Имам Шамиль и мы

28 Январь 2011 576

Богатыри духа!

Имам Шамиль и мыНа днях исполняется 140 лет со дня смерти великого сына Дагестана. 4 февраля 1871 года в Медине скончался имам Дагестана и Чечни Шамиль. За это время выросло несколько поколений наших предков, одни из них прожили с искренним почтением к делам своих отцов, другие хотели забыть эту часть истории, третьим было без разницы, есть у них история или нет.

Спустя полтора столетия после ухода из жизни имама мы, его потомки, связаны ли с ним и его делами? Можем ли мы считать себя продолжателями его славных дел? Или мы не считаем себя обязанными делать что-то поистине большое, значимое? Наверное, эти вопросы мы иногда должны себе задавать.

Помнить о подвигах предков – это ведь значит не только знать хронологию былых битв, походов, даты рождения и смерти. Это важно и тогда, когда нет достоверной, полной и исчерпывающей информации. Но ещё важнее помнить, к чему стремились, за что не жалели жизней предки дагестанцев в те трудные, порой кровопролитные периоды нашей истории. И надо не только помнить об этом, надо стараться хоть как-то походить на тех, кто так жил и умирал до нас.

В наше вроде бы мирное, но на самом деле тревожное время для того, чтобы продолжать дело, к примеру, имама Шамиля, необязательно браться за оружие. Ведь война не была целью ни имама, ни наибов с мюридами. Ими двигало стремление распространять Ислам. Все три первых имама Дагестана, будучи глубоко религиозными людьми, не думали о другом. Они воевали против тех, кто не хотел видеть в Дагестане Ислама. Это были не только войска русской царской армии, вместе с ними, на их стороне, были и местные силы.

А между тем, быть в Исламе и добиться результата, то есть самосовершенства, не так просто, очень даже непросто. И начинать надо с себя, не надо, будучи невеждой, наставлять других. Можно в качестве примера взять жизнь Имама Шамиля. Как он с детства закалял своё тело, работал над духом. Много учился, посещал алимов, был под наставничеством у шейхов. Когда пришла пора, встал во главе народа, защищал религию, родину. На его теле было множество боевых ранений.

Работа над собой дала свои результаты, да и не могла не дать. (Результата добиться может каждый при упорном труде). Имам достиг степени духовного наставника, его в Турции называют не иначе как шейх Шамиль. По-моему, там о нём знают больше, чем сами дагестанцы. Знают и чтут.

Достойный пример перед глазами меняет людей, они стараются быть похожими на лидера. Так и в окружении имама Шамиля было множество мужественных наибов, совершивших много подвигов. Они показывали героизм не только на поле сражения. Между ними часто складывались такие преданные, возвышенные отношения, дружба и братская любовь, что со временем описание их дел превращалось в легенду.

Однажды наиб Шамиля Ахбердилав из Хунзаха попросил своего друга из Чечни Талгика засватать за себя красавицу, его землячку. Тот, не задумываясь, выполнил просьбу друга. Счастливый Ахбердилав со своей невестой, отправляясь домой, заметил на её лице слезинку, вытер её кончиком мизинца и спросил, почему та грустит. Тут и раскрылось, что Талгик и она были засватаны. Благородный Талгик дружбу посчитал важнее любви. Но и Ахбердилав был не менее благороден и предан дружбе. Палец, который коснулся невесты друга, он отрубил и отправил вместе с ней Талгику…

В то время были такие люди. Богатыри духа!

Похожие материалы: 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.