Проблемы касающиеся каждого из нас

19 Апрель 2010
1206

Разъяснение понятия «желание»

Хабиб Али аль-ДжифриВсевышний говорит людям в Коране (смысл): «Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, и того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему геенну, где он будет гореть презренным и отверженным. А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим - то его старания будут отблагодарены» (сура аль-Исра, аят 18-19).

Задумайтесь над этим - почему Всевышний говорит: «тот, кто возжелает»? Речь здесь идёт о желании, а именно - о таком человеке, который возжелает преходящей жизни. И далее говорит Всевышний – «А если кто возжелает Последнюю жизнь». Наша конечная остановка связана с тем, что мы желаем, наше состояние, будущее. Счастье и несчастье, довольство и гнев, спасение или разочарование - всё это связано с тем, что каждый из нас желает в этом мире. Это то разделение, которое Всевышний положил разделом между счастьем и несчастьем, между Раем и адом, между довольством и гневом (Аллаха). Всевышний сделал лишь возжелание мирского причиной, приводящей к мучениям и гневу да, всего лишь возжелание мирского! Далее, желание же Последующего мира (Ахирата) Всевышний связал с подобающими для этого деяниями.

Что такое мирское?

Мы постоянно слышим разговоры о любви к мирскому: мирское, мирское, мирское… Последователи мирской жизни… последователи мира Последующего. Какая цель от мирского, о которой так говорят? Возжелание и получение - только мирского? Какова цель от слов «мирское порицаемо»? Еда ли эта, или питьё, или одежда или средства передвижения: такие, как машина, самолёт? Или это дома, или мебель, или получаемые деньги? Становится ли человек из-за получения этих вещей - желающим мирское? Повлечёт ли это за собой гнев Аллаха?

Жизнь вечная… какова цель от желания Последующей жизни? Заключается ли она в том, чтобы не было никакого удела или взаимосвязи с «мирским миром»? В результате этих понятий возникает путь жизни, в которой мы живём, появляется то, что называется путём к Всевышнему. Каждый в этой жизни желает, кто-то желает мирского, посвятив себя для этого, ну а кто-то желает довольства Аллаха.

Нужно понимать, что Всевышний запретил нам желать мирское. Какова цель от желания мирского, о которой мы получили предупреждение от Аллаха, что тот раб, желающий только мирское - порицаем, он будет в аду, он - изгнанный. Какова тут цель от слова «мирское»?

Учёные говорят, что мирское - это всё, что находится на этой земле, в этом мире, чем пользуется человек, и до тех пор, пока желание человека связано с мирским - в чём же тут грех? В том, что его сердце связано с мирским, что он желает одеваться? Употреблять пищу? Питьё? Садиться в машину? Также жили и сподвижники - соответственно с условиями их временем. Они садились на животных, жили в домах, одевали одежду, употребляли пищу. Табиины - праведные предки, они жили таким образом… это и есть жизнь.

Цель от порицаемого - в стремлении к мирскому - заключается в двух аспектах:

1) привязанность сердца,

2) занятость тела, к чему привязано сердце.

Смысл первого аспекта привязанности сердца в том, что человек живёт в этой жизни, не имея цели, кроме как наслаждаться этим миром, кроме как жить исключительно для него. В итоге его время, стремление, размышление, имущество, тело всё становится предназначенным для этой цели.

В чём же нуждается человек в этой жизни?

Что заставляет человека занять его время, его размышление, его сердце этой жизнью, для которой он живёт? Поистине, человек нуждается в еде, чтобы иметь силы для житья, в одежде - для укрытия аврата, для защиты от холода, и в жилье. Реально каждый человек в этом мире во многом нуждается. Будь он мусульманин, неверующий, взрослый, молодой, мужчина, женщина, разумный, глупый, сумасшедший… Каждый человек в жизни нуждается в трёх вещах от мирского. В еде для укрепления тела в продолжение жизни, в жилье, в одежде для укрытия аврата. На каждую из этих основ, в которых нуждается человек от мирского, добавляется следующее: разум человека и размышление с давних пор занято теми вещами, которые добавились к этим трём основам. Потребность в еде заставила размышлять о земледелии, об охоте, об уходе за овцами, о стаде. Потребность в одежде заставила думать о прядении, о ткани, и обо всём, что позднее обратилось в учреждения, компании, швейные фабрики, места сбыта, места, где приобретают одежду... Потребность в жилье вынудило развить специальные навыки в работе для заработка. Эти потребности, в которых нуждается человек, незначительно расширены. Это заставило человека нуждаться во взаимодействии с другим человеком для получения этих вещей, которых он желает от жизни. Оно заставило думать человека: «я нуждаюсь… мне надо иметь дело с фермером, если сам им не являюсь», «я нуждаюсь… мне следует иметь дело с портным, если сам этим не занимаюсь», «я нуждаюсь, когда хочу иметь дом, в строителях, также надо иметь дело с инженерами, с компаниями». Взаимодействия между человеком и его потребностями развиваются, на эти нужды добавляются взаимосвязи между людьми. Все эти взаимосвязи по проблемам человеческой природы возникли из-за нужд. Различия во взгляде и единое мнение - эти различия развивались между людьми, иногда перерастали в спор, во вражду между ними. После этого враждебность перерастала в сражения, некоторые народы воевали между собой из-за куска земли, на которой они сеют, обрабатывают, или же это были враждующие владельцы скота. И так продолжалось до наших дней: люди враждовали за выпас скота в плодородных землях.

