Наверное, нет необходимости рассказывать о том, кто такой имам аль-Газали, и какое он занимает место в исламском мире. Одно то, что учёные прозвали его «худжат уль ислам» («довод Ислама») и причислили его к обновителям религии в пятом столетии, достаточно, чтобы понять значение этого великого учёного.
Ученые и суфизм
Абубакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Абдулла ибн Муса аль-Хусравжирди аль-Хурасани, известный как аль-Байхаки, родился в месяц Шаабан в 384 году по хиджре в Хорасане в селении аль-Хусравжирди района Байхак. Байхак находился недалеко от города Найсабур (Нишапур) в современном Иране.
Шайху л-Ислам Тукаюдин Абуфатх Мухаммад бин Али бин Вахб, известный как Ибн Дакик аль-Ид, родился в 625 году по хиджре. Его отец был ученым маликитского мазхаба и сам Ибн Дакик хорошо изучил этот мазхаб, а потом изучил у Ибн Абдусалама шафиитский мазхаб. Он издавал фетвы в соответствии с двумя этими мазхабами и достиг уровня муджтахида. Он преподавал в крупных научных центрах Египта и занимал должность судьи в Египте.
Нищий сирота, которому негде даже было ночевать, достиг того, что ему не осмеливались перечить правители, перед которыми трепетал весь мир, так как одного его слова хватило бы, чтобы сместить их с трона. Любовь народа была к нему столь велика, что когда он покидал Каир из-за того, что правитель отказался исполнить вынесенное им решение, весь город последовал за ним и правителю пришлось самому поскакать за ним и упрашивать, чтобы тот вернулся.
Ислам Тукаюдин Али ас-Субки (683-756 по хиджре) является крупнейшим ученым исламского мира. Он владел в совершенстве многими науками и по признанию ученых после уже никому не удалось достичь его уровня.
Великий ученый и праведник Джалалудин ас-Суюти (849 – 911 по хиджре) пишет, что когда он посетил Мекку, совершая хадж, то выпил воду замзам с намерением достичь в фикхе уровня Сиражудина аль-Булькини, а в хадисе - Ибн Хаджара Аскалани.
Имам Ан-Навави не покинул этот мир, пока не стал кутбом авлия (достиг высочайших степеней в познании Аллаха).Этот великий имам (631-676 по хиджре) был из числа тех, кто вступил на путь суфиев под руководством истинного суфийского шейха.
Ученые, которые ведут речь о суфизме, разделяются на три категории: немусульманские, т.е. неверующие ученые, ваххабиты и исламские ученые, придерживающиеся пути людей сунны и согласия общины (ахль ас-сунна ва аль-джама‘а)
Некоторые так называемые алимы говорят безосновательные вещи по поводу книг имама аль-Газали. От этого люди перестают любить его книги. Я хотел бы чуть подробней рассказать про «Ихья» и про имама аль-Газали, чтобы ответить на их критику