Пребывание в мечети

3 Октябрь 2009
823

Пребывание в мечетиИ’тикаф в переводе с арабского означает держаться, придерживаться чего-либо. В шариате и’тикаф означает намеренное пребывание определённого человека в мечети.

О достоинствах и’тикафа передано много хадисов. Одним из них является хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Кто поможет брату по вере – лучше для него, чем двадцатилетний и’тикаф. Кто-либо, желая довольство Аллаха если совершит и’тикаф, то Всевышний создаст между ним и адом три огромные пропасти». В другом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто в месяц рамазан 10 дней совершит и’тикаф, подобен человеку, дважды совершившему хадж и умру». В хадисе, переданном от Аиши, сказано: «Тот, кто совершит и’тикаф с верой и желая получить вознаграждение, у него смоются все предыдущие грехи» (Дайлами). В другом хадисе, переданном от Аиши, говорится: «Пока Всевышний не забрал Пророка (мир ему и благословение), он совершал и’тикаф в последние 10 дней месяца рамазан. После его смерти его жены также совершали и’тикаф в последние 10 дней месяца рамазан» (Бухари, Муслим).

И’тикаф бывает четырех видов:

1. Обязательный, когда кто-либо сделает назру, т. е. возложит на себя.

2. Желательный. Желательность является основой в и’тикафе. В последние 10 дней месяца рамазан и’тикаф является очень желательным.

3. Нежелательный, когда красивая женщина с дозволенностью мужа и без опасности попасть в грех, совершает и’тикаф.

4. Недозволенный. Он делится на две группы: действительный и недействительный. Действительный – это когда симпатичная женщина совершает и’тикаф вне зависимости от того, разрешил муж ей это или нет, но с опасностью попасть в грех. Недействительный – это и’тикаф женщины в период менструального цикла и и’тикаф человека, который должен совершить полное омовение.

Условиями и’тикафа являются:

1. Намерение. В хадисе сказано: «Деяния зависят от намерений».

2. Чтобы и’тикаф совершался в мечети. И’тикаф в молитвенной комнате и т. п. считается недействительным.

3. Задержка в мечети больше одного мгновения. Если кто-либо проходит через мечеть и не останавливается, то у него и’тикаф не получается. А если же кто-либо туда-сюда ходит в мечети, то у него считается.

4. Чтобы совершающий и’тикаф был чистым от полного омовения, а женщина – от менструального цикла и послеродовых выделений.

5. Чтобы совершающий и’тикаф был в здравом уме. Если же он лишится ума, то его и’тикаф нарушается.
6. Чтобы он был мусульманином. Следовательно, и’тикаф неверующего является недействительным.

Желательные действия при и’тикафе:

а) чтобы мечеть была центральной;
б) пребывать в мечети целые сутки;
в) поститься;
г) побольше делать дуа, поминание Всевышнего и поклонение;
д) остерегаться от нежелательного и ненужного;
е) делать назру на совершение и’тикафа, чтобы получить воздаяние обязательного, то есть фарза.

Действия, портящие и’тикаф:
а) умалишение по своей халатности;
б) стать пьяным добровольно;
в) менструальный цикл, послеродовые выделения;
г) вероотступничество;
д) добровольное осквернение, т. е. обязательное купание.
е) целиком выйти из мечети добровольно, зная, что нельзя этого делать.

Некоторые ситуации, связанные с и’тикафом:

Если человек зашёл в мечеть, совершил намерение для и’тикафа, затем вышел из мечети, должен ли он заново сделать намерение для и’тикафа?

– Если при намерении он не упомянул время, и у него не было намерения вернуться обратно, если даже он вышел по нужде, он должен заново совершить намерение на и’тикаф. А если у него было намерение возвратиться, то он не обязан заново совершить намерение. Если при намерении было упомянуто время как один день или месяц, и не было поставлено условия последовательности времени, то, если он вышел по нужде (справлять нужду), то он не должен заново делать намерение. Так же, если же вышел не по нужде, но с мыслью возвратиться, то в этом случае тоже намерение заново не делается. Но если не было мысли возвращаться, то намерение делается заново.

– Если человек, зайдя в мечеть, забудет совершить намерение для и’тикафа, можно ли совершить его в намазе?

– Можно делать сердцем, но языком нельзя, т. к. от этого намаз портится.

Мухаммадрасул Шарипов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.