Далёкая и близкая Индонезия

31 Март 2011
922

Обмен опытом - во имя стабильности и процветания.

Дагестане побывала делегация из ИндонезииС 25 по 27 марта 2011 года в Дагестане побывала делегация из Индонезии. В её составе были 4 мужчин и 2 женщины. Возглавлял делегацию Советник посольства Индонезии в России господин Мухаммад Аджи Сурия. Кроме него в состав делегации входили директор Управления международного сотрудничества Министерства по делам религий господин Мубарок и его супруга, заместитель ректора Государственного Малангского Исламского Университета господин Бахруддин Фаннани, заместитель директора отдела аспирантуры Государственного Жогжакартского Исламского Университета господин Ратно Лукито и директор Управления международных связей Государственного Джакартского Исламского Университета госпожа Ени Ратна.

Сопровождавший иностранных гостей и помогавший с переводом редактор английской версии сайта islamdag.ru, преподаватель ДИУ Ибрагим Абдулаев успел побеседовать с ними и узнать о целях визита, о впечатлениях от поездки.

– Господин Аджи Сурия, расскажите, пожалуйста, о целях приезда индонезийской делегации в Дагестан.

– Цель нашего приезда - это обмен опытом и информацией на пути противостояния терроризму и экстремизму, содействие в организации паломничества и другие вопросы, связанные с исламским просвещением и обучением. Наша поездка не несёт политической и никакой другой цели.

– Наша республика, увы, «прославилась», как неспокойный регион. Несколько слов о ваших впечатлениях?

– У нас остались самые тёплые и хорошие чувства от этой поездки. Мы получили массу впечатлений. Приятно удивил дагестанский народ, с большим радушием и гостеприимством встречавший и сопровождавший нас. Можно сказать, что дагестанцы показались нам родными людьми. Наверное, это благодаря нашей общей религии - Ислам. Мы даже не знали, что Ислам в Россию пришёл через стены древнего Дербента, которые, кстати, не могут не впечатлить. К тому же в Дагестан, как нам сказали, Ислам принесли сподвижники Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Мы не преминули посетить могилы сорока асхабов в Дербенте.

– Связи между Россией и Индонезией в последние годы расширяются. В этом году исполняется 60 лет установлению дипломатических отношений между нашими странами.

– Да, Вы правильно отметили, наши связи всё больше и больше развиваются как в области образования, так и в экономике. Так, за прошлый год в Индонезии побывали 80 тысяч туристов из России. В настоявшее время в России обучаются 120 студентов из Индонезии, а в Индонезии – 10 студентов из России, из них 9 человек из Дагестана.
Из Индонезии экспортируют в Россию пальмовое масло и мебель. Мы особенно благодарны также российским потребителям нашего чая и кофе - это, в свою очередь, позволяет нам покупать самолёты-истребители «СУ» из России.

– Господин Мубарок, расскажите, пожалуйста, об Исламе в Индонезии.

– Ислам пришёл в Индонезию из Гуджарата (провинция Индии) в 9 веке. Население Индонезии ныне составляет 240 миллионов человек, из них мусульман - 85%, что составляет 190 миллионов человек. В Индонезии, также как и в Дагестане, очень много наций и языков – более 300. Также у нас очень много разных религий и конфессий. Самые крупные из них – это мусульмане, протестанты, католики, индуисты, буддисты и конфуцианцы. Территория Индонезии состоит из 17.000 островов. Есть острова, где мусульмане живут в большинстве, также есть острова, где мусульман меньшинство.
Индонезия не является исламской страной, но не является и секулярной, светской страной. Идеологией или философией нашей страны являются «Пять принципов», первый, из которых гласит, что должна быть вера во Всевышнего. Поэтому религия не может быть отторгнута или не одобрена Конституцией.

– Мы много наслышаны о дисциплинированности индонезийцев в святых местах. Расскажите об организации паломничества в вашей стране.

