Кино и мусульмане

2 Март 2010
3372

Кино и МусульманеКиноиндустрия – это искусство воспроизведения на экране движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. И эти впечатления остаются в сознании человека надолго, и иногда некоторые эпизоды, увиденные на экране, влияют на поступки людей и становятся для некоторых судьбоносными.

Индустрия кино, как элемент массовой культуры, располагает огромными возможностями для целенаправленного стимулирования деятельности человека и формирования общественного мнения, внедрения в сознание людей тех или иных идей.

Новый человек с помощью кино

Документальные и художественные фильмы, помимо прямой рекламы выполняют функции и более сложного воздействия на зрителя, они диктуют ему образ жизни, образ чувств, модели психологических и социальных реакций, систему мировоззрения. Атака идет как на сознание, так и на подсознание человека.

Так, в СССР через художественные фильмы воспитывался «новый человек», преданный идеям коммунизма, создавался образ весёлого, честного и порядочного советского труженика. Над этим работало огромное количество людей, и всё, что было связано с кино, находилось под строгим контролем государственного аппарата пропаганды.

Но сегодня ответить на вопрос, какая модель общественного сознания формируется посредством кино, сложно. Нет прежней цензуры, фильмы снимают все, кто располагает необходимыми финансовыми возможностями. Таким образом, в условиях демократии и свободы слова любые идеи и элементы пропаганды через кинематограф льются на зрителя. Это и поток дешёвых иностранных сериалов и мыльных опер, картин, несущих идеи насилия и вседозволенности. Сложно предсказать, какой результат даст эта массированная атака на психику людей. Здесь специалистам есть широкое поле для научного анализа.

Образ мусульман в индустрии кино

Давайте рассмотрим образ мусульман, созданный киноиндустрией, и дадим оценку тому, как современные кинорежиссёры изображают потомков Адама (мир ему) и Евы, называющих себя покорившимися Всевышнему, то есть мусульманам. В общем, мусульманам в этом нереальном киномире отведена далеко не лучшая роль. Обычно это отрицательные персонажи, далёкие от высоких идеалов Ислама. Террористы и лица, склонные к этому виду деятельности или же арабские шейхи, жаждущие заполучить в гарем красивых девушек; наркодельцы и работорговцы – тоже наиболее типичные кинообразы; есть ещё множество других, не менее впечатляющих типажей в лице криминальных авторитетов, религиозных фанатиков, мелких воришек, торговцев овощами, басмачей и прочих. И что странно, почти всегда экранный образ мусульман невзрачный, представленный актёрами второго и третьего плана, при этом не очень симпатичными, передающий зрителю чувство страха и тревоги.

Отрицательный образ героев-мусульман оттеняется другими «положительными» персонажами, роли которых играют актёры с привлекательной внешностью, отличающихся изяществом в манерах и одежде. Подобными «трюками» зрителю навязывают отторжение всего, что связано с Исламом.

Мусульмане в российском кино

Болезни «исламофобии» не избежал и отечественный кинематограф в последние 10-15 лет. Особо «отличились» фильмы о войне на Кавказе и афганских событиях. Эти картины видело большинство россиян, сюжеты их известны и сводятся к прикрытому, а иногда и открытому противопоставлению религий, культур и традиций народов. Часто в таких картинах герои-мусульмане представлены жестокими преступниками, при этом (внимание!) скрупулёзно соблюдающими религиозные требования. Делается акцент именно на принадлежности преступников к Исламу, тогда как религиозность остальных представителей преступного мира не подчёркивается.

Все представители международного преступного анклава по сценарию выходцы из Кавказа или Ближнего востока, или же на экране пишется «…действия проходят в одной из Среднеазиатских или арабских стран». Как правило, в зависимости от фантазии кинорежиссёра, это не совсем положительный герой-мусульманин. Обычно это представитель международной террористической организации или наркобарон, а часто и то и другое в одном лице, сидит в своем замке, одетый в халат, с тюрбаном на голове и с чётками в руках в окружении злых охранников и танцующих девиц. При этом между приказами кого-то убить произносит «Аллаху Акбар!», «Да поможет нам Аллах!», «Шариат» и т. п. Очень часто звуковым фоном кадров с преступлениями становятся азан – призыв к молитве, чтение Священного Корана, молитвы и другие религиозные обряды.

Во время просмотра подобных фильмов хочется крикнуть: «Да вы, что все с ума посходили?! Эти действия киногероев, якобы мусульман, в корне противоречат требованиям Шариата!».

Спрашивается, неужели съёмочная группа со своим многомиллионным бюджетом не смогла найти хотя бы одного мусульманина-консультанта в вопросах Ислама? Почему никто не задумывается, что такими действиями задеваются религиозные чувства многомиллионной уммы?

А может, всё это делается намеренно?

Национальная безопасность

Конечно, кино – дело затратное и при удачных обстоятельствах бизнес очень выгодный. Но нельзя режиссёрам, сценаристам, актёрам и всем остальным, кто трудится в киноиндустрии, следовать принципу – чем скандальнее, тем популярнее. В России с её этническим и конфессиональным разнообразием нельзя не обращать внимания на обстоятельства, которые потенциально могут привести к ксенофобии и религиозной розни. Наше богатство – это межконфессиональное согласие, братство и сплочённость всех народов, живущих на территории Российской Федерации. И попытки искусственного противопоставления религий и народов являются преступлением и посягательством на национальную безопасность государства.

Мировое исламское кино

Говоря о мировой киноиндустрии в целом, можно сказать, что почти нет качественных художественных фильмов об Исламе и его истории, о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение), его сподвижниках, о выдающихся мусульманских личностях. Есть лишь несколько малобюджетных картин очень плохого качества, хотя и с правильным религиозным содержанием и достоверными фактами. Они пользуются огромной популярностью среди мусульман, которые пересматривают их по нескольку раз. Но неужели Ислам не достоин того, чтобы о нём были сняты дорогие и качественные фильмы? Или у мусульман нет средств на такие проекты? Напротив, денег предостаточно! Арабы построили самый высокий небоскрёб в мире, умудрились соорудить посреди аравийских пустынь горнолыжные базы с настоящим снегом, искусственные острова… всего и не перечислить. Если сами не умеют снимать (а они действительно не умеют), то можно было бы заказать Голливуду фильм об истинном Исламе, а за деньги американские профессионалы снимут всё что угодно.

Но суть в том, что тем из мусульман, которым такие грандиозные проекты по плечу, нет до этого никакого дела…

Газета «Ас-салам» № 4 (353)

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.