Какой он Рай?

22 Апрель 2011
21766

«Для них в Раю будет все, чего они только пожелают».

Какой он Рай?Рай – это дом наслаждений, невиданных и неслыханных благ, созданный Всевышним для уверовавших рабов, джиннов и ангелов. Вступившие в Рай навсегда останутся в нем. По мнению большинства ученых-богословов, Рай находится над семью небесами и под ‘Аршем. Рай – это вечный дом, его существованию нет конца.

Там находятся блага, которые человек никогда не видел, о которых не слышал и не мог даже представить их. Туда верующие попадают лишь по милости Аллаха. В Раю не бывает никакой нечисти (наджаса). Съеденное там превращается в приятный ароматный пот и икоту. Там радость бывает без печали, отдых – без устали, богатство – без нужды, красота – без изъянов, молодость – без старости.

Всевышний Аллах в священном хадисе (аль-хадис аль-кудси) говорит:

«Для них в Раю будет все, чего они только пожелают».

В этом хадисе в лаконичной форме дается описание бесконечных и несметных благ, предназначенных для обитателей Рая. Там они получат все, что они пожелают. Да сделает Всевышний и нас из числа этих счастливцев!

Рай имеет различные уровни: Джаннат аль-‘адн, Джаннат аль-хульд, Дар ан-на‘им, Джаннат аль-маъва, Дар ас-салям, Дар аль-джалал. Самый высший уровень Рая называется аль-Фирдавс. В каждом уровне Рая люди также распределены по своим деяниям и крепости вероубеждения. Там люди будут иметь одинаковый возраст – 33 года и одинаковый рост – приблизительно 37,5 метра.

Невозможно словами передать красоту Рая. Например, вкус одной виноградинки в Раю намного лучше, чем вкус всего винограда, выросшего на Земле. В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сказано, что если одна райская дева (гурия) появится на Земле, то она своим сиянием (нуром) осветит весь мир, своим душистым ароматом заполнит его. Ее головной убор (платок) лучше, чем весь мир и все, что в нем есть. Жены, которые вели себя праведно в этом мире, бывают там лучше, чем гурии. Каждый раз, когда к ним придут мужья, они будут девственницами.

Находящийся на самом низком уровне Рая получит столько благ, сколько имел самый богатый царь на свете и в пять раз больше этого. Сначала тот скажет: «О мой Господь, я доволен». Затем Всевышний увеличит все это в десять раз. Так сказано в хадисе, переданном Муслимом. Однако необходимо помнить, что блага в Раю человек получит в соответствии со своими благими деяниями, совершенными в этом мире. Больше всего обитатели Рая будут жалеть там о напрасно, без пользы проведенном времени в дольнем мире, и они будут белой завистью завидовать тем, кто обрел больше благ и наслаждений. Хотя сейчас нам кажется, что достаточно лишь не попасть в Ад, но на том свете мы будем думать по-другому. Поэтому не следует успокаиваться на достигнутом, необходимо приложить все свои усилия на пути служения религии Аллаха, во имя Его довольства.

Далее мы предлагаем вам ознакомиться с описанием Рая и положением его обитателей, которое приводит имам аль-Газали в своей книге «Мукашафат аль-кулюб», где пишется: «Знай, что той обители, горе и печали которой известны, т. е. Аду, противостоит другая; посмотри же, какие виды наслаждений и радостей есть в ней, ибо отдалившийся от одной из них непременно попадет в другую. Размышляй об ужасах Ада, и пусть по причине этого в твоем сердце растет страх, и пусть оно наполняется страстным желанием попасть в Рай – для этого думай о вечном блаженстве, обещанном обитателям райских садов. Погоняй свой нафс кнутом страха и управляй им при помощи узды стремления, направляя его на прямой путь – только тогда ты обретешь великое благо и спасешься от мучительного наказания.

Подумай об обитателях Рая, на лицах которых будет блеск благоденствия. Поить их будут вином из запечатанных бутылей, они будут сидеть на седалищах из красного яхонта под укрытием из белого жемчуга и лежать, опершись, на ложах, установленных по берегам рек, в которых будут течь вино и мед.

