Имам мечети при ЦРБ Мухаммад Давудов: «Наши прихожане самые искренние…»

27 Август 2009
967

Мухаммад Давудов (Muhammad Davudov)– Мухаммад-хаджи, на ваш взгляд, что такое Ислам, каким должен быть мусульманин, к чему стремиться?

– Мусульманин должен в первую очередь быть примером для других, как наш Пророк (мир ему и благословение) является примером для уммы. Он должен быть примером для близких, друзей, соседей. Также мусульманин должен стремиться к искренности, стараться достичь довольства Всевышнего. Как мы знаем, Ислам призывает к человечности, гуманности, добру. Все эти качества обязательны для всех уверовавших. Высокая нравственность нашей религией пропагандировалась в первую очередь. И если бы мы могли соответствовать вышесказанному, строго следовали бы канонам Ислама, то, видя наше красивое поведение, многие обратились бы к религии Аллаха, и даже неверных не осталось бы.

– Всё это подразумевает искренность. Как это качество может воспитать в себе человек?

– Искренности человек не может достичь, пока не вылечит душевные пороки, а полное избавление от них не достичь, не вступив в тарикат. Великий имам аль-Газали в книге «Сирру Раббиль Алямин» («Искренность ради Аллаха») пишет, что болезни сердца, не вступая в тарикат, вылечить нельзя, даже выучив наизусть тысячи книг. Также Ибн Хаджар говорит, что большинство алимов без внимания оставляют вступление в тарикат, не придают этому должного значения, хотя не вступая в тарикат, человек не может излечить болезни сердца. И из-за того что человек не может самостоятельно излечиться от недугов, ему необходим наставник и каждому из нас нужно вступать в тарикат.

– Мухаммад, что для вас лично означает вступление на путь тариката? И вообще, что это даёт человеку?

– До тех пор, пока не вступил в тарикат, было очень трудно воздерживаться от запретного. В тарикате обретаешь внутреннюю силу, которая подвигает к хорошему. Если правильно делать то, что говорит наставник, понимаешь подстерегающую тебя опасность. Тарикат приводить к искренности во всех деяниях. Появляется чувство ответственности.

– Был ли у вас выбор между светским и религиозным образом жизни?

– Выбора у меня не было: обучаться исламским наукам я начал по наставлению отца. После учёбы ударился в бизнес. 14 лет этим занимался и успел сколотить хорошее состояние, но в один день лишился всего накопленного. Тем самим Всевышний дал мне отличный урок, ведь если бы не крах бизнеса, то, наверно, я до сих пор этим бы занимался, всё дальше отдаляясь от религии, всё больше погружаясь в мирское. Приняв урок Всевышнего, я бросил это все, раскаявшись во всем, и вернулся к своему ремеслу – преподаванию, проповедничеству.

– А как начинался ваш путь к исламским наукам?

– Обучаться религиозным наукам я начал с одиннадцати лет. Родители отправили меня тогда в Хасавюрт к Мухаммаду (мы его называли Абав – по-кумыкски это значит «дядя»). У него много детей училось с разных районов Дагестана. Изучали основы религии, юриспруденцию, морфологию и грамматику арабского языка. Всё это было в начале 1980-х годов. Кто застал те времена, поймёт, что значило быть тогда религиозным. Конечно же, мы учились подпольно, в частных домах наставников, порой даже в подвалах, скрывали и то, что учимся, и знаний открыто не показывали. У Мухаммада был, можно сказать, помощник, работавший на какой-то ответственной должности, который предупреждал о намечающихся проверках и тогда он распускал учеников, менял обстановку «класса», занимался хозяйством. Проверяющие тихо приходили, всё проверяли, ничего не находя, уходили, а мы потом продолжали учёбу. Так что получать исламские знания хоть и не просто, но даже в те атеистические годы у желающих возможность была. Такие учебные «центры» были и в других местах. После Хасавюрта я обучался в селе Уркучи (Акушинский район) у Мамма, потом в селе Кавкамахи (Акушинский район) у Насруллы. За знаниями приходилось ездить и в далёкий Фрунзе (ныне столица Киргизии город Бишкек) – изучал там Коран и в узбекский Наманган, где изучал общие вопросы.

