Привычка, которая не позволит войти в Рай \ Видео

21 Май 2024
3444

В этом мире каждый человек находится в постоянном взаимодействии с окружающими. Мы часто сравниваем себя с другими, наблюдаем за жизнью других людей и спешим делиться друг с другом увиденным и услышанным.

Для любого человека окружающие становятся объектом обсуждения и в большинстве случаев осуждения. Со временем это, казалось бы, безобидное действие превращается в пагубную привычку, которая способна лишить человека Рая.

Человек, рассказывая обо всём, что увидел и услышал, порой и не замечает, как его обычные разговоры переходят в разряд сплетен. Однако такие разговоры с точки зрения Ислама квалифицируются как запретные действия и называются гыбой – хулой. Сюда кроме сплетен входит всякое осуждение человека за глаза и предание огласке сведений из его личной жизни.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил:

أَتَدْرُونَ مَا الْغِيبَةُ؟ قَالُوا: اللهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ، قَالَ: ذِكْرُكَ أَخَاكَ بِمَا يَكْرَهُ . قِيلَ: أَفَرَأَيْتَ إِنْ كَانَ فِي أَخِي مَا أَقُولُ؟ قَالَ: إِنْ كَانَ فِيهِ مَا تَقُولُ، فَقَدِ اغْتَبْتَهُ، وَإِنْ لَمْ يَكُنْ فِيهِ فَقَدْ بَهَتَّهُ

«Известно ли вам, что такое хула (гыба)?» Сподвижники ответили: «Аллах и Посланник Его знают об этом лучше». Пророк ﷺ сказал: «Это говорить о своём брате то, что ему не нравится». Его спросили: «Скажи, а если то, о чём я говорю, присуще брату моему?» Пророк ﷺ ответил: «Если ему присуще то, о чём ты говоришь, значит, ты злословишь о нём, а если этого в нём нет, значит, ты возведёшь на него навет (бухтан)». (Муслим, 2589)

Хула является вторжением в частную жизнь, нарушением не только личных границ человека, но и границ, установленных Всевышним Господом. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَلَا تَجَسَّسُواْ وَلَا يَغۡتَب بَّعۡضُكُم بَعۡضًاۚ أَيُحِبُّ أَحَدُكُمۡ أَن يَأۡكُلَ لَحۡمَ أَخِيهِ مَيۡتٗا فَكَرِهۡتُمُوهُ

(смысл): «Не выслеживайте (не следите друг за другом, не выискивайте скрытое у мусульман, не преследуйте их недостатки). И не поносите друг друга (не выставляйте друг друга в плохом свете в отсутствие друг друга, говоря то, что другому не понравится). Разве кто-либо из вас пожелает есть мясо своего покойного брата-мусульманина? (Всевышний уподобил хулу самому отвратительному действию, ниже которого нет по мерзости). Ведь это вызывает у вас только отвращение (Как это вызывает у вас отвращение, так пусть будет для вас отвратительной и хула, ведь наказание за хулу суровее, чем за поедание мяса своего покойного брата-мусульманина)». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Худжурат: 12)

Всевышний Аллах в этом аяте уподобил хулу поеданию мяса покойного брата. Следовательно, если человеку отвратительно есть мясо живого человека, даже не являющегося ему братом, то он обязан ещё больше ненавидеть хулу.

Обсуждение жизни другого человека с точки зрения нашей религии является мерзким поступком. Представьте себе любой разговор о человеке, который бы ему не понравился, если бы он присутствовал при нём. Это и считается поеданием его мяса.

Ислам трепетно оберегает честь и достоинство каждого человека, и любое посягательство на эти ценности расценивается как преступление против человека. Посланник Аллаха ﷺ помимо посягательства на чужую кровь и имущество запретил посягательство на честь другого мусульманина.

От Абу Са‘ида передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:

كُلُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ حَرَامٌ دَمُهُ، وَمَالُهُ، وَعِرْضُهُ

«Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина». (Муслим, 2564)

Никто не вправе наносить вред другому человеку, ведь мусульманин мусульманину брат. Поэтому каждый мусульманин должен оберегать честь и достоинство брата по вере. Ислам призывает нас распространять добро, а чего добивается человек, который распространяет сплетни?