Появляется много людей, которые говорят о водном и продовольственном кризисе – уже в наши дни. Эти вопросы стали причиной спора между людьми, на эти конфликты и рост различий между людьми добавляются новые потребности, связанные с мирским миром. Эти потребности решают конфликты, устанавливается закон, выносят решение. В результате получается общественный порядок между людьми в их жизни. Это развитие влияет на человека, в результате сердце и разум стали занятыми размышлением о том, «как я буду приобретать это, получать то?», или, «может, продавец обманет в товаре?», или, «может, он потребует больше денег?». Человек стал тратить на это время, сердце стало связано с делами жизни, возникла вражда и различия между людьми из-за мирского. В сердцах возникла ненависть друг ко другу, с развитием ненависти - возникла зависть. Один стал завидовать другому из-за того, что он имеет: почему ему удалось лишить меня такого и такого? Зависть связывается с другой проблемой: и это гордыня. Если он умелый в каком-либо деле, то начинает гордиться и думать, что является лучшим, чем тот, который этого не умеет. То дело, которое стало для него доходом и дало больше денег - он начинает думать, что он наиболее сильный, величайший, более уважаемый, чем тот, у которого нет денег, посредством чего он смог собрать вокруг себя людей. Начинает гордиться над другим в душе - стало зарождаться тщеславие, самодовольство.

В результате, в душе человека зарождаются другие пороки из-за связи с мирским миром. Также у людей, когда они начинают наслаждаться мирским миром, возникает много вопросов.

Появились различные блюда, и выбор между ними, человек стал склоняться к желаемому, его нафс желает определённой еды. Затем, видя другого с другим видом пищи, он начинает желать то, что у другого. Нафс получает свою долю, и наслаждается.

Одежда, предназначенная для прикрытия аврата и для защиты от холода, для отличия от животных - превратилась в то, на что человек обращает внимание. К примеру, некий одет в одежду, которая отличается от моей, или же брюки носит иной формы. Компании стали изготавливать для нас одежду различных стилей, из-за этого разум и сердце стали занятыми наслаждением от использования многоразличных форм одежды. Пробудилось воображение в умах людей: стали думать, вот этот человек уважаемый, почитаемый.. почему? Потому что носит одежду от… такого-то бренда. Некая, к примеру, пришла в прекрасной одежде на какое-либо торжество, а на другом торжестве её заметили в более прекрасной одежде, чем в предыдущей. В результате этого - что происходит? Люди погружаются в обсуждение и согласно одежде оценивают человека - чем это вызвано? Тем, что в основе человек был нуждающимся, человек нуждался в доме для житья - и он приобрёл дом, затем появилось желание иметь больше комнат в доме, иметь комнату для гостей, сад во дворе, чтобы радоваться, глядя на него, иметь бассейн для себя и для детей. Затем желает расширить, дом, придать ему какую-либо форму, ему уже не нравится определённая облицовка, так называемые «декор сегодняшнего дня» или форма дома.

Проблема не в облицовке, не в форме дома, будь он из глины, камня или цемента. Проблема не в одежде, будь она красного, или зелёного цвета, или из шерстяной ткани, или из хлопка. Проблема не в еде: эта вкусная или та. Проблема в нашем взаимодействии с этим миром вещей.

Давайте рассмотрим, на чём основаны многие проблемы нашего времени. Большие войны, в которых пролито много крови на земле - что является основой для них? Серьёзные конфликты между людьми, споры между государствами, между народами в одном государстве, между жителями одного квартала, между семьями, родными, родственниками, разрывание родственных связей. Плюс к этому - споры между рабочими в одной области, затем - в одном доме, в одной семье. Проблемы мужей и жён, увеличение статистики разводов, распад семей, потеря детей. Это острые проблемы и их много. Если мы начнём рассуждать об этом, вы согласитесь со мной в том, что эти серьёзные проблемы, принадлежность к светскому миру - это проблема каждого из вас. Счастье, несчастье, успех, разочарование, довольство, гнев, печаль, радость, спокойствие, доверие, недоверие, тревога - всё это касается каждого человека. Поэтому Аллах поклялся тем, что есть.

