Об имаме аль-Газали и о достоинствах книги «Ихйа’ ‘улум ад-дин» (Возрождение религиозных наук)

22 Июнь 2009
8747

Имам аль-Газали (Imam Gazali)Некоторые так называемые алимы говорят безосновательные вещи по поводу книг имама аль-Газали. От этого люди перестают любить его книги. Я хотел бы чуть подробней рассказать про «Ихья» и про имама аль-Газали, чтобы ответить на их критику.

Алимы в книгах пишут, что в области каждой науки находится лидер, непререкаемый авторитет для всех остальных. Например, в науке Единобожия это Фахр ар-Рази, в основах религии (усуль-уддин) – Бакиляни, в философии – Ибн Сина, в тасаввуфе – Джунайд аль-Багдади. Такие лидеры бывают, но если говорить об имаме аль-Газали, то его имя первое и в фикхе, и в акыде, и в основах фикха (усуль аль-фикх), и в науке тасаввуф. Имам Газали, пусть Аллах наделит нас его баракатом, – признанный авторитет во всех исламских науках.

Имама аль-Газали критикуют, в основном, англоязычные ученые, а также обманутые ими ваххабиты, которые льют воду на мельницу врагов Ислама. Почему? Имам аль-Газали не вступил в тарикат, пока досконально не изучил основы фикха, фикх, философию, акыду – в общем, все известные в то время науки.

В книге "Мункиз мина-з-заляля" ("Избавляющая от заблуждений") имам аль-Газали пишет: «Если даже собрать всех ученых и все науки мира, а также мудрость всех народов, то все вместе они все равно не найдут путь лучше, достоверней, чем тарикат. Это сияние, которое идет к народу от самого Пророка, (мир ему и благословение)».

Однако для ваххабитов тарикат, как соринка в глазу, потому что тарикат защищает Ислам. Тарикат – это сущность, душа Ислама. И именно он противостоит лжи и вредным нововведениям. Поэтому для ваххабитов нет ничего более ненавистного, чем тарикат. Но, так как у имама аль-Газали нет недостатков, они не могут сказать, что он не знает Коран, не знает фикх, не знает таухид. Единственное, что они нашли против него, – это то, что в книге «Ихья» есть "слабые хадисы". Кроме этого им не в чем обвинить имама аль-Газали. Ваххабиты ведут пропаганду с целью отвратить сердца людей от книги «Ихья» еще до того, как те её увидят.

Мудрость «Ихья» не поймет тот, кто не читал эту книгу, словами этого не передать. И чтобы никто не читал ее и не получил от этого пользу, многие заграничные умники пытаются оттолкнуть мусульман от «Ихья», хотя сами наверняка её не прочли.

Хафиз Аль-Ираки, один из самых известных в мире хадисоведов, написал рецензию на «Ихья». Он говорит: то, что имам аль-Газали в «Ихья» использовал [не к месту] слабые хадисы, – это голословное обвинение, которое даже рассматривать не нужно. Имам аль-Газали использовал эти хадисы, чтобы смягчить сердце читателя, сделать его более восприимчивым к наставлениям. Имам аль-Газали использовал эти хадисы как раз там, где это надо делать. Он применял их не для того, чтобы запретное сделать дозволенным или дозволенное – запретным.

Во-первых, он не использовал эти хадисы там, где человек может впасть в заблуждение.

Во-вторых, по каждому вопросу имам аль-Газали сначала приводит в качестве доказательства аят Корана, затем перечисляет достоверные хадисы и только вслед за этим приводит слабые хадисы и высказывания мудрецов, крупных ученых. Так пишет известный во всем мире хадисовед хафиз Аль-Ираки, который был учителем самого Ибн Хаджара Аскаляни, писавшего комментарии к самым достоверным хадисам «Сахих аль-Бухари».

Хафиз аль-Ираки, рахимахуЛлах, также пишет, что «Ихья» – это одна из величайших книг в истории Ислама. Многие ученые хвалят ее. Абдулгафур аль-Фарис говорит: «Книги, подобной «Ихья», в истории Ислама еще не было». Известный во всем мире имам Навави говорит: «Осталось немного, чтобы «Ихья» имама Газали сравнялась с Кораном».

Однажды Сулейман бин Вахсан, (да будет доволен им Аллах), подошел к Пророку, (мир ему и благословение) и спросил: «О Посланник Аллаха, каждое слово, которое исходит от тебя, мы не можем запомнить буквально, можно ли нам пересказывать твои слова, передавая их общий смысл?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Можно, если это не приводит к тому, чтобы запретное стало дозволенным или дозволенное – запретным». Этот хадис приводит имам Табарани.

Есть еще очень много доказательств того, что дозволено использовать слабые хадисы. Алимы (исламские ученые-богословы) говорят, что термин «слабый хадис» не означает, что он недостоверный. А если не доказано, что хадис недостоверный, Шариат дозволяет его использовать. Ведь имам аль-Газали всегда вначале ссылается на Священный Коран и достоверные хадисы и только затем приводит слабые хадисы как дополнение.

Еще ученые говорят, что так называемые слабые хадисы рассказывают, как правило, алимы, познавшие Аллаха, то есть имеющие тайные знания, и есть хадисы, о которых знают только они. Обладатели тайных знаний всегда были авторитетом для ученых явных наук. Когда возникали разногласия между теми и другими, достовернее всегда оказывалось мнение познавших Аллаха. Вот и эти так называемые слабые хадисы передают познавшие Аллаха, поскольку только они их могут знать.

Некоторые говорят: «Ихья» многие читают, но кто может следовать тому, что там написано?.

Я часто повторяю слова, которые еще 15-20 лет назад услышал от устаза:

"Разве недостаточно того, что, прочитав «Ихья», человек понимает, что он неспособен следовать написанному там, понимает свое несовершенство? Что может быть полезней, чем это?"

При чтении других книг у человека растет самомнение, он считает себя крупным ученым, у него появляется гордость и самодовольство. А когда человек читает «Ихья» имама аль-Газали или книги Хасана-афанди, куддиса сирруху, эти книги опускают его самомнение ниже нуля – он ясно видит свои недостатки и слабости. Подобное понимание – клад для нашей души, который мы не в состоянии оценить до конца.

Если кафир просто полистает «Ихья», он принимает Ислам – вот сколько бараката в этой книге! Даже те, кто не читает такие книги, постарайтесь приобрести «Ихья.

Одна женщина дала мне 300 долларов и сказала: «Трать их на что хочешь, по своему усмотрению». Я эти деньги храню, на них можно купить 20-25 экземпляров книги «Ихья». ИншаАллах, когда буду в хадже, хочу купить эти книги и раздать их студентам, которые не могут себе позволить их купить.

Пусть Аллах даст нам тауфик.

Из выступления Курамухаммада-хаджи Рамазанова, рахимахуЛлах, на маджлисе алимов в с. Чиркей в 2004 г. (маджлис алимов – традиционное ежемесячное собрание учёных Дагестана, где алимы выступают с наставлениями и отвечают на вопросы мусульман).

Взято с сайта www.darulfikr.ru

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.