Как избавиться от «поедания мертвечины»: личный опыт

17 Январь 2018 2313

Современные психологи приводят всё больше доводов в пользу следующего тезиса: полноценная и гармоничная жизнь личности возможна только тогда, когда на душе преобладают положительные эмоции. Зло, агрессия, ненависть, зависть, уныние, страх и другие разрушительные чувства ничего создавать не могут. Так устроен человек.

Когда Александр Матросов бросался на амбразуру с пулемётом, у него в душе была положительная эмоция: любовь к своим товарищам, которых он спасал, любовь к Родине, во имя которой он умирал. Солдаты Отечественной войны, взрывавшие вражеские танки вместе с собой, также были полны созидательной эмоции, ибо знали, что их смерть нужна для того, чтобы жили тысячи и тысячи их сограждан.

Однако у наших современников, особенно у наших сестёр, большая проблема в получении радостных эмоции. Постоянно получать удовольствие от еды невозможно. Во-первых, желудок человека ограничен в размерах, и вечно набивать его едой невозможно. Во-вторых, современная мода диктует девчатам быть стройной, то есть жёстко ограничивать себя в еде.

Сексуальная радость ещё более кратковременна. Несмотря не все усилия, интимное удовольствие имеет привычку быстро блёкнуть, когда нафс удовлетворился. «Виагра» и иные препараты не помогут часами получать телесную радость.

Тогда в дело вступает самый распространённый и, наверное, один из самых древних и безотказных способов получения радостной эмоции. Сплетни. В современном словаре русского языка сплетня – это слух о ком или о чём-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях.

Наверное, это окажется уникальным явлением, если сплетничающие собеседники будут часами хвалить кого-нибудь, преувеличивая достоинства объекта обсуждения. Все согласятся с тем, что смысл данного действия – это передача информации именно об отрицательных качествах другого человека.

Вот он, момент истины: какую внутреннюю радость и удовольствие сплетничающие получают от распространения негативных сведений об объекте сплетни. Он – лентяй, пьяница, неудачник, бестолковый, нищий и больной; у него проблемы с детьми, муж (жена) ушёл (ушла) или ходит «налево», с работы выгнали… Отличный повод для критики, осуждения, презрения других людей.

Смысл всего этого действия один – получение внутреннего удовольствия от негативной информации о другом. Чувство радости и удовольствия формируется потому, что разум сплетничающего человека на подсознательном уровне испытывает положительные эмоции от понимания того, что он – лучше, чем обсуждаемый человек.

Понятно, что чем больше плохих качеств у обсуждаемого человека, тем больше радости и наслаждения испытывают сплетники. Это потому, что «положительные» черты сплетничающих становятся более выразительными. Для достижения такого эффекта используются разного рода прилагательные, раздувающие плохое и преуменьшающие хорошее в объекте обсуждения. Вот в этом-то и заключается самое разрушительное в процессе сплетен.

В Исламе сплетники сравниваются с поедающими мертвечину, ибо это вмешательство в волю Аллаха. Мы знаем, что всё в этом мире подчинено воле Всевышнего: и хорошее и плохое исходит от Него. Только Аллах всё создаёт и управляет своим творением. Не надлежит сотворённому вмешиваться в дела Творца, поэтому слова, прямо или косвенно осуждающие других людей, представляют собой нежелательное явление.

Вмешательство в то, что не касается человека, приносит ему несчастье. Ведь каждый лично отвечает за свои деяния перед Аллахом, и то, что своими разговорами он затрагивает честь других людей, только усугубляет его непростое положение перед Всевышним. Все мы подвержены «нашептыванию» иблиса и часто совершаем ошибки. Так есть ли у нас основания говорить плохое о другом человеке, начисто забыв свои прегрешения?

Имам Абу Дауд приводит потрясающий хадис, который имеет прямое отношение нашему разговору. Однажды к Пророку пришёл сподвижник и признался в совершении прелюбодеяния. Согласно Шариату он был наказан и умер. Когда прошло время, Пророк Мухаммад услышал разговор двух людей, которые вспомнили сподвижника, совершившего грех. Один из них сказал, что тот признался в прелюбодеянии и умер, как собака. Пророк случайно услышал эти слова, но ничего не сказал.

