Остерегайтесь фанатизма в религии!

7 Февраль 2012
4026

«Нельзя, руководствуясь гордыней монополизировать истину…»

Остерегайтесь фанатизма в религии!Есть одна проблема, которую, к сожалению, приходится поднимать и которая исторически не имеет отношения к Исламу, но искусственно связывается с ним, – это вопрос распространения терроризма и экстремизма. Эта проблема коснулась многих стран мира, не обошла стороной и Россию. Хотелось бы узнать об отношении современных исламских учёных, в частности – саудовских, и о Вашем личном к идеологии, которая подталкивает людей к терроризму, и почему, по Вашему мнению, он так сильно распространяется в мире.

На вопрос отвечает доктор шариатских наук Мустафа Махдум (Саудовская Аравия).

Я начинаю именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Начиная отвечать на этот вопрос, я скажу, что религия, с которой к нам пришёл Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) – это религия срединности, прямизны, умеренности, равномерности, соразмерности и справедливости.

Как говорит Всевышний Аллах в Коране:

وَكَذَٰلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا لِتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ سورة البقرة » الآية ﴿١٤٣﴾

(смысл): «Так как Мы наставили их, Мы сделали вас справедливой общиной, чтобы вы были свидетелями, что посланники довели религию до своих общин…»

Посмотрите, как Аллах в Коране приводит слово «васата» – находиться в середине. Приводит именно отглагольное существительное – масдар как источник словообразования, а не по-другому. И не описывает это состояние в данном аяте другими прилагательными. «Сделал вас уммой размеренности», то есть твёрдо стоящей на равномерности, справедливости и размеренности.

Когда мы совершаем молитвы, читаем суру аль-Фатиха и говорим:

«Наставь нас, о Аллах, и утверди на истинном пути. Наставь нас на путь тех, кого Ты одарил благами. Дорогою тех, которых не коснулся гнев Твой, и не заблудших (не сбившихся с прямого пути)».

Наставь нас, о Аллах, на прямую (правильную) дорогу – дорогу пророков, одаренных Тобою благами, и благих людей, последовавших за ними, на которых Ты не гневался и которые не сбились с прямой (правильной) дороги!

То есть мы не из тех, кто является фанатами-изуверами, и не из тех, кто разрушает, не из тех, кто отделяется и разделяет.

И когда в намазе мусульмане говорят «Ихдина сыраталь Мустакъим», это мольба, в которой они просят у Аллаха облегчения в следовании пути истины, умеренности и срединности в религии.

В священном Коране очень много аятов, которые запрещают чрезмерность.

Всевышний Аллах говорит:

 قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لَا تَغْلُوا فِي دِينِكُمْ غَيْرَ الْحَقِّ وَلَا تَتَّبِعُوا أَهْوَاءَ قَوْمٍ قَدْ ضَلُّوا مِنْ قَبْلُ وَأَضَلُّوا كَثِيرًاوَضَلُّوا عَنْ سَوَاءِ السَّبِيلِ
سورة المائدة - الآية ﴿٧٧﴾

(смысл): «О люди писания (иудеи и христиане), не переходите грани дозволенного, проявляя фанатизм!»

إِيَّاكُمْ وَالْغُلُوَّ فِي الدِّينِ ، فَإِنَّمَا أَهْلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمُ الْغُلُوُّ فِي الدِّينِ .

(смысл): «Остерегайтесь фанатизма в религии. Поистине погибли те, кто были до вас из-за фанатизма в религии».

Также вседозволенность и переход всяких границ в шариатских решениях запрещён и не дозволяется в Исламе.

Даже в богослужении и религиозных обрядах крайний фанатизм запрещается. Одна женщина во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в мечети завязала верёвку, она очень долго выстаивала в молитвах и, когда уставала, держась за эту верёвку, продолжала стоять. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел это, он выразил своё недовольство, показывая тем самым, что не нужно впадать в крайности.

Он не любил крайности, чрезмерность и фанатизм.

Ислам – это религия истины, умеренности и гармонии во всём.

Во многих странах мира есть разные течения и силы, которые выбрали путь распада и раскола общества и придерживаются радикальных идей и фанатизма.

Религия Аллаха всегда занимает самую оптимальную и универсальную позицию,  как говорят учёные, оба конца крайности порицаемы.

