Мусульмане не разделяются по нациям

27 Август 2009
931

Гебеков (Gebekov)В многонациональном Дагестане проблему межнационального сосуществования решали по-разному, но исчерпать ее до конца, к сожалению, пока не удаётся и, наверняка, не скоро удастся. Ислам, как религия дающая ответы на все жизненные вопросы, в том числе, имеет чёткую позицию и по этой проблеме. Какова эта позиция, попытался выяснить наш корреспондент в беседе с имамом квартальной мечети Хасавюрта Мухаммадом-хаджи Гебековым. Город и имам выбраны не случайно: Хасавюрт справедливо считается Дагестаном в миниатюре – здесь проживают представители мировых конфессий и все этносы нашего края. В мечеть, где имамом работает Мухаммад-хаджи, приходят молиться кумыки, аварцы, чеченцы, ногайцы, лакцы, даргинцы, лезгины… Так что разговор с имамом, который ежедневно сталкивается с межнациональными отношениями, думается, будет полезным нашим читателям.

Мухаммад-хаджи, прежде чем приступить к нашей беседе, хотелось бы узнать твоё мнение: каким должен быть мусульманин, что такое Ислам? Ведь без этого трудно говорить об отношениях между народами.

Религия - это подарок Бога человечеству. Может быть, это несколько грубовато звучит, но через религию Всевышний даёт нам инструкцию поведения, здесь и предостережения, запреты, одобряемое, требуемое, вознаграждаемое и так далее. В Исламе человек найдет все, как вести себя с родными, близкими, друзьями, соседями и представителями других конфессий и народов.   Религия - это подарок Бога человечеству.

Для всего существуют определённые правила и этикет – адабы. А какие есть правила отношений между народами?

Со времён сподвижников Пророка (мир ему и благословение) – асхабов повелось так, что между народами, языками нет разницы, все они равны. И самым важным, принципиальным моментом в межнациональных отношениях является хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Нет преимущества у араба над аджамом (неарабом) и у аджама над арабом. Преимущество перед Богом есть только у богобоязненных». В этом ёмком хадисе нет ничего непонятного, это ясная инструкция, чётко выраженное повеление. В повседневной жизни все мы должны этим руководствоваться. Будем так делать – не будет проблем. В принципе, по большому счёту, многие, если не все, знают, как надо строить отношения и с соседом и с людьми другой веры, других национальностей, ничего оригинального Ислам по этому поводу не говорит. Загвоздка в том, что мы «забываем» применять эти знания на практике. Как это ни банально, но нет соответствия дел словам. К примеру, двое не должны разговаривать в присутствии третьего на непонятном для него языке.В Саудовской Аравии был такой поучительный случай. Двое арабов общались меж собой, но когда к ним присоединился англичанин, они стали изъясняться на английском. Это удивило гостя, но арабы сказали, что такова их религия. Увидев такой красивый поступок, англичанин заинтересовался нашей религией, стал её изучать и в конечном итоге принял Ислам. 

Наша религия распространялась в первую очередь с помощью красивого нрава самих мусульман.

Так и мы должны своим примером, жизненным укладом ежедневно быть образцом для подражания. На бытовом и на всех других уровнях эта модель поведения должна быть обязательной. Через изучение Ислама, воспитывая взаимное уважение друг к другу рано или поздно мы обязательно придём к межнациональному миру и согласию, иншаАллах.

Знаю, что в вашей мечети проповеди читаются на двух языках. Почему?

У нас в округе живут в основном кумыки и люди, понимающие кумыкский. Для них до азана читаем проповедь на кумыкском. Но есть и те, кто этот язык не понимает, поэтому ту же проповедь после азана читаем обязательно и на русском. Если бы мы жили в селе, где проживает одна народность, не было бы особых проблем. В городах живёт смешанное население, и без русского никак не обойтись. Без родного языка стариков оставить не можем, интересы других тоже соблюдаем. Владение русским языком в достаточной мере, чтобы выступить перед публикой является очень  важным и часто поднимаемым вопросом. Но незнание языка не должно быть расценено как проявление идеологии  и  политики,  исходящей из идей национального превосходства и противопоставления своей нации  другим.
С учетом важности и необходимости владения русским языком, в исламских учебных заведениях Дагестана, в частности в Дагестанском Исламском университете им. шейха Мухаммад-Арифа, уделяют большое внимание этому вопросу и в учебную программу, помимо чисто религиозных введены общегуманитарные предметы и в частности  уроки русского языка.

