перестали воевать со своим нафсом и невежеством. Мы перестали подчиняться решениям праведных правителей, из-за чего мусульманская община проходит через раскол и фитну, дробясь на мелкие части, каждая из которых жаждет главенства.
А теперь давайте представим на минуту, что было бы, если бы мусульмане задались целью работать над собой с самоотверженностью хотя бы десяти процентов от самоотверженности, присущей Иблису, ежедневно делая что-то, чтобы укрепить свой иман и заслужить Рай.
Думаю, тогда у нас было бы намного меньше времени (сил и мотивов) устраивать между собой склоки, искать опровержения, устраивать диспуты.
Именно потому, что нам сегодня не хватает силы воли следовать по правильному пути, мы размениваем свою жизнь (свою энергию, потенциал и иногда деньги) на не имеющие значения мелочи, в то время как даже изгнанный, униженный и отвергнутый Сатана умудряется проявлять упорство в своём заблуждении.
Камаль Магомедов