В современном мире рабство отменено, но мало кто задумывается о том, что первым кто начал призыв избавить человечество от рабства был Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). И именно механизмы, которые есть в Исламе, сделали свободными сначала мусульман, а потом и все человечество.
Рабство было экономическим и политическим институтом, которое существовало задолго до появления Ислама. Рабы считались собственностью, их продавали, покупали и захватывали в качестве товара. Ислам делал шаги по искоренению рабства несколькими методами: путем повышения их статуса в обществе, даровав им права, также Ислам поощрял освобождение рабов.
Пророк (мир ему и благословение) предупредил, что Аллах накажет в День Воскресения того, кто порабощал свободных людей.
Абу Хурайра передал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
ورجل باع حرا فأكل ثمنه
«Аллах выступит против человека, который продаёт свободного человека и потребляет цену» (Сахих Бухари).
Статус людей, которые уже были рабами или военнопленными был повышен так, что они становились частью семьи.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إخوانكم وخولكم جعلهم الله تحت أيديكم فمن كان أخوه تحت يديه فليطعمه مما يأكل وليلبسه مما يلبس ولا تكلفوهم ما يغلبهم فإن كلفتموهم فأعينوهم عليه
«Ваши рабы – ваши братья. Аллах поместил их в ваши руки, если в вашем распоряжении "ваш брат", то кормите его тем же, что едите сами, одевайте его в такую же одежду. Не давайте им непосильной работы, а если они работают на вас, помогайте им» (Сахих Муслим).
Абу Хурайра передал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
لا يقولن أحدكم عبدي فكلكم عبيد الله ولكن ليقل فتاي ولا يقل العبد ربي ولكن ليقل سيدي
«Никто из вас не должен сказать: “Мой раб”, ибо все вы рабы Аллаха, Вы должны говорить: "Мой слуга или моя служанка”» (Сахих Муслим).
Джабир ибн Абдулла сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) предписал хорошее обращение с рабами, и он сказал:
أطعموهم مما تأكلون وألبسوهم من لبوسكم ولا تعذبوا خلق الله عز وجل
«Накормите их той же едой, что вы едите, и одевайте их той же одеждой, которую вы носите, и не мучайте создание Аллаха» (Аль-Адаб аль-муфрад).
Анас ибн Малик сообщил:
خدمت النبي صلى الله عليه وسلم عشر سنين فما قال لي أف ولا لم صنعت ولا ألا صنعت
«Я служил Пророку (мир ему и благословение) в течение десяти лет. Клянусь Аллахом, он даже не высказал мягкий упрек мне, и он никогда не говорил резко: «Почему ты это сделал? Почему ты этого не сделал?» (Сахих Бухари).
Ислам предписал много средств, с помощью которых рабы могли достичь своей свободы.
Всевышний Аллах сказал:
وما أدراك ما العقبة فك رقبة
«Что даст тебе знать, что такое трудный путь в рай? Это освобождение раба» (сура Аль-Балад, 90:12-13).
Пророк (мир ему и благословение) поощрял освобождение, обучение рабов, а также вступление в брак с ними в качестве средства повышения их статуса в обществе.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
ورجل كانت عنده أمة فأدبها فأحسن تأديبها وعلمها فأحسن تعليمها ثم أعتقها فتزوجها فله أجران
Если раб просил условия освобождения у своего хозяина, то его хозяин был обязан установить срок, за который он заработал бы свою свободу.
Всевышний Аллах сказал:
والذين يبتغون الكتاب مما ملكت أيمانكم فكاتبوهم إن علمتم فيهم خيرا وآتوهم من مال الله الذي آتاكم
«A те, которые хотят договор на освобождение из тех, которыми овладели ваши десницы, - заключайте договор с ними, если знаете, что в них есть добро, и давайте им из достояния Аллаха то, что Он дал вам» (Сура Ан-Нур, 24:33).
Пророк (мир ему и благословение) никогда не повышал голос на служащих и он никогда не ударил никого.
Айша (да будет доволен ею Аллах) сообщила:
ما ضرب رسول الله صلى الله عليه وسلم خادما له ولا امرأة ولا ضرب بيده شيئا
«Посланник Аллаха(мир ему и благословение) не ударил ни раба, ни женщину, и он никогда не ударил никого рукой» (Сунан Ибн Маджа).
Если слуга подвергся насилию или жестокому обращению, искупление греха его хозяина в том, чтобы освободить его.
Ибн Умар сообщил: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
من ضرب غلاما له حدا لم يأته أو لطمه فإن كفارته أن يعتقه
«Тот, кто ударит своего раба без причины или даст ему пощёчину, то ведь искупление за грех – это освободить его» (Сахих Муслим).
Абу Масуд аль-Ансари сообщил: «Я ударил слугу моего, когда услышал голос за моей спиной:
اعلم أبا مسعود لله أقدر عليك منك عليه
“Знай, о Абу Масуд, что Аллах имеет больше власти над вами, чем вы над ним”.
Я обернулся, это был Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Я сказал: "О Посланник Аллаха, я освободил его ради Аллаха”. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
أما لو لم تفعل للفحتك النار
“Если бы ты не сделал этого, ты был бы сожжён в аду”» (имам Муслим).
Пророк (мир ему и благословение) предупредил, что Аллах отплатит от имени раба, которому причинено зло, в День воскресения, и те, кто злоупотреблял своими рабами, не войдут в Рай.
Абу Бакр сообщил: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
لا يدخل الجنة سيئ الملكة
«Не войдет в Рай, кто причинял зло своим рабам» (имам Ахмад).
Даже, если хозяин просто проклянёт своего раба, искуплением за грех являлось освобождение раба.
Айша сообщила: Абу Бакр раз проклял кого-то из своих рабов, так Пророк (мир ему и благословение) сказал:
يا أبا بكر اللعانين والصديقين? كلا ورب الكعبة
«О Абу Бакр! Проклинаешь ли тех, кто верен? Нет, клянусь Господом Каабы!»
Пророк (мир ему и благословение) повторил это два или три раза. В тот же день Абу Бакр освободил некоторых из его рабов. Тогда Пророк (мир ему и благословение) пришёл к нему и сказал:
لا أعود
«Не делай этого больше» (Аль-Адаб аль-муфрад).
Даже военнопленным Коран призывает мусульман отдавать предпочтение перед собой.
Аллах сказал:
ويطعمون الطعام على حبه مسكينا ويتيما وأسيرا إنما نطعمكم لوجه الله لا نريد منكم جزاء ولا شكورا
«Они дают пищу, хотя сами в ней нуждаются, бедному, не способному заработать себе на хлеб сироте, потерявшему отца своего, и пленнику, который ничего не имеет, и говорят в душе: "Поистине, мы кормим вас, ища награды у Аллаха и не прося у вас за эту пищу ни возмещения, ни подарка, ни благодарности”» (Сура Аль-Инсан,76:8-9).
Кроме того, Пророк (мир ему и благословение) призывал мусульман освобождать военнопленных.
Абу Муса аль-Ашари сообщил: Пророк (мир ему и благословение) сказал:
أطعموا الجائع وعودوا المريض وفكوا العاني
«Накормить голодного, посетить больного и отпустить пленных на свободу» (имам Бухари).
Умм Салама сообщил: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил во время болезни:
الصلاة وما ملكت أيمانكم
«Молитва , и те, кем овладели ваши десницы» (Сунан Ибн Маджа).
Из всего этого ясно, что исламом предписаны действие механизмов и ценностей, приводящих к окончательной отмене рабства.