Исламский Шариат и экология

26 Январь 2011
3153

Долг человека – охранять землю и соразмерно использовать её во благо.

Полчаса на ахират!Мусульманское представление о природе и человеке носит сакральный характер, ибо и человек и природа – великие священные творения Бога. В Исламе человек несёт ответственность перед Богом за сохранность чистоты и красоты природы. Мусульманские учёные-богословы говорят: «Любить Аллаха означает любить Его творения: природу, человека, животный и растительный мир.

Если нарушается гармония в отношении людей к природе, возникает экологическая угроза. Природа беззащитна перед бездушной и небережливой деятельностью людей. Греховность частной собственности на природные богатства фиксирована в шариатских законах. Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) говорил, что вода, пастбища и соль являются общими. В Коране утверждается, что Бог сотворил и небо, и землю, и животных, чтобы они давали пользу людям. По Исламу долг человека – охранять землю и соразмерно использовать её во благо. Для мусульман грехом считается даже проклинать природу. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Не ругайте природу, потому что она подчиняется Господу».

Что дозволено и запрещено в отношении животных?

Для мусульманина всё, что связано с природой, имеет и моральное, и нравственное значение. Многовековая история наших предков свидетельствует об их благоговейном отношении к среде обитания. Они не имели научных знаний о природе, но жизненный опыт научил их беречь её первородную чистоту и гармонию. Мусульманское право осуждает собственников, которые по каким-либо причинам не возделывают свои земли и при этом никому их не уступают. Бывало, что правители забирали невозделываемые земли у их владельцев и передавали другим. Такая мера предотвращала социальный и экономический кризис. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) и его сподвижники внушали людям заботу и любовь к животным, которые облегчали их труд. Ответственным грехом считается ударить животное по морде. Запрещено всякого рода обращение с животными, которое не соответствует природному их назначению, например, нельзя ездить на корове верхом, или класть груз на её спину. Необходимо заботиться о хорошем корме и чистом содержании животных. Также следует очищать животных от приставших к ним нечистот. Не дозволяется отрезать у живого животного какую-либо часть тела. Также запрещается делать животное мишенью для стрельбы. Не дозволяется также подходить по ночам к месту, избранному птицами для отдыха. Запрещается устраивать зрелища из боя птиц и животных. Нельзя выщипывать перья из птицы до её заклания. Ислам требует строго соблюдать и правила охоты. Нельзя резать животное в присутствии другого животного. Нельзя затачивать нож или другой инструмент, используемый для заклания, в присутствии животного. Нельзя резать животное тупым ножом, принося ему тем дополнительные страдания. Тяжким грехом считается бросить в огонь какое-либо животное, даже если это блоха, комар и т. п. Описывается случай, когда Пророк пристыдил одного сподвижника за то, что тот поджёг муравейник. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Наказание огнём – дело только Аллаха». Он также говорил: «Любить Аллаха означает любить Его творения – природу, человека, животный мир». Один из асхабов его спросил: «О Посланник Аллаха, разве нам полагается награда за животных?». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Награда полагается за всё живое», и привёл конкретный поучительный пример о милосердии к животным. «Аллах простил одну подлую женщину и удостоил её Рая из-за собаки. Собака, высунув язык от жажды, тяжело дышала у колодца. Эта женщина сняла с себя пояс, привязала к нему туфлю и, зачерпнув в неё воду из колодца, напоила собаку, и это вернуло её к жизни. Аллах простил эту женщину, и она обрела райские покои» (Бухари, Муснад, 2/507). В другом хадисе от Тирмизи говорится: «Будьте милосердны к тем, кто на земле, чтобы был к вам милосерден Тот, Кто на небесах».

Отношение сподвижников к животным.

Рассказывают, что некоторые сподвижники Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) надевали на ноги колокольчики, чтобы мелкие существа, услышав звон, отдалялись и не попадали им под ноги. Спрашивается, могут ли эти люди, не наступающие даже на муравьёв, поступить несправедливо по отношению к людям? Нет, они никому сознательно не причиняли зла. С горечью надо отметить, что в наше время человек с чёрным сердцем покушается на права, на жизнь тысяч ни в чём неповинных людей. Жизнь на земле есть повсюду: в лесах, степях, в горах, пустынях, океанских пучинах, в небе, в почве. Царство животных поражает многообразием, неповторимостью каждого вида. Учёные в настоящее время насчитывают около 2 млн. животных видов. Этот огромный и такой разный мир животных существует, подчиняясь Всеобщему строгому порядку. Каждое живое существо наделено Всевышним поразительными особенностями, до сих пор недостижимым для людей. Каждое живое существо имеет своё место в мировом порядке, и неоправданное уничтожение животного мира нарушает экологическое равновесие и наносит невосполнимый урон природе.

В этом мире каждая капля воды, каждая травинка, каждая живая клетка свидетельствует о существовании и единственности Всевышнего Господа. Совершенство природы является проявлением Великого Божественного Замысла.

Да поможет нам Аллах сохранить и передать будущим поколениям окружающую нас природу в чистом виде.

Магомед Алиев.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.