Возникает вопрос, как решить проблему фанатизма, которая затронула многие мусульманские страны мира. На самом деле решение этой проблемы является очень важным, и все мы много говорим о том, как решить её.

Радикализм и разные течения не являются новым и присущим только нашему времени. Как мы знаем из истории, течения, отличавшиеся своими радикальными взглядами, были всегда. И здесь очень важны наши действия и наша позиция в преодолении данной общественной проблемы.

Первое, что необходимо сделать для решения этой проблемы, это научиться вести диалог. Оставить оружие, прекратить убивать друг друга и сесть за стол переговоров, узнать мнение друг друга и сверить его с тем, что сказано в священном Коране и благородной Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение). В тех вопросах, относительно которых есть конкретные шариатские решения, мы принимаем их, а те вопросы, в которых есть разные мнения и которые нуждаются в иджтихаде и принятии фетвы, то и там можно найти компромиссное решение и прийти к общему мнению. Не должно быть навязывания своего мнения другим.

Даже имея разные мнения и взгляды, надо жить в мире. Как жили мусульмане в мире с христианами и иудеями. Христиане и иудеи жили вместе с мусульманами веками, и даже во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) они сосуществовали в мире и безопасности, заключив договор с ним. Нам, мусульманам, тоже надо быть терпимее, прощать друг друга и жить в мире.

Всевышний Аллах, описывая сподвижников Пророка (мир ему и благословение), говорит:

مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاءُ بَيْنَهُمْ
سورة الفتح - الآية ﴿٢٩﴾

(смысл): «Мухаммад – посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники суровы к неверным, но друг к другу проявляют сочувствие и милосердие…» (начало 29 аята, суры «аль-Фатх»).

Следует быть веротерпимыми и относиться друг к другу хорошо, основываясь на добре и милосердии. Нельзя, руководствуясь гордыней, монополизировать истину и говорить другим мусульманам, что только мы знаем истину, а все, кто с нами не согласен, будут в аду, так как они заблудшие. Надо выслушать людей, узнать их мнение, и если они заблуждаются и у них есть противоречия, надо помочь им, наставить их на правильный путь и разъяснить истину. Как говорят исламские учёные, имам должен сделать им наставление. Как это сделал Абдуллах иб Аббас (да будет доволен им Аллах), когда началась смута хариджитов. Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) отправил его к хариджитам, чтобы он поговорил с ними. После одной только беседы с ним более четырёх тысяч человек вернулись к истине. Их мнение поменялось и они оставили свои заблуждения, когда Абдуллах иб Аббас (да будет доволен им Аллах) привёл им научные доводы. Причиной того, что многие придерживаются неправильных взглядов, является их невежество, малые знания и непонимание мудрости религии. Они стремятся к истине, но из-за незнания попали в заблуждение.

Во время справедливого правления Умара бин Абдель Азиз, когда тоже появилась смута хариджитов, он отправил на диалог с ними известного учёного Авна ибн Абдиллаха. Он сел с ними, поговорил, привёл доводы, и большинство из заблудших вернулись к истине. В то время учёные говорили, что язык и научные доводы сильнее и крепче, чем меч  Хаджаджа. Методы Умара бин Абдель Азиза оказались крепче меча Хаджаджа, то есть действеннее в решении этой сложной проблемы – смуты хариджитов.

Надо исключить грубость, непристойность и наставить на истину и тем самым достичь взаимопонимания и избавиться от зла и смуты радикальных течений.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если два мусульманина вышли друг против друга, то убийца и убитый окажутся в аду!»

Когда появляется какая-то проблема, надо изучить причины её возникновения. Если причины выявлены, можно считать, что половина проблемы решена. В отличие от нас, мусульман, на Западе, когда появляется какая-то проблема, они вначале её изучают и выясняют истинные причины возникновения и только потом приступают к устранению и решению проблемы. Мы же без изучения и выявления причин начинаем сразу действовать и хотим решить все вопросы.

Когда в Европу пришли мусульмане и Ислам стал там распространяться,  на Западе сразу поручили университетам изучить причины этого явления, и в итоге вышла очень объёмная книга под названием «Основные причины распространения идей арабов в мире». Только изучение проблемы и причин её возникновения даёт человеку возможность исправить ситуацию.

Отрывок из интервью доктора шариатских наук Мустафы Махдума

Перевод с арабского islamdag.ru

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.