Проходят те времена, когда исламских ученых-богословов критиковали за не знание светской стороны знаний.

Со временем национальные языки останутся только в сёлах. Города же должны переходить на общепонятный язык, иначе кто-то будет считать себя ущемлённым, не понимая, о чём говорит имам. У нас же таких проблем не возникает, мы стараемся учитывать интересы всех прихожан.

Бывают ли межнациональная рознь? Если да, то как вы решаете эту проблему?

Сейчас много смешанных браков. Как и в любых других семьях, в них бывают ссоры, но кроме всего прочего супруги часто переходят грань и опускаются до межнациональных оскорблений. Это от невежества. Часто приходится мирить такие семьи, делать назидания, говорить о том, что умма не разделяет нас по нациям и народам. Оскорбление человека по национальному признаку не соответствует духу Ислама. У этой проблемы есть ещё и другая сторона, когда некие силы пытаются в своих интересах использовать национальный вопрос. Эти силы любую драку или ссору пытаются переводить на национальные рельсы. Это очень опасно, последствия бывают плачевные: драки, поножовщина, стрельба, как итог – взаимная ненависть.Эти люди - враги для всех, они сеют вражду, ненависть. Из-за них потом долго приходится восстанавливать добрососедские отношения.

Наверное, это из-за слабости имана?

Конечно, у людей, страдающих национализмом, слабый иман, они невежественны. Несомненно, тут примешивается и политика, политические амбиции некоторых наших земляков. За всеми «национальными играми» часто стоят чьи-то личные интересы. А в конечном итоге страдает простой народ, которому не хватает мира.

Многие понимают, в чём проблема, но мало кто пытается её решить.

Я думаю, что главное - это соответствие слов делам. Для понимания этого ведь не надо быть особо одарённым, не надо быть учёным. То, что желаем себе, надо желать и брату по вере, и соседу, кем бы он ни был. Этому учит Ислам. Хадис ясно указывает: «Никто из вас не уверует полноценной верой, пока не захочет для брата по вере того, чего хочет для себя». Опять же повторюсь, корень проблем – невежество. У многих есть время и возможности для приобретения знаний, но нет стремления к этому. Если бы мы в соответствии с хадисом «изучали бы науку от колыбели до могилы», то много проблем удалось бы решить автоматически. Надо совершенствовать свои знания, навыки. Чем больше мы знаем, тем более искренним станет служение Аллаху и, видя окружающую природу, животных, будем воздавать хвалу Аллаху, потому что в созданном Им будем видеть Его могущество.

Чтобы достичь этого, мусульманин должен быть искренним. От него требуется большая самоотдача. Как этого можно добиться?

Об этом размышляли и наши праведные предки, и наши современники. Мы тоже должны думать на эту тему. На самом деле, как достичь искренности в поклонении? Это непростой вопрос. Если на него не найти ответа, то можно сбиться с пути истинного, не дай Аллах. Так вот, многие великие мыслители Ислама пришли к выводу, что путь, приводящий к истине, является тавассуль или иначе суфийский тарикат. На самом деле, хорошенько поразмыслив, соглашаешься с этим выводом. Тарикат учит, как делать так, чтобы дела не расходились со словами, искренности, покорности, лечит болезни сердца и так далее.

Хасавюрт чем отличается от других городов?

Здесь проживает очень много разных наций и народов, представителей различных религий тоже у нас немало. В нашу мечеть приходят люди почти всех национальностей Дагестана. Слава Аллаху, в округе межнациональных проблем, трений, конфликтов нет.

Мухаммад-хаджи, что вы пожелали бы нашим читателям?

Дай Аллах нам и всем мусульманам придерживаться требований Всевышнего и Сунны Пророка (мир ему и благословение). Дай Аллах нам силы и терпения быть истинными мусульманами и вместе с нашим Пророком (мир ему и благословение) собраться в Раю. Дай Аллах мне и вам следовать вышесказанному. Амин.

Во время нашей беседы с Мухаммадом-хаджи пришли люди для совершения обряда бракосочетания - никяха. Жених был аварцем, невеста - кумычка. Вот вам и пример тех отношений в Исламе, где не различают людей по нациям, где главным считают богобоязненность. Для людей Ислама такие браки не являются чем-то необычным. Может быть, в будущем они будут способствовать укреплению межнациональных отношений. По крайней мере, хочется на это надеяться…

Азиз Мичигишев.

На фото: Мухаммад-хаджи Гебеков.

 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.