Их будут окружать юноши и мальчики, прислуживающие им, а также райские девы – гурии, прекрасные и красивые, подобные яхонту и кораллам, которых не касался до этого ни человек, ни джинн. Они будут ходить по райским садам, а если одна из них вдруг нечаянно споткнется, то ее поддержат 70 тысяч юношей. Они будут одеты в удивительные одежды из белого шелка, а на голове у них будут короны, украшенные жемчугом и кораллами. Кокетливые, игривые, благоухающие, их никогда не постигнет старость и не коснется печаль.

Потом и мужчинам, и женщинам разнесут в чашах, кувшинах и кубках вино, которое будет доставлять радость тем, кто пьет его. Их будут обслуживать прислужники, подобные оберегаемому жемчугу, – в воздаяние за то, что они совершали. В безопасной обители, среди садов и родников, восседать они будут на почетных местах. Там они лицезреют Щедрого Властелина, а на лицах их отразится блеск благоденствия. Не познают они там ни усталости, ни унижения, но будут там почитаемыми рабами и получат от своего Господа многочисленные дары. И будут они пребывать вечно там, куда стремились их души. Там они не будут испытывать ни страха, ни печали, и не будут им страшны превратности судьбы. Там они будут наслаждаться и кушать, пить из рек, в которых будут течь молоко, вино и незамутненная вода.

Земля в тех садах будет из серебра, а камни будут кораллами. Земля там будет мускусом, а растения – шафраном. На них прольется дождь из розовой воды, прямо на холмы, покрытые шафрановым деревом.

Им поднесут кубки – какие же это будут кубки! Отделанные жемчугом, яхонтом и кораллами. Кубки, наполненные вином из запечатанных бутылей, смешанным с водой из источника Сальсабиль. И кубок этот будет ярко светиться – такими чистыми будут драгоценные камни на нем, и он будет тонким и прозрачным – так что содержимое его будет видно снаружи. Его не делал человек – ведь рука прислужника могла испортить свою работу; своим светом он будет соревноваться с солнцем, но солнце отнюдь не так прекрасно.

Удивительно, как может человек, который верит в существование такого Дома, знать, что обитатели его никогда не умрут, что их никогда не коснутся беды и ветры перемен их не затронут, как такой человек может быть привязанным к Дому, который Всевышний связал с разрушением?

Как он может спокойно жить в нем? Клянусь Аллахом, если бы в Раю не было ничего, кроме здоровья, бессмертия и того, что обитатели его не боятся голода, жажды и тому подобного, то лишь этого было бы достаточно, чтобы отвернуться от земной жизни, тяжелой и преходящей. А в том Доме люди будут блаженствующими царями, каждый день они будут наслаждаться и радоваться, у них будет все, что они пожелают, и каждый день они будут, подойдя к Трону, особым образом созерцать Всевышнего Аллаха.

Увидев Его, они перестанут обращать внимание на другие радости райских садов. Их наслаждение будет длиться вечно, и не будет у них страха, что это когда-нибудь исчезнет».

Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «В Раю воззовут: “О обитатели Рая! Пришло время, чтобы вы были здоровы и никогда не болели! Пришло время, чтобы вы жили вечно и никогда не умирали! Теперь вы всегда будете молоды и никогда не постареете! Теперь вы будете лишь наслаждаться и никогда не познаете печали!”» Это и означают слова Всевышнего, Всемогущий Он и Великий:

Смысл: «Им будет возвещено: “Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали!”» (сура «Аль-А‘раф», аят 43).

И если ты хочешь подробнее узнать описание Рая, то читай Коран, ибо никто не сможет описать Рай лучше Всевышнего Аллаха. Прочти от Его слов: Смысл: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада» (сура «Ар-Рахман», аят 46) – до конца суры «Ар-Рахман», прочти суру «Аль-Ваки‘а» и другие суры.

А если ты хочешь подробно узнать, как Рай описывается в хадисах, то изучай и их, а мы лишь подведем общий итог.