Если бы мы строго следовали канонам Ислама, то, видя наше красивое поведение, многие обратились бы к религии Аллаха и даже неверных не осталось бы.

– Можно сказать, вы, Мухаммад-хаджи, много ездили, много видели и знаете, что в мире много разных течений, разных мнений и немало тех, кто находится в поисках истины и правильного пути. Чтобы вы посоветовали тем, кто ищет истину, находится на перепутье?

– Да, на самом деле в наше время очень много и течений, и о них разные мнения. Разобраться в этом бывает непросто, и заблудиться легко. К примеру, в нашу мечеть приходит один парень – бывший наркоман, который в поисках знаний угодил под влияние ваххабитов. Они вначале показались ему искренними, но потом у него начали возникать сомнения из-за их поведения, некоторых высказываний, отношения к запретному и дозволенному. Из-за нехватки знаний он не мог понять, что именно его тревожит. В поисках знаний стал изучать религиозную литературу, в его руки попалась книга «Сущность суфизма», которая дала понять, где истина и как различить ложь. Ведь чтобы понять, что есть истина, надо прилагать усилия, надо искать пути, сравнивать мнения, анализировать, изучать науки. Терпение и упорство принесут свои плоды, разум подскажет, где ложь, а где истина. Не надо слепо брать «на вооружение» какое-либо одно мнение, не выслушав другую сторону, не сопоставив доводы, аргументы, в нашем случае хадисы, аяты Корана, мнение имамов, авторитетных учёных. Важна ещё ссылка на книги. В наше время много всякой литературы провокационного характера и её надо уметь отличать от подлинной. В продаже можно найти книги без всяких «выходных» данных, то есть, кто издал, где напечатано, неизвестно, даже порой автор не указан. На это внимание надо обращать в первую очередь и не стоит верить таким книгам. Нехватки же нет, авторитетную, подлинную, без искажений литературу найти нетрудно. Надо пользоваться книгами, которые были написаны великими имамами, богословами, учёными прошлого, наконец, книги муджтахидов с доводами, аргументами, доказательствами. На какие книги следует опираться? Ответ очевиден. На книги, одобренные экспертным советом Духовного Управления мусульман Дагестана. Так как осмеливаются некоторые издатели при современном издании издавать книги признанных учёных прошлого со своими поправками, надбавками изменениями, искажениями в угоду своих целей.

– Можно сказать, что эта проблема пересекается с проблемой воспитания человека, его личными качествами. Какие тут приоритеты, как решается по Исламу проблема воспитания?

– Одной из первых обязанностей родителей перед детьми является духовно-нравственное воспитание, воспитание в духе Ислама. Детям надо прививать к нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) любовь и уважение рассказывая о его жизни, характере, делах, отношении к людям, о его богобоязненности. Также надо с раннего детства обучать и основам религии, и религиозным обрядам, и этике поведения. Чтобы рассказывать, воспитывать, и самому надо многое знать из жизни пророков, асхабов, иными словами, сам должен быть соответственно подготовлен. К тому же нельзя забывать, что лучший метод воспитания – это личный пример, когда слова не расходятся с поступками, а поступки соответствуют требованиям и нормам Ислама. И с детьми, и с женой надо строить отношения на взаимопонимании, взаимоуважении. И следовать во всём Исламу, иначе главным спутником по жизни могут быть нескончаемые семейные проблемы.

– Хотелось бы несколько слов услышать о вашей необычной мечети.

– Да, это так и мне кажется, что наша мечеть, находящаяся во дворе Центральной больницы, отличается от других, главным образом, своими прихожанами. Ведь они больные, страдающие люди, поэтому в своём служении Господу они более искренни. В отчаянном положении человек обращается к религии и его чувства направлены к Тому, в чьей власти и здоровье, и сама жизнь. Наверно, поэтому к нам часто приходят те, кто решил впервые обратиться к Создателю, просят научить исполнять намаз. Многие благодарны тому, кто построил на свои средства эту мечеть.

– Мухаммад-хаджи, напоследок, чтобы вы пожелали нашим читателям?

– Желаю всем следовать истинной религии. Поистине в Коране сказано: «Шайтан является вашим врагом, держите его врагом». Нам остаётся не следовать за врагом человечества – шайтаном и идти по пути религии, и на этом пути уметь подчинять своё эго (нафс).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.