Учитель – источник добра, света, он – путеводитель на нелёгкой дороге
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать,
он будет лучше того учителя, который прочёл все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он – совершенный учитель.
Л. Н. Толстой
Помню, в школе в День учителя ученики с учителями менялись ролями, то есть в этот день, как правило, старшеклассники давали самые разные уроки в младших классах. И знаете, это было так здорово! Они даже спрашивали и оценки выставляли в журнал и дневник. А мы, понимая, что перед нами не строгие учителя, немного расслаблялись и могли вести себя с ними на равных, ведь они были всего-то на пару-тройку лет постарше нас. А потом мы сами, когда подросли, в этот день тоже ходили преподавать. Тогда ещё мы осознали, что такое непослушание учеников, как трудно найти к каждому из них подход, как сложно поставить «двойку», если тебе ничего не ответили... в общем, учиться гораздо легче, нежели преподавать!
Понять, насколько сложна профессия учителя, можно, только если сам окунёшься в эту атмосферу, а с каждым годом быть учителем становится всё сложнее. Помню, раньше ученик никогда в лицо учителю не мог сказал грубое слово. Если классный руководитель грозился вызвать в школу родителей – это было для нас настоящее ЧП, а уж если на собрании что-то плохое скажут – то вообще можно было со стыда умереть! Сегодня мало встретишь учеников, которые вот так послушно вели бы себя. Не зазорно им нахально отвечать учителю, пререкаться с ними, спорить, делать всё наоборот. И даже тот факт, что в школу вызывают родителей, вовсе не пугает учеников.
Уважение – основа всех основ. С каждым годом оно теряется; немодным, что ли, становится такое качество в людях? Вроде с детства нас пытаются научить уважать старших, слушать их, следовать их советам, наказам, во всяком случае нас этому учили. А сегодня получается: «Слушай и делай всё наоборот». Да, у школы есть свои проблемы, но, надеюсь, всё изменится и вернётся на круги своя. Всё-таки наши детки неплохие, просто надо общими силами, всем вместе постараться направить их в нужное русло, и, пройдя какой-то самостоятельный жизненный путь, однажды они скажут вам: «Спасибо, Вы были моим первым учителем не только в школьные годы, но и на сложном жизненном пути».
Когда мне пришлось столкнуться с обучением в исламском вузе, меня поразило то, с каким адабом (уважением) относятся мутаалимы (ученики) к муалиму (учителю).
Адаб – это путь к совершенству, благодаря которому приобретающий знания сможет достичь желаемого результата, сможет до конца пройти нелёгкий путь изучения наук. Одному путнику, ищущему учителя, сказали: «Если ты хочешь чему-то научиться, то сначала научись адабу, без него невозможно познать истинные знания!»
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не из моей общины тот, кто не уважает старшего, не милосерден к младшему и не отдаёт должное тем, кто обладает знаниями». Также он сказал: «Изучайте науку, приобретайте знания и уясните, что для знания и для науки нужно терпение с теми, у кого вы приобретаете знания». Суфьян ас-Саври сказал: «Я не знаю лучшего поклонения, чем давать людям знание».
В исламских книгах приводится целый перечень адабов, которые необходимо проявлять к учителю. Например, он должен делать дуа учителю в продолжение его жизни, заботиться о его семье и детях, уважать их; ученик не должен обращаться к учителю на «ты»; ученик обязан оказывать учителю уважение, почести, быть послушным ему, видеть в нём совершенство во всём; ученик должен войти в класс, в дом или специальное помещение, только спросив при этом разрешения учителя, будь учитель один или в обществе других; есть и некоторые другие адабы.
Почему именно такое отношение, а никакое другое? Да потому что исламские знания – это особая ценность, никогда ничего не сможешь выучить и тем более запомнить и использовать на практике, если нет чёткой расстановки: учитель, а потом ученик.
Учитель имеет очень высокое положение в Исламе, ведь он, по сути дела, обучает учеников жизни, истинному пути, совершению намаза, чтению Священного Корана, всему тому, чему обучал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Он говорил: «Всевышний, ангелы, обитатели небес и поднебесья – вплоть до муравьёв в норках и рыб в воде – благословляют учителей на добро».
Учитель отдаёт всё, что знает сам. К примеру, будет сказать о том, что в Турции, когда обучают Корану, на определённом этапе требуют от учеников, чтобы они нашли себе тоже учеников и уже сами давали уроки. Всё это делается потому, что исламские знания надо передавать сразу же другим, даже если ты выучил только арабский алфавит. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не может быть зависти только в двух случаях: когда Аллах одарил человека средствами, которые тот использовал в своей гибели за правду, и когда Аллах одарил человека мудростью, которую тот использует в обучении других».
Ислам и приобретение исламских знаний ни в коем случае не допускает какого-то пренебрежительного отношения к учителю. То, чем сегодня болеют некоторые школьники, неприемлемо по отношению к муалиму. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Изучайте науку, и изучайте серьёзно, с достоинством и в тишине. Будьте скромными с теми, кто вас обучает, и не будьте высокомерными по отношению к учёным».
В незапамятные времена был такой хороший обычай: приобретать знания у разных учителей. Из села в село, из города в город в поисках знаний ходили ученики и искали себе учителей, которые могли бы научить их чему-то новому. Они оставались у них на какой-то определённый срок, а потом дальше пускались в путь. Так вот, одному такому ученику из дома пришло письмо, он его не открыл. Через какое-то время пришло ещё одно письмо, и его оно не заинтересовало, настолько он был погружён в изучение наук. Только тогда, когда он получил от учителя определённый багаж знаний и должен был отправиться к следующему учителю, открыл оба письма. В одном сообщалось, что умерла его мать, а в другом – дядя. Вот так раньше учились, не оглядывались ни на что. Вот такая была покорность учителям, такое было послушание. А иначе и не должно быть, ибо знания даются только тем, кто полностью отрекается от лишних, посторонних дел и полностью погружён в приобретение знаний. Только так дошли исламская наука до наших дней, только так сохранилось такое большое количество алимов во всех странах мира и только так и должно быть до Судного дня.
Учитель – это жизненная школа, через которую должен пройти каждый. Он – источник добра, света, он – путеводитель на этой нелёгкой дороге. Он – преемник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Он желает нам добра, а потому мы, ученики, всегда должны помнить своего учителя и непрестанно благодарить Аллаха за то, что мы на правильном пути и что с нами есть те, кто поможет нам пройти его до конца. И да поможет нам Аллах! Амин.