От Абу Ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

مَنْ رَدَّ عَنْ عِرْضِ أَخِيهِ رَدَّ اللَّهُ عَنْ وَجْهِهِ النَّارَ يَوْمَ القِيَامَةِ

«Лицо того, кто защитит честь своего брата, Аллах защитит от огня в День воскрешения». (Имам Ахмад, 27543; Тирмизи, 1931)

Мы должны следить за своими деяния и нести ответ за свои поступки. Обсуждая жизнь, грехи и ошибки других людей, мы грубо нарушаем правила, установленные Всевышним Аллахом, берём на себя прерогативу Создателя и самое страшное – лишаем себя Рая.

Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

لَا يَدْخُلُ الجَنَّةَ قَتَّاتٌ

«Сплетник не войдёт в Рай!» (Бухари, 6056; Муслим, 105)

Из этого хадиса мы понимаем, что сплетни – это не только некрасивый поступок, но и очень тяжкий грех, из-за которого мы можем лишиться Рая. Люди во все времена любили оценивать и критиковать других людей, из-за чего, собственно, этот страшный грех легко прижился в нашем обществе.

Если человек считает себя достойным обсуждать жизнь других, осуждать их поступки, значит, он превозносится над ними и не считается со своими недостатками.

Какой бы ни была цель того, кто сплетничает — осудить, унизить, опозорить кого-то или просто ради интереса — это мерзкое деяние не несёт ничего благого. С каждым обсуждением того, что нас не касается, наше сердце покрывается пятнами, которые делают его беспечным и равнодушным.

Даже если мы сами не сплетничаем и не хулим, само присутствие при этом, если мы не пресекаем это деяние, расценивается как распространение сплетен, мы автоматически становимся участниками этого греха.  Ведь человек, слушая эти обсуждения, способствует их распространению.

К этому можно отнести распространение порочащей людей информации в социальных сетях и в мессенджерах. Различные чаты в Ватсаппе и социальных сетях, где бурно обсуждается жизнь и поступки людей, давно заменили годеканы и другие собрания, присутствие на которых могло подтолкнуть человека к хуле и сплетням в былые времена.

Священный Коран и сунна, предостерегая нас, сравнивают хулу с самыми мерзкими поступками, которые отвратительны для нормального человека, но, несмотря на все сравнения и предостережения, этот грех, подобно чуме, заразил сердца очень многих.

От Абу Саида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

‌الْغِيبَةُ ‌أَشَدُّ ‌مِنَ ‌الزِّنَا . قِيلَ: وَكَيْفَ؟ قَالَ: الرَّجُلُ يَزْنِي ثُمَّ يَتُوبُ، فَيَتُوبُ اللَّهُ عَلَيْهِ، وَإِنَّ صَاحِبَ الْغِيبَةِ لَا يُغْفَرُ لَهُ حَتَّى يَغْفِرَ لَهُ صَاحِبُهُ

«Сплетни хуже, чем зина». Его спросили: «Как сплетни могут быть хуже, чем зина?» Посланник Аллаха ﷺответил: «Если человек, совершивший зина, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощён, пока его не простит тот, о ком он сплетничал». (Табарани, «Аль-Му‘джам аль-Авсат, 6590; Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 6315)

Тот, о ком мы сплетничаем, ничего ведь не теряет, а мы из-за этого теряем свои благодеяния. Человек может простить, если тот, кто сплетничал или хулил его за спиной, попросит у него прощения, но если объект хулы и сплетен узнает, что именно о нём говорили, вряд ли он согласиться простить его. И это самое страшное в этом грехе.

Не успеет человек произнести слово, как ангел записывает его в книгу деяний. И ему придётся отвечать за каждое произнесённое слово. Поверьте, нам будет очень тяжело отвечать за неприятные слова, которые были произнесены в адрес других.

Когда вам в очередной раз на встрече с друзьями, родственниками, в каком-то чате в соцсетях или в мессенджере захочется кого-то обсудить, вспомните, что придётся отвечать за каждое слово, никогда не забывайте, что сплетник не войдёт в Рай, и подумайте, стоит ли оно того.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.