Что касается числа садов, то Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал об аяте: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада» – следующее:

«Два сада – из серебра сами они и посуда в них, и два сада – сами они и посуда в них – из золота. И между людьми и их взглядом на Своего Господа не будет ничего, кроме покрывала величия на Нем, в саду Рая».

Потом посмотри на врата Рая, ибо число их равно числу основ и источников поклонения, как число врат Ада равно числу источников и основ непокорности Всевышнему. Количество врат Ада равно семи, что соответствует семи частям тела (глаза, уши, язык, живот, руки, ноги, половые органы), совершая грехи которыми человек может попасть в Ад. А количество врат Рая равно восьми, что также соответствует восьми частям тела (семь вышеназванных и восьмая – сердце), оберегаясь от грехов которых можно удостоиться одного из уровней Рая.

Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал:

«Того, кто ради Аллаха содержал на свои деньги супружескую пару, позовут из-за всех врат Рая, а у Рая есть восемь врат. Тех, кто молился, позовут из-за врат молитвы; тех, кто постился, позовут из-за врат поста; дававших пожертвования позовут из-за врат пожертвования; сражавшихся на пути Аллаха позовут из-за врат джихада». Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, для человека будет неважно, из-за каких врат его позовут, а будет ли кто-то, кого позовут из-за всех врат Рая одновременно?» Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Да. И я прошу Аллаха, чтобы ты был одним из таких людей».

От ‘Асима ибн Дамрата, от ‘Али (да будет доволен им Аллах) передали, что однажды он начал рассказывать об Аде и очень подробно описывал все его ужасы. Потом он сказал:

Смысл: «А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай» (сура «Аз-Зумар», аят 73)».

Они дойдут до одних из райских врат, где увидят дерево, под которым будут течь два родника. Они направятся к одному из них, как им и было приказано, попьют из него, и вода эта очистит их внутренности от всего нечистого. Потом они направятся к другому роднику и в нем омоются, после чего на них снизойдет блеск благоденствия. После этого их волосы больше никогда не будут заменены другими и никогда не будут растрепанными, а будут оставаться такими, как будто их смазали маслом. А когда они достигнут Рая, его хранители скажут им:

Смысл: «Мир вам! Вы были хороши! Входите же сюда навечно!» (сура «Аз-Зумар», аят 73).

Потом их встретят юноши, так же, как в этом мире люди встречают любимого человека, возвращающегося из дальней дороги, со словами: «Радуйтесь! Аллах приготовил вам то-то и то-то из Своих щедрот!»

Он продолжил: «Потом один из тех юношей отправится к одной из супруг этих людей – райских гурий и скажет ей:

“Пришел такой-то”, – называя его по имени, которым его называли в земной жизни. Она спросит: “Ты видел его?”

Тот ответит: “Я видел его, и он идет вслед за мной”. Радость охватит ее, и она встанет у порога, чтобы встретить своего супруга. А он, дойдя до своего жилища, посмотрит на его основу и увидит, что она – из жемчуга, а на ней будет стоять дворец, переливающийся желтым, красным, зеленым и другими цветами. Потом он поднимет голову, посмотрит на его крышу и увидит, что она светит ярко, как молния, и если бы не способность, данная ему Всевышним Аллахом, то он лишился бы зрения. Потом он опустит глаза и увидит своих жен:

Смысл: «Там воздвигнуты ложа, расставлены чаши, разложены подушки и разостланы ковры» (сура «Аль-Гашия», аяты 13–16).

Потом он остановится и скажет: Смысл: «Хвала Аллаху, который привел нас к этому!

Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас» (сура «Аль-А‘раф», аят 43).

Затем воззовут: «Вы будете жить вечно и никогда не умрете! Вы будете находиться здесь всегда и никогда не покинете это место! Вы всегда будете здоровы и никогда не будете болеть!»

И сказал Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям): «В День воскрешения я подойду к вратам Рая и постучусь в них. Хранитель спросит: “Кто ты?” Я отвечу: “Мухаммад”. Тогда он скажет: “Добро пожаловать! Мне было приказано не открывать никому до того, как придешь ты”».

