Золотой век Ислама

7 Июль 2010
5679

Золотой век Ислама«Без прошлого нет будущего». Это высказывание пришло на ум, когда около двух месяцев назад меня попросили заняться переводом с английского языка документальных фильмов под названием «Наука и Ислам». С первого взгляда я поняла, насколько ценна информация, освещаемая в них, ведь речь шла о многовековой истории величественных страниц Исламского халифата или, как его назвали историки, о Золотом веке Ислама. Воодушевлённые перспективой узнать нечто необычное и надеясь принести пользу, мы с коллегой по работе взялись за перевод, и, с помощью Всевышнего, вскоре всё было готово.

Лично для меня фильм стал сенсацией. Там освещалось много интересных моментов, но одна мысль, высказанная автором, профессором физики университета Сюррей (Англия), Джимом Аль-Халили, поразила меня и заставила по-другому взглянуть на всё. Он поделился следующей мыслью: «Меня удивляет, что так мало людей осознаёт, какой вклад исламские учёные внесли в развитие мировой науки. Почему же мусульман представляют как угодно, только не как учёными, чьи идеи поистине были революционными?».

Закончив работу над переводом всех частей фильма, я узнала, что без достижений исламских учёных не было бы науки в её нынешнем состоянии, и мне захотелось поделиться с другими тем, что я узнала.

Золотой век Ислама датируется между серединой 8 и серединой 13 веков. В течение этого периода исламские учёные, художники, инженеры, поэты, философы и купцы, следуя призыву Священного Корана и хадисам Пророка Мухаммада (саллялаху аляйхи вассалям) приобретать и распространять знания, внесли вклад в науку, экономику, литературу, философию, морское дело, сельское хозяйство, как сохраняя традиции прошлого, так и используя собственные изобретения.

В начале 8 века исламские халифы управляли огромной территорией. И как многие успешные правители, подобно Цезарю и Наполеону, они понимали, что политическая власть и научный прогресс идут рука об руку, а потому учёные пользовались огромной поддержкой со стороны правителей. Для этого было много причин – некоторые из них практические. Знание медицины помогало спасать жизни, военной техники - выигрывать войны, знание математики позволяло регулировать государственные финансы. Ислам способствовал развитию науки, ведь сам Пророк (саллялаху аляйхи вассалям) велел верующим искать знания, даже если придётся идти за ними в Китай. Некоторые учёные даже называют эту эпоху «эрой исламской научной революции», что отражает степень влияния и вклад мусульман в становление современной науки.

Образованию отводилась приоритетная роль; так, электронная энциклопедия Wikipedia приводит следующие цифры – к 10 веку в Кордове насчитывалось 700 мечетей и 70 библиотек, в Каире имелась библиотека с двумя миллионами книг, а университет Аль-Каруин (Марокко) признан Книгой рекордов Гиннеса самым древним университетом в мире, гарантирующим выдачу дипломов.

Арабский язык стал универсальным языком науки. Учёные из разных стран, не имеющие ранее возможности общаться, теперь получили её. Помимо всего прочего, арабский язык отличался точностью, что идеально подходило для научной и технической терминологии. Учёные из разных частей мира теперь могли обсуждать, сравнивать, оспаривать и дискутировать. Учёный из Кордовы на юге Испании теперь мог сойтись в литературных и научных дебатах с учёным из Багдада и Самарканда.

В 9 столетии правители Багдада проводили регулярные встречи (интеллектуальные маджлисы). Можно было бы назвать их семинарами или обсуждениями, во время которых самые умные люди города, философы, богословы и астрономы независимо от религиозной принадлежности собирались, чтобы обсудить свои идеи. От учёных не ждали, что они будут придерживаться особой линии или принимать Ислам. Им вполне свободно позволялось выражать собственные представления и чувства. Единственным требованием было то, что они должны были делать это на изящном арабском языке, приводя логические доводы.

Вклад мусульманских учёных в различные отрасли науки.