Позже Пророк Мухаммад как-то путешествовал и проходил мимо трупа животного у обочины дороги. Посланник Аллаха остановился, осмотрелся и спросил: «Где те двое, которые беседовали ранее?» Они примчались. Пророк сказал им: «Спуститесь! И съешьте труп этого животного». Тогда они воскликнули: «О Посланник Аллаха, неужели ты хочешь, чтобы мы съели тело этого мертвого животного!? Как же нам съесть труп животного?!» Посланник Аллаха сказал: «То, что вы пожирали плоть вашего брата, намного хуже, чем пожирание мертвечины. И даже сейчас, клянусь Аллахом, я вижу его окунающимся в райские реки». (Абу Дауд).

Таким образом, совершивший прелюбодеяние после смерти был прощён Всевышним, а осуждающие его сподвижники Пророка Мухаммада получили унижение от самого Посланника. Сколько лет они пробудут в огне Ада за сплетню, нам не может быть известно (упаси Аллах нас от этого!). Наверное, именно поэтому среди мусульман распространён принцип, согласно которому сплетничающий подобен поедающему мертвечину.

В процессе написания этой статьи автор сделал довольно печальное «открытие» о себе. Он был доволен собой, ибо не говорил плохое о других людях, старался не осуждать окружающих, если даже они совершали безнравственные поступки. Однако, когда автор проходил мимо магазина «Магнит», его поразило открытие: ведь он презирал состоятельных людей, которые вывозили товары из магазина в больших тележках и грузили в свои машины престижных марок.

Автор горделив, ибо он не поклонялся материальным благам и не тратил много на еду. Это знание о себе незаметно стало основанием для презрительного отношения к благополучным людям как поклоняющимся не Аллаху, а богатству, престижу и собственной значимости. Презрение исходило из осознания того, что я поклоняюсь Всевышнему и не стремлюсь к мирским богатствам, значит, я выше и лучше их (упаси Аллах!).

Тогда автор сделал для себя «открытие» – а ведь он совсем не лучше сплетничающих людей, которые вслух осуждают и критикуют своих знакомых, государство и власть. Может, его презрительно-осуждающие мысли ещё хуже, ибо постоянные мысли спускаются в подсознание и глубинные слои мироздания. Таким образом, автор сделал вывод – возможно, он хуже просто сплетничающих людей.

Правда, и до этого «открытия» автор статьи постоянно повторял «Астагфиру Ллах!», когда ловил себя на презрительно-осуждающих мыслях в адрес водителей, мчащихся со скоростью 100 км/час в населённом пункте; состоятельных людей на «Ланд Крузере»; хазрата, который читает проповеди в маджлисах, а сам пропускает утренние молитвы…

В процессе написания этой статьи автор понял простую истину: недопустимы не просто сплетни, но даже плохие мысли в адрес других. Не имеет никакого значения, обоснованы эти мысли или нет.

Такая уверенность основывается на смысле Ислама как религии, ниспосланной Аллахом для всех людей. Всё от Всевышнего, и всё принадлежит только Ему, и только Он может осуждать и наказывать совершивших ошибки и грехи. Пророк Иса (мир ему) сказал: «Солнце светит всем: и плохим, и добрым!», ибо каждый выполняет волю Аллаха. Иногда, имея свободу выбора, люди могут совершать греховные поступки. Но они принадлежат Аллаху, поэтому осуждать может только Он.

К нашему великому счастью, у нас есть испытанная веками методика спасения от сплетен и презрительного отношения к другим. Прежде всего, это постоянное понимание своего несовершенства в этом мире, представляющем собой великую иллюзию, предназначение которой – испытание нашей веры и нафса. Мы посланы в этот мир для развития и совершенствования своей души и нравственности, все иные наши дела – семья, работа, богатство – имеют второстепенное значение.

Таубу-истигфар – это первый шаг на пути достижения совершенства посредством отказа от «поедания мертвечины». Второй этап – это наше реальное изменение; он имеет первостепенное значение, поэтому намного сложнее.

Постоянное повторение фразы «О Аллах, помоги мне освободиться от презрения к твоим созданиям!» – одно из действенных средств. Естественно, наш нафс не позволит нам быстро избавиться от осуждения и презрения окружающих. Иногда нужны месяцы и годы, чтобы очистить душу и разум от привычных нам с рождения эмоций: обиды, осуждения, презрения, страха будущего, недовольства прошлым, злорадства над неудачами «плохих» родственников и соседей, зависти.

Как много надо ещё работать автору и другим людям, чтобы иметь реальные шансы попасть в райские сады. Однако иного нам не дано. Поэтому мы можем лишь ещё раз обратиться Всевышнему: «О Аллах, помоги нам спасти наши души, ибо Ты всё можешь!».

Марат Якупов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.