Ислам против национализма – Ислам за дружбу народов!

13 Март 2010
5540
Каковы сегодня механизмы преодоления межэтнической напряженности?

Ислам против национализма – Ислам за дружбу народов!Как известно, род человеческий начался от двух людей, а сегодня численность населения планеты Земля близится к 7 миллиардам человек!

Хотя все люди - это дети Адама (мир ему) и Хавы (Ева), но они дифференцированы по огромному множеству признаков. Люди разделяются по этническим, расовым, конфессиональным, классово-сословным и другим факторам.

Среди них особо стоит отметить этническую составляющую. Она тем более важна, что в современном цивилизованном обществе хватает причин, приводящих к напряжённости именно в межэтническом поле.

Факторы межэтнической напряжённости

Анализируя факторы межэтнической напряжённости, стоит отметить, что в условиях полиэтнического общества любой, даже бытовой конфликт иногда норовит перерасти в межэтническую плоскость. Часто обычным детским ссорам и дракам родители придают этнический характер, тем самым формируя у них уже с раннего детства установки к нетерпимости.

Часто этнический фактор используется и политическими силами для достижения своих целей. Недобросовестные политики играют на национальных чувствах людей и при этом искусственно противопоставляют народы друг другу.

Часто при земельных спорах, когда стороны пытаются доказать своё историческое право на те или иные земли, этнический вопрос выступает в качестве катализатора напряжённости.

Но какие бы причины ни обусловливали возникновение противопоставлений в межэтнической сфере - это явление крайне опасное уже сегодня и несущее большую потенциальную опасность в будущем. Тому подтверждение - Вторая мировая война, развязанная фашистами и унесшая жизни десятков миллионов людей. Как известно, победить идеи нацизма в 20 веке мировое сообщество смогло - только объединившись!

Исторический опыт показывает, что кровопролития и войны на этнической почве оставляют в сознании народов осадок взаимной обиды, от которой невозможно избавиться даже через десятилетия, а иногда и столетия.

«Не из нас тот, кто призывает к национализму, не из нас тот, кто воюет ради национализма, не из нас тот, кто умрёт ради национализма!» Хадис.При ситуациях, когда межэтническая напряжённость приближается к пределу, после которого может начаться цепная реакция, очень многое зависит от мнения авторитетных людей. Поскольку в Исламе нет разделения людей по этническому признаку, и более того - это строго запрещается, спасти ситуацию от конфликтов во многих случаях удаётся исламским учёным-богословам. Их вмешательство и объективная оценка ситуации, с присущей им дальновидностью и проницательностью, даёт, как правило, положительный результат.

Учёные, приобщённые к исламскому научному наследию, лучше всех политологов могут предугадать: к каким тяжёлым политическим, социальным и экономическим последствиям могут привести процессы, сопряжённые с этнической разобщённостью.

Мусульмане не имеют права ошибаться в этом вопросе, поскольку религия Ислам не допускает разделения по расовому или этническому признакам.

В Исламе национализм характеризуется, как недопустимая мерзость и болезнь невежества (джахилии), болезнь доисламского периода. Мнение учёных Ислама сводится к тому, что мусульмане не должны страдать такой болезнью и разделять людей по национальному признаку. В Коране Сам Аллах именно национализм называет отличительной особенностью людей, которые были до Ислама, и которое отличает неверующего человека от верующего.

В одном из хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Не из нас тот, кто призывает к национализму, не из нас тот, кто воюет ради национализма, не из нас тот, кто умрёт ради национализма!». Отход от этих принципов и вызывает в обществе разрыв связей межпоколенных групп, объединённых длительным совместным проживанием, общими языковыми, культурными и традиционными особенностями.

Исламские учёные всегда против такого развития процессов и являются гарантами межнациональной консолидации.

Факторы межнационального объединения

То, что объединяет людей, независимо ни от каких обстоятельств - это Ислам.

История многовековых исламских традиций показывает, каким в идеале должно быть этноконфесиональное сосуществование в духе веротерпимости, добрососедства и взаимопомощи.

Исламские праздники, такие как Ураза байрам, Курбан байрам, празднования по случаю рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в месяце Раби-уль-аваль и другие, имеют очень важное значение в стирании отрицательных стереотипов национального характера. Подобные мероприятия способствуют межнациональному согласию многонационального, но единого по духу и вере народа Дагестана. Это очень отрадно, потому что люди - независимо от национальной и социальной принадлежности – собираются и вместе выражают радость. Особенностью таких торжеств, особенно в Дагестане, является исполнение мавлидов и нашидов, на разных национальных языках, что способствует укреплению дружбы и братства между людьми.

Основы ислама объединяют людей!

Основой консолидации общества является наличие условий взаимодействия её членов. Для такого позитивного взаимодействия в Исламе есть все условия.

Первое - это особая ценность коллективной молитвы – согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), коллективная молитва в 27 раз ценнее, чем молитва, совершённая в одиночку. Это обстоятельство побуждает людей собираться в мечетях каждый день по пять раз, видеться, общаться и советоваться друг с другом.

Второе – обязательность совершения коллективно, один раз в каждую неделю, пятничной молитвы. Эта обязанность распространяется на всех совершеннолетних мужчин каждого населённого пункта. Раз в неделю верующие каждого населённого пункта собираются вместе.

Третье - обязательность единения, предусмотренного в Исламе, охватывает и международную область. Это обязательный столп Ислама - Хадж. Люди всего мира, всех наций и народностей раз в году собираются в одной точке - на горе Арафат, для совершения Хаджа. Совершая все обряды Хаджа, предусматривающие тесное взаимодействие, паломники следуют уникальной модели единства всемирного масштаба.

Межнациональные браки решают политические задачи и сближают народы

Вышеперечисленное относится сугубо к религиозной практике. Помимо этого, есть ещё одно существенное обстоятельство, снижающее напряжённость в межэтническом взаимодействии - это межнациональные браки. Межнациональные браки неизбежно ведут к стиранию различий между этническими группами и к сближению народов. Это известно ещё с древних времен и часто использовалось правителями в разные эпохи для достижения политических целей, укрепления связей между государствами, для разрешения земельных споров.

Как воспитать взаимоуважение?

В современных условиях очень важно пропагандировать в обществе братство народов.

Большую роль в воспитании терпимости и взаимоуважения могут сыграть: проведение встреч учащихся с представителями духовенства, учёными-богословами, проведение конференций и лекций, с разъяснением запретности межнациональной розни, ксенофобии, с объяснением, к каким последствиям может это привести. Следует также почаще рассказывать учащимся об уроках Второй мировой войны, о том, к каким тяжёлым последствиям привело распространение идей нацизма и фашизма. Также следует показывать, как все народы Советского Союза тогда объединились, как одна семья, против врага и ценой больших жертв смогли победить.

Непременным условием таких встреч с молодёжью должна быть систематичность. В комплексе эти и другие меры приведут к воспитанию в обществе взаимоуважения, к утверждению равенства прав и свобод человека, независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, и места жительства.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.