Медицина, пожалуй, стала самым высоким достижением мусульманских ученых, и это непосредственно связано с хадисами о поиске средств лечения болезней, призыву к гигиене, чистоте. Именно в Исламском халифате впервые были построены больницы, госпитали, возникли первые медицинские институты. Блестящий исламский учёный ибн Сина (известный также как Авиценна), в честь которого медицина получила своё название, был талантлив и отличался недюжинной эрудицией. К 10 годам он выучил Коран наизусть, к 16 – изучил исламское право, философию, геометрию, естественные науки, логику и высшую математику, а к 18 годам стал известен как великий врач. Именно ибн Сине принадлежит заслуга в открытии заразных заболеваний, анестезии, связи психологического и физического состояний и многих других областей медицины. Его книга «Канон врачебной науки» на протяжении пяти веков (с 12 по 17) использовалась в качестве учебника в лучших медицинских институтах Европы.

Физика – Изучение экспериментальной физики начинается с имени ибн аль-Хайсама, родоначальника оптики, чей труд «Книга оптики» ставится наравне с трудами И. Ньютона за революционные идеи в открытии оптических законов.

В области физиологической оптики он даёт описание строения глаза и правильное представление бинокулярного зрения. Наконец, он высказал предположение о конечности скорости света. Среди опытов, проведённых учёным, выделяются опыты с камерой-обскура, опыты по преломлению света и эксперименты с различными видами зеркал.

Математика – среди достижений исламских учёных в области математики, прежде всего, выделяют возникновение алгебры и алгоритмов, связанных с именем выдающегося математика Мухаммада аль-Хорезми, введение десятичной системы счёта, дробей, тригонометрических функций, и множество других великих достижений, без которых не было бы современных математических наук.

Сельское хозяйство – мусульмане достигли больших успехов в сельском хозяйстве, используя 3 принципа – чётко продуманная система севооборота (позволяющая получить двойной урожай за год на той же земле, к примеру как этого добились в Йемене и Ираке), развитая система орошения и использование определённого вида зерновых в зависимости от их особенностей.

Промышленность исламских стран того периода отмечена изобретением мыла, часов, стекла, духов, вооружения, развитием кораблестроения, ковроткачества, использовались силы ветра и воды для механизации процесса производства.

Астрономия – такие учёные, как ат-Туси и ибн Аль-Шатир, впервые высказались о возможности вращения Земли по своей оси, и Коперник при открытии теории о гелиоцентрической солнечной системе воспользовался их трудами. Ат-Туси - чрезвычайно разносторонний учёный, автор сочинений по философии, географии, музыке, оптике, медицине, минералогии. В раннем возрасте начал учёбу, изучив Коран, хадисы, юриспруденцию, логику, философию, математику, медицину и астрономию.

Ат-Туси

В 1259 году ат-Туси основал крупнейшую в то время в мире Марагинскую обсерваторию близ Тебриза, оказавшую исключительное влияние на обсерватории многих стран Востока, в том числе на обсерваторию в Пекине.

Химия – родоначальником химии считают Джабира ибн Хайяна. Он разработал ранний вариант экспериментального метода исследования в химии и описал множество кислот (включая хлоридную, азотную, лимонную, уксусную и винную кислоту). Он сделал экспериментальный подход систематичным и основанным на лабораторных исследованиях, что значительно отличалось от подхода его предшественников — древнегреческих и древнеегипетских алхимиков, чьи методы были чаще всего аллегоричными и путаными.

Философия – труды таких учёных как ибн Рушд и аль-Кинди, оказали большое влияние на философскую мысль, а аль-Газали получил мировое признание благодаря своим трудам по теологии, суфизму, фикху, логике, философии. Именно аль-Газали принадлежит заслуга в формулировании теоретических основ суфизма, и его интеграции с общепризнанным Исламом.

Вышеперечисленные факты – лишь краткий экскурс в полную событиями эпоху Исламского Возрождения. Помимо упомянутых отраслей мусульманские традиции оказали влияние на литературу, архитектуру, военное и морское дело. Учёные средневекового Ислама сохранили традиции и опыт своих предшественников, собрали воедино эту гигантскую научную мозаику, пропитанную знаниями, дошедших к ним из отдалённых стран со всего мира. Этот большой синтез произвел не только новую науку, но и показал впервые, что наука выше политические рамок и религиозной принадлежности. Это - совокупность знаний, которая приносит пользу всем людям и идея, которая во все времена останется актуальной.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.