Аллах говорит: «Клянусь солнцем и его сиянием! Клянусь луной, которая следует за ним». Солнце, луна, день, ночь, небеса, земля – стали пределом всех клятв, Аллах сделал человека, поклявшись ими. Клянусь душой и тем, кто придал ей соразмерный облик (или тем, как Он сделал её облик соразмерным) и внушил ей порочность и богобоязненность! И каков ответ клятве? Преуспел тот, кто очистил её, и понёс урон тот, кто опорочил её.

Говорят о счастье и радости в мирском мире и в жизни вечной, говорят о неудачах но проблема в нас самих. Большая разница между тем, кто берёт кусочек еды и употребляет эту пищу, желая этой пищей сохранить доверенное ему тело Всевышним, чтобы оно послужило причиной для сохранения этого доверия. Когда кушаешь то, что дал тебе Аллах - делай намерение искренно воздать хвалу Аллаху.

Однажды у Али ибн Абуталиба (да будет доволен им Аллах) спросили: «Ты какую воду пьёшь, холодную или нехолодную?» Некоторые аскеты того времени остерегались пить холодную воду Али (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я пью холодную воду. Но почему, о повелитель правоверных, об этом спросили люди?» - «Потому что я воздаю хвалу Аллаху от глубины сердца». К примеру, летом ты испытываешь сильную жажду или человек соблюдает пост, испытывая сильную жажду – и вот наступило время разговения, ему принесли холодную воду. Выпив её, как он восхвалит Аллаха? От глубины сердца, испытывая удовольствие. А если выпьет тёплую воду, он не скажет от глубины сердца и скажет, что восхвалил Аллаха от глубины души.

Тут существуют различия, разница между тем человеком, который ест пищу, пьёт напиток, или одевает одежду - и его намерение восхвалить Аллаха от глубины сердца, следовать велениям Аллаха, сохранить доверенное ему. Какова же цель от еды, питья, одежды, жилья - какова тут цель? Он - желающий. Что же он этим желает? - Достигнуть довольства Аллаха.

Другой человек кушает, пьет, одевает тоже самое. Живёт в таком же доме. Но какова его цель от еды, одежды и жилья? Этим он желает только лишь наслаждения, одного наслаждения - почему же желает только наслаждения, не имея иной цели? Он живёт как будто живя только одной этой жизнью. Он ограничен во взгляде, желая лишь наслаждения. В чём проблема, что человек желает насладиться этой жизнью? - В желании лишь насладиться абсолютно никакой проблемы нет. Проблема - в небрежности по отношению к цели от доверенного нам Аллахом, ради которой Он создал нас. Он утверждает, что нет иной цели в жизни, кроме как наслаждения… Допустим, что оно так, а какой вред от этого? Вред тот, который мы упомянули: это разрушение мира, в котором живёт народ, уничтожение земли, напрасное растрачивание ценностей земли из-за войны, ненависти, зависти. Его основа, в том, что стремящиеся к мирскому думают лишь о себе и о том, как прокормить лишь себя.

Проблема нафса

В нафсе - серьёзный дефект. Когда человек совершает деяния вместе с тем, чем наслаждается нафс, с тем, что нафс требует, желает, отвечая желаниям нафса - у него возникают две серьёзные проблемы:

1) Желания нафса нескончаемы. Когда он желает, ты даешь, потому что он только и требует, а ты выполняешь его требования, он желает, а ты говоришь: «я готов!». В результате этого он не удовлетворяется. Требует во второй раз, ты даёшь затем в третий раз, ты опять даёшь, а он требует в четвёртый раз, и ты опять даёшь. Затем требует в пятый раз… - и так доходит до уровня, когда уже пропадает наслаждение тем, чем он наслаждался. И тут он начинает требовать то, что нереально, выходящее за рамки удовлетворённого, требует чего-то необычного. Что делают некоторые люди? Начинают обманывать, мошенничать, берут взятки, накладывают проценты, вредят другим, притесняют людей, чтобы получить имущество. Что к этому вынуждает? Следование требованиям нафса, потому что нафс требует увеличения - и человек отвечает желаниям нафса. Будь это в еде, в питье, в одежде или в страсти к приумножению в богатстве. Первая проблема в желаниях нафса: сколько бы ты ни старался удовлетворить его - он не удовлетворяется, сколько бы он ни наслаждался - он требует большего.

