Об истинном образовании

2 Июль 2018 930

Предпосылкой к этой статье стали слова известного Шейха Мехмета о системе современного мирового образования. Он сказал, что сейчас работают тысячи университетов, в которых получают образование множество молодых людей.

Однако все они похожи на ослов, нагруженных книгами. И нет никакой разницы, что это за книги – по экономике, политике, культуре, математике, астрономии или любые другие. Все они посвящены разуму и телу человека, так как их главной задачей является обеспечение благосостояния современного общества.

То, что название министерства, которое должно обеспечить будущее России, ОБРАЗОВАНИЯ, говорит о многом. Оно означает, что главной задачей этого государственного учреждения формирование человеческих ОБРАЗОВ, выражающихся в специальностях. Экономист, нефтяник, юрист, слесарь, ветеринар, военный, учитель, и так далее – десятки образов. Их предназначение – хорошо выполнять свою работу: вести экономику, судить, добывать нефть, лечить животных, защищать Родину, учить детей, чтобы они в будущем приняли один из десятков образов – получили профессию.

Всё нормально, всё соответствует современным стандартам общества. За исключением самого главного и важного – нет воспитания ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА. То есть получается, что современная система образования готовит только специальности – винтики, служащие для функционирования сложнейшей системы, имя которой – общество.

При этом если советская система образования (просвещения), действительно готовила специалистов, то современная система – непонятно кого. Вузы выпускают бакалавров и магистров, а что это означает на русском языке, не очень понятно.

Школа, колледж и университет не формируют человека, начиная с первого класса, как особое духовное существо. Можно отвлечённо говорить о том, что идёт процесс воспитания, проводятся какие-то мероприятия, мастер-классы и так далее – как реализация второстепенной цели системы образования, педагогики. Здесь нет самого главного – парадигмы человека, то есть отсутствует образец, на которого можно было равняться миллионам молодых россиян. Ранее говорили о трудовом человеке, честном труженике, патриоте, законопослушном коллективисте. А сейчас непонятно, кто «герой нашего времени»: Мавроди, сумевший обмануть тысячи сограждан для создания многомиллионного состояния, Абрамович, сумевший скупить за бесценок производственные мощности и ставший мультимиллионером, или инженер завода с зарплатой 20 тысяч рублей?

Учителя и кураторы воспитывают личность, смысл жизни которой – целенаправленное достижение материального успеха посредством активности, усердия, усвоения информационных технологий, обеспечение карьерного роста и выполнение главных задач жизни: покупка хорошей квартиры с модным оборудованием, престижной марки авто, поездки в путешествия и воспитание одного ребёнка. Всё, стандартный набор выполнен, счастье достигнуто. Далее – счастливое время пенсии и финал жизни.

Быть хорошим врачом, трактористом, слесарем, адвокатом – дело совсем даже неплохое. Однако всё это – всего лишь образы-роли, которые играет человек в этой жизни. А что будет после смерти – никто знать не желает.

Научные исследования Бехтерева, Р. Моуди, С. Грофа, С. Н. Лазарева, доказывающие реальность жизни после смерти, остаются незнакомыми для массы людей. Поэтому очень мало педагогов, готовящих человека к главному бытию – бытию на «том свете».

Практически никто не убеждает учеников и студентов стать любящими, добрыми, сострадательными, милосердными, терпеливыми и любящими свою Родину. Просто потому, что всё это не помогает им в достижении материального благополучия.

Молодёжи непонятно, что именно эти качества являются чертами истинного человека, которые будут приняты нашим Всевышним, когда мы предстанем перед Ним.

Таким образом, получается, что современная система образования не учит молодёжь быть человеком, тем существом, для которого высшей ценностью выступает сама жизнь как величайший дар Аллаха. И зря тратим мы её в погоне за иллюзорными образами-профессиями, которые обеспечивают нас всего лишь преходящими материальными ценностями.

Смысл и цель истинной жизни во все времена были доступны лишь при религиозном образовании, которое готовило человека к жизни в этом мире и потустороннем. Без усвоения великих нравственных принципов Всевышнего наша жизнь совершенно бессмысленна. Поэтому более четырнадцати веков назад Он ниспослал людям через Пророка (мир ему и благословение Аллаха) 50-й аят суры Аль-Касас:

وَمَنْ أَضَلُّ مِمَّنِ اتَّبَعَ هَوَاهُ بِغَيْرِ هُدًى مِنَ اللَّهِ

(смысл): «А кто является ещё более заблудшим, чем тот, кто последовал за своей прихотью без [оставив] верного руководство Аллаха?» (сура Аль-Касас: 50)

Великая истина аята доказывается наукой, согласно которой лишь 5% знаний принадлежат нам, а остальные 95% – это сфера бессознательного. Именно через неё мы получаем божественную информацию, которая учит нас быть любящими, добрыми, милосердными и так далее.

Причём эти великие нравственные ценности мы можем получить только посредством веры во Всевышнего, душой поняв Его вечную реальность. Без познания Бога эти общечеловеческие качества останутся хорошо звучащими риторическим лозунгами и ничем более.

Столетиями педагоги атеистических школ твердят своим воспитанникам о честности, трудолюбии, мире, законопослушности. Однако история показывает нам бесконечные войны, революции, алчность, властолюбие, преступные наклонности людей.

Когда мусульмане обращаются Аллаху со словами, приведёнными в суре Таха:

وَقُلْ رَبِّ زِدْنِي عِلْمًا

«И говори: "Господь мой! Увеличь мои полезные знания"» (сура Таха: 114), они подразумевают знания божественные, формирующие истинно человеческие качества личности и уммы.

Фундаментальными выступают знания о том, что реальная наша жизнь начинается после смерти, когда мы будем отвечать за проведённые в этом мире годы. Не то, какую профессию мы освоили, какая марка авто была и сколько этажей наш дом, какие заслуги и почет получили в этом мире, интересует нашего Творца, а какими мы были людьми:

хорошими или плохими, выполняли мы Его заветы или игнорировали, уверенные в своей правоте в отрицании вечной жизни. Поэтому Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил мусульманам:

فَضْلُ الْعِلْمِ خَيْرٌ مِنْ فَضْلِ الْعِبَادَةِ وَمِلاكُ الدِّينِ الْوَرَعُ

«Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие». (Хаким, Аль-Баззар)

Также Посланник Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ خَرَجَ فِي طَلَبِ العِلْمِ فَهُوَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ حَتَّى يَرْجِعَ

«Тот, кто вышел на путь поиска знаний, находится на пути Аллаха, пока не вернётся». (Тирмизи 2647)

Речь идёт о настоящих, то есть вечных знаниях, тех, которые пригодятся в мире этом и для бытия вечной души после смерти. А то, что оно есть, доказывают не только религиозные науки, но многие великие мыслители.

И. Ньютон, А. Эйнштейн стали учёными с мировым именем, при этом веруя в существование Единого Всевышнего. Теория коллективного бессознательного К. Юнга доказывает тезис о том, что простой человек или заслуженный учёный, даже самый принципиальный атеист получает жизненную и научную информацию только от Аллаха.

Все существующие проблемы общества могут быть решены только при сотрудничестве религиозных и так называемых светских наук. Иных вариантов у человечества нет, уверен в этом.

Марат Якупов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.