– Ежегодно 210 тысяч человек из Индонезии совершают паломничество в Мекку и Медину чтобы совершить Хадж и Умру. Это около 500 рейсов самолётами. Организация такого потока - огромный труд! Люди до 7 лет ждут очереди для совершения Хаджа. Для тех, кто отправляется в паломничество впервые, организационные вопросы решаются государством. Паломничество стоит 3.000 долларов США. В эту сумму входит перелёт, проживание в течение 38-ми дней, трёх разовое ежедневное питание, все необходимые визы, транспорт в Мекке, Медине, Арафате, Мине, мастер-классы и курсы паломничества, сопровождение врачей, переводчиков, литература и вода Зам-Зам. А вот частные фирмы работают с теми, кто уже совершил паломничество. Организация Хаджа – это огромный труд и мы очень серьёзно и ответственно относимся к нему.

– Известно, что в мире наиболее острой проблемой является экстремизм и терроризм. Индонезии известна эта проблема? Если - да, то как вы боритесь с экстремизмом?

– Мы тщательно изучаем корень, суть проблемы. Так, выяснилось, что террористы имеют не совсем правильные знания об Исламе, а также, что идеи экстремизма процветают в основном в бедных провинциях. На основании этого мы сделали вывод, что от нищеты до неверия - один шаг. У нас в стране есть много инстанций, которые заняты террористами, но надо отметить, что в первую очередь, любые правонарушения пресекаются полицией по закону. Врата милости Аллаха всегда открыты для покаявшихся. Также и двери нашего Правительства открыты для решивших вернуться к мирной жизни.

– Господин Ратно, какова ситуация с исламским правом в вашей стране, соблюдаются ли конституционные права мусульман в Индонезии?

– Индонезийские законы сформулированы на основе нескольких видов права, которые исторически сложились в нашем обществе. Это – адаты, которые существовали с древнейших времён в разных провинциях, каждые со своей спецификой. Также это - исламские законы. А ещё есть и светские законы, оставшиеся после 350 лет голландской оккупации Индонезии. Из этих трёх групп законов (иначе говоря, из трёх источников права) сформулирована индонезийская законодательная система. Философией или идеологией страны является, как мы уже отмечали в разговоре с Вами, так называемая «Панча Сила» фундаментальные «Пять принципов», на которых основаны все индонезийские законы. На первом месте среди этих принципов стоит вера во Всевышнего. Это гарантирует всем гражданам страны свободу вероисповедания.
Что касается мусульман и соблюдения их шариатских прав, то в 1974 году Парламентом страны был принят «Закон об исламской семье». Согласно этому Закону, мусульмане страны имеют право для соблюдения требований Шариата в вопросах исламской семьи, женитьбы, развода, рождения ребёнка, обрядов похорон, в делах раздела наследства и тому подобное. Всё это проводится согласно Шариату. Все права мужа, жены и детей защищаются и регулируются шариатским судом.
В 1977 году Парламентом страны был принят «Закон о вакфе», согласно которому мусульмане могут регулировать вопросы, касающиеся вакфа через шариатский суд.
В 1989 году был принят «Закон о применении исламских законов». Так, например, в провинции Ачех, где существует автономия, граждане применяют шариатские законы в более обширном варианте, чем в иных провинциях, включая сферу уголовного права.

– Госпожа Ени, расскажите, пожалуйста, о системе образования в Индонезии.

– В Индонезии существует двухмодельная образовательная система. Первая - это светское образование, которое курируется Министерством образования. Второе – исламское образование, которое курируется Министерством по делам религий. Обе системы образования начинаются с детских садов, далее идёт продолжение обучения в школе и вузах. В исламской системе обучения изучаются те же предметы, что и в светской школе, и плюс к этому ещё детей и юношество обучают исламским наукам. Такие исламские школы называют ещё «школа +». Обе системы обучения финансируются Правительством, но доля Правительства в светской системе намного больше, чем в исламской.
В стране насчитывается около 600 вузов, из них 130 – исламских. Учащиеся светской системы образования тоже посещают классы по религии - согласно своей религии и как часть учебного плана. Дети также могут свободно переходить из светской учебной программы в исламскую религиозную программу - и наоборот.

В ходе нашего визита была также достигнута договорённость между индонезийской стороной и дагестанской фирмой «Нусантара» о сотрудничестве в области обмена опытом, проведения мастер-классов при организации паломничества, исламскому банкингу и финансам, переводе дагестанских книг на индонезийский язык. Планируется также пригласить Посла Индонезии в Российской Федерации – с визитом в Республику Дагестан.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.