О мужском головном уборе

2 Июнь 2010
14252

О мужском головном убореВ книге «Фатава Ислам» говорится, что нет ни одного алима, который обязывал бы мужчин покрывать головы. Некоторые алимы считают это желательным. Также, по их мнению, не покрывание головы перед людьми лишает достоинства, особенно если мужчина - уважаемый в обществе человек (в преклонном возрасте, учёный-богослов и т.п.). Непокрывание головы в этих случаях считается наиболее мерзким. Подобный поступок порицается. Это решение меняется с изменением обычаев.

Имам Шатиби (да будет доволен им Аллах) разделил обычаи людей на две категории:

1) Обычаи, которые регламентированы законами Шариата. Здесь рассматривается шариатская точка зрения, но не обычай людей. К примеру, обнажение аврата с шариатской точки зрения считается греховным, несмотря на то, что многие люди это делают. Другой пример: очищение от нечистот. Это хорошее дело, которое повелевает Шариат, несмотря на то, что многие люди не придают ему значения и не защищают себя от этого.

2) Обычай людей, в отношении которого нет шариатского довода - опровергающего это или одобряемого. Подразделяется на два вида:

1) Привычки, которые не меняются (употребление пищи, питья и т.д.).

2) Манеры, меняющиеся с изменением манер в обществе. Как указал имам Шатиби, к этой категории относится и покрывание головы.

Решение о покрывании головы меняется в зависимости от обычаев людей в той местности, где они живут. Этот поступок считается мерзким на Востоке, но не на Западе. Шариатское решение относительно покрывания головы меняется вслед за обычаем. Для жителей Востока это будет порицаемым поступком в том, что определяет благочестие человека, а на Западе это не будет порицаемым. Рекомендуется мужчинам соответствовать обычаям (которые не противоречат Шариату) общества, в котором они живут. Не отличаться ни в одежде, ни в чём-либо другом.

Покрывание себя в намазе

В книге «Фатава ашабакатуль ислямия» говорится, что надевание чалмы (головного убора) в намазе и вне намаза - это сунна Пророка (мир ему и благословение), его действие. Передали Асхабу сунан от Мугиры, что Пророк (мир ему и благословение) «Протёр чуб, чалму и хуффайни (кожаные носки)». Покрывание головы в намазе для мужчин не является суннатом (намаза). Это желательное действие для людей того общества, где надевание чалмы для украшения является обычаем. Поскольку Всевышний говорит:

Смысл: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения (в то, что укрывает аврат) при каждой мечети (при совершении намаза и обхождения Каабы)» (сура «аль-Араф», аят 31).

Ношение чалмы было обычаем у арабов до Посланника (мир ему и благословение). Есть слабое слово: «Чалма - это корона арабов». Что касается покрывания головы в период хаджа, то это запрещено.

Покрывание головы при справлении нужды

В книге «Мажму» Имама ан-Навави говорится, что Имам Аль-Джувайни, Аль-Газали, Аль-Багави (да будет доволен ими Аллах) и другие сказали: «Нежелательно справлять нужду с неприкрытой головой». Некоторые сподвижники сказали, если не найдёте ничего, чем можно прикрыть голову, то прикройте её рукавом.

Байхаки передал хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), «что Пророк (мир ему и благословение) прикрывал голову, когда ходил справлять нужду, и когда к нему приходили люди». Байхаки также передаёт хадис о прикрытии головы при справлении нужды от Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), который считается достоверным.

В сборнике ибн Шайба есть хадис, в котором повествуется, что Абу-Бакр (да будет доволен ими Аллах), читая проповедь, сказал: «О мусульмане, стыдитесь Аллаха! Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, когда я иду справлять нужду, я покрываю голову, стыдясь Всевышнего».

Мудрость покрытия головы при справлении нужды

Имам Манави (да будет доволен им Аллах) в книге «Файзу кадир» о причине покрытия головы при справлении нужды сказал: «Голову при справлении нужды покрывают из стыда перед Аллахом, это сужает поры тела, способствует быстрому выведению отходов, и снижает вероятность пропитывания волосами запаха нечистот».

Ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах) сказал, что непокрывание головы при справлении нужды влечёт за собой болезнь, которая называется «Лявван» (колики, боль в животе, искривление позвоночника), а также препятствует справлению нужды. О желательности покрывания головы при справлении нужды достаточно слов Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), ибо рекомендуется возвеличивать слова сподвижников из-за их приближенности к Аллаху.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.