А сейчас посмотри на горницы в Раю и на то, как одни из них располагаются над другими, ибо в последней жизни различия между людьми проявляются сильнее всего. Как различаются люди во внешнем поклонении и в скрытых добродетелях, так же будут они различаться и в получаемом воздаянии. И если ты хочешь получить наивысшие ступени в Раю, то старайся быть самым усердным в поклонении Всевышнему Аллаху, ведь Создатель велел соревноваться в этом, сказав: Смысл: «Стремитесь же, опережая друг друга, к прощению от вашего Господа» (сура «Аль-Хадид», аят 21).

Также Всевышний сказал: Смысл: «Пусть же ради этого состязаются состязающиеся!» (сура «Аль-Мутаффифина», аят 26).

И удивительно то, что если у кого-то из твоих знакомых или соседей станет хоть на один дирхем больше, чем у тебя, или он построит более высокий дом, то это ляжет тяжестью на твое сердце или стеснит твою грудь, и из-за зависти потемнеет для тебя белый свет.

Но есть то, что лучше этого, – это когда ты станешь одним из обитателей Рая, в котором непременно будут опередившие тебя в том, с чем не сравнится весь земной мир со всеми своими красотами.

Абу Са‘ид аль-Худри передал, что Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Воистину, обитатели Рая будут видеть жилища тех, кто находится над ними, подобно тому как видите вы звездное светило, из-за того что они будут находиться один над другим». Его спросили: «О Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям)! То – жилища пророков, сможет ли попасть туда кто-то, кроме них?» Он ответил: «Да. Люди, уверовавшие в Аллаха и поверившие посланникам». Также он сказал: «Воистину, обитатели нижних ступеней будут видеть обитателей высших, так же, как вы видите звезду, взошедшую на горизонте. Воистину, Абу Бакр и ‘Умар – из их числа».

Джабир рассказал: «Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал нам однажды: “Рассказать вам о райских горницах?” Я ответил: “Да, о Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), да благословит тебя Аллах и да станут мои отец и мать выкупом за тебя!” Он сказал: “Воистину, в Раю есть горницы из всех видов драгоценностей, изнутри видно то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри. В них есть только удовольствия, наслаждения и радости, такие, каких человек не видел, о чем он не слышал и что даже не приходило ему на ум”. Я спросил: “О Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям)! Для кого приготовлены эти комнаты?” Он ответил: “Для того, кто распространяет приветствие, кормит нуждающихся, соблюдает постоянный пост и молится по ночам, когда все люди спят”. Мы спросили: “О Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям)! Кто может все это?” Он ответил: “Моя община может это, и я расскажу вам об этом. Если кто-то встретит своего брата и поприветствует его, он таким образом будет распространяющим приветствие. Кормящий до сытости свою семью и тех, кто находится на его попечении, кормит нуждающихся. Кто постится в рамазан и три дня каждого месяца, тот постоянно постится. Совершающий ночную и утреннюю молитвы в коллективе, молится ночью, когда люди спят”, – он имел в виду иудеев, христиан и язычников».

И когда Посланника Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) спросили об аяте: Смысл: «...а также вечно пребудут в прекрасных жилищах в садах Рая» (сура «Ат-Тавба», аят 72), – он сказал: «Это дворцы из жемчуга, в каждом из которых – семьдесят домов из красного яхонта; в каждом доме – семьдесят комнат из зеленого изумруда; в каждой комнате – семьдесят лож, на каждом из которых – его супруги, райские девы; в каждой комнате – семьдесят накрытых столов, на каждом из которых – по семьдесят видов пищи; в каждой комнате – семьдесят молодых девушек, и каждое утро верующему будут даваться силы, которых достаточно для всего этого».

Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) еще говорил: «В Раю имеются четыре вещи, которые лучше, чем сам Рай: 1) вечное пребывание в нем; 2) услужение ангелов; 3) соседство с пророками; 4) довольство Всевышнего Аллаха».

Да одарит Всевышний Аллах по милости Своей всех мусульман Раем!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.