2) Следующая проблема - в самом нафсе. Каждый раз, когда ты желаешь удовлетворить его, он довольствуется временно… но это временное довольство. Он наслаждается лишь в то мгновение. После этого счастье уменьшается… в итоге пропадает… Пропадает из этой жизни - до загробной. Приходит конец этому счастью, потому что счастье нафса связано с другим счастьем. Чтоб в нафсе всегда было счастье - это иллюзия, он не доходит до истинного счастья.

Когда человек переходит от желания мирского к желанию Последней жизни, к желанию познать Аллаха, он подлинно наслаждается, это его наслаждение: он кушает еду, различные блюда, одевает то, что одевают люди, даже лучше одевается, если есть возможность. Садится на лучшие средства передвижения, живёт в лучшем доме, чем другие. Хорошо: но какая разница между ними? Разница - в мирском. То, чем он наслаждается, есть истинное наслаждение, потому что, когда нафс получает долю от наслаждения, покушав еду, он говорит: «хвала Аллаху, Который обеспечивает и содержит меня!». Эта еда будет свидетельствовать за меня, и он получает радость. Наслаждение в довольстве Аллаха - это наслаждение вечное, оно длится и после ухода человека из земной жизни, в Последней жизни она остаётся. За хвалу он получит воздаяние в Судный день. Ему скажут: «ты воздал Мне хвалу, ты помянул Меня!» - это твоё воздаяние. Он наслаждается в этом мире и наслаждается в мире Вечном.

Второй пример: человек является хозяином уздечки своего нафса и не служит нафсу. Задумайтесь над этим: он живёт и пользуется дозволенными вещами этого мира, но он желает достигнуть довольства Аллаха и не является живущим только для этого мира, он осознаёт, что живёт с помощью Аллаха. Он - хозяин своего нафса и не служит нафсу. Когда нафс начинает отклоняться, требовать то, что не принадлежит ему -, он начинает думать: нет, нельзя это брать, это не в его владении, не в его силах. Тогда нафс украшает это для него, желая обмануть, но он говорит - «нет!», этим не будет доволен Аллах, а я стремлюсь к Аллаху, я не беру ничего лишь для наслаждения, я беру что-либо только стремясь к довольству Аллаха. А этим Аллах не будет доволен, потому что Он не дал мне этого. Если человек начинает говорить нафсу «нет!», нафс начинает подчиняться, хотя вначале противоречит, но в конце концов, нафс покоряется. Когда нафс покоряется, человек начинает в повседневной жизни занимать тело, размышления, стремления - всё на путь Аллаха, днями и ночами он теперь находится на пути Аллаха. С увеличением приближения к Аллаху, увеличивается возможность вести дела на пути Аллаха.

Наступит время смерти рано или поздно, в чём нет сомнения. Наступит это время - и он будет готов ко встрече с Аллахом. В нашей жизни должно быть желание достигнуть довольства Аллаха, вступить глубоко в этот путь в этой жизни. Мы должны жить вместе с побуждением и стремлением, приводящими нас на путь Аллаха. После этого, с побуждением и стремлением встав на путь Аллаха, мы столкнёмся с такой проблемой: это наши прошлые грехи касающиеся только нас и Аллаха, или грехи по отношению к людям. Мы станем нуждаться в покаянии, а совершив покаяние, направив сердце к Аллаху, человек увидит важную вещь: что его сердце повреждено по причине прошлых грехов, прошлых состояний и душевных болезней. Эти болезни нуждаются в очищении: мы болеем завистью, гордыней, показухой. Когда кто-либо пожелает очистить сердце, он поймёт, что его деяния, совершённые органами тела, глазами, слухом, языком, пачкают сердце, потому что он не оградил сердце от этого. Итак, он нуждается в удерживании своих органов, своих действий.

Как быть постоянным в поклонении Всевышнему всё время? Держать органы тела в поклонении, очистить сердце от больших грехов - мы чувствуем, что нуждаемся в постоянстве этого очищения. Мы нуждаемся во встречах с праведными людьми, в связи с наставником, который помогает, направляя на путь Аллаха. Когда мы используем слово «желает», то всегда имеем в виду, что человек желает - либо мирское, либо Последнюю жизнь.

Пусть Всевышний сделает нас теми, кто желает Вечную жизнь. Амин!

Текст проповеди известного исламского ученного Хабиба Али аль-Джифри. Перевод с арабского Гаджимурада Омаргаджиева


Материалы по теме:

  • Видео-вариант проповеди - Разъяснение понятия